Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку»





Скачать 212.6 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских работ «первые шаги в науку»
Дата публикации19.05.2015
Размер212.6 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > География > Конкурс
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Конкурс исследовательских работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»


Секция: КРАЕВЕДЕНИЕ


Проблема интродукции лотоса Комарова (Nelumbo Komarovii) 

в озера Ленинского района Еврейской автономной области

Ивагина Таисия
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» ЕАО,

7 класс

Научный руководитель:

Козленя Галина Гаврииловна,

учитель географии высшей категории

МОУ СОШ с. Ленинское


г. Обнинск, 2008/2009 учебный год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………… 3

1. Особенности экологии и биологии лотоса Комарова (Nelumbo Komarоovii)….. 5

2. Интродукция лотоса Комарова ( N. Komarovii)  в озера Ленинского района

Еврейской автономной области………………………………………………… 5

2.1. Морфологические исследования поймы реки Амур в Ленинском районе…… 5

2.2. Гидрохимический состав пойменных озер Ленинского района……………… .7

2.3. Выращивание рассады лотоса Комарова(N. Komarovii)  юными

экологами школы………………………………………………………………… .9

2.4. Интродукция саженцев лотоса Комарова (N. Komarovii)  в озера Ленинского

района……………………………………………………………………………… 11

2.5. Проблема интродукции лотоса Комарова ( N. Komarovii)  в озера в связи с

понижением уровня грунтовых вод поймы реки Амур……………………….. 12

Заключение………………………………………………………………………….. .14

Библиографический список……. …………………………………………………. 16

Приложения…………………………………………………………………………. .17

Рекомендательное письмо

Введение

Если бы меня спросили, за что я люблю нашу приамурскую землю, я бы ответила: за неторопливое течение широкого Амура, задиристый майский ветер, плавное кружение японских журавлей в бирюзовом небе, шорохи растущих трав, за яркие всполохи желто-оранжевых саранок. Приамурье есть за что любить. Но одной любви ему мало. Человек давно осознал свою связь с миром природы, но жить бок о бок с ним только учится.

Приходится с сожалением констатировать, что в настоящее время некоторые растения становятся редкими или находятся на грани исчезновения. Такая участь постигла лотос Комарова (Nelumbo Komarovii)  в водоемах нашего района. Мне бабушка рассказывала, что 40 лет назад в озерах возле села Нового произрастали удивительной красоты водные кувшинки, ярко-розовые лепестки которого достигали 20-30 сантиметров, цветы излучали тонкий аромат. Вокруг озер был сенокос и в знойное июльское лето аромат распространялся над лугом, перебивая запах трав. В этих озерах не обнаружили мы интересующих нас краснокнижных растений – лотос Комарова (N. Komarovii.

Лотосы появились на Земле в очень давние времена. Более 100 миллионов лет назад, в меловом периоде, уже существовали эти удивительные растения. Вместе с гигантскими ящерами и огромными, с десятиэтажный дом, чудовищами, волочившими свои огромные хвосты по круглым листьям и атласно- розовым цветкам. Ископаемые семена и листья лотоса обнаружили в Северной Америке, Сибири и Арктике. Это свидетельствует о том, что в наиболее теплые отрезки времени на нашей планете эти растения были не редкость. Однако в дальнейшем, в связи с похолоданием климата, они стали отступать и сконцентрировались у тропиков. Лотос вообще бы мог исчезнуть, если бы не вмешательство в его судьбу человека, который очень давно высоко оценил его и ввел в культуру. Растению поклонялись, его тщательно охраняли, приписывали ему мистическую силу[7 ] Реликтовое растение в Еврейской автономной области имеет самый северный ареал, а в нашем районе в озерах не обнаружено.

Я, вместе с членами экологического клуба «Шанс», поставила перед собой цель: - выявить причину исчезновения популяции Nelumbo Komarovii в озерах Ленинского района и произвести интродукцию этого удивительного растения.

Мы понимали, что достижение этой цели может быть осуществлено в результате решения следующих задач:

- изучения литературы по данному вопросу;

- исследования озер Ленинского района, в которых произрастали лотосы Комарова (N. Komarovii) , установления причин исчезновения популяции.

Мы дали себе слово:

- определить морфологические характеристики озер района, необходимые для произрастания Nelumbo Komarovii;

- определить гидрохимический режим озер;

- оценить экологическое состояние исследуемых водоемов;

- вырастить саженцы Nelumbo Komarovii и высадить в озера района.

Конечно же, мы спланировали и широкую разъяснительную работу среди учащихся и жителей района по воспитанию экологической культуры, которая предполагает наличие у любого человека определенных умений, знаний, убеждений и готовности к практическим действиям, согласующимися с требованием бережного отношения к природе.

Таким образом, данная работа актуальна, поскольку решает проблему восстановления краснокнижного растения лотоса Комарова (N. Komarovii)  в водоемах Ленинского района; привлечения к экологическим проблемам широкого круга населения разного возраста: учащихся, старожил, взрослых жителей районного центра и сел, работников администрации поселений, природоохранных служб и т.д.

С чего начать работу? Конечно же, с изучения литературы. Оказывается, что ее не так уж и много: небольшие заметки в «Красной книге ЕАО», «Твой край родной» составитель А.Е. Тихонова, статья Курганской С.А. «Лотос орехоносный» в Интернете, «Времена года» С.Д. Шлатгауэр. А вот опыты выращивания и интродукции лотоса мы нигде не обнаружили. Члены экологического клуба «Шанс» в марте 2002 года встретились с к.б.н. Рубцовой Т.А. , сотрудником Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, в результате которой получили консультацию о методике выращивания лотоса из семян. Она поделилась семенами, привезенными из Ханкайского заповедника Приморского края.

Понимая важность предстоящей работы, мы наметили основные направления деятельности:

1. Исследовательская работа:

  • Определение морфологических параметров озер

  • Изучение гидрохимического состава воды в озерах

  • Наблюдение за ростом саженцев лотоса Комарова (N. Komarovii) 

  1. Практическая работа

    • Выращивание саженцев лотоса Комарова (N. Komarovii

    • Посадка саженцев в озера

    • Оформление рекомендаций юннатам по выращиванию саженцев Nelumbo Komarovii 




  1. Просветительская работа

    • Отражение работы по интродукции Nelumbo Komarovii  в СМИ

    • Проведение акции «Лотосам быть!»

    • Установление рекламных щитов возле озер

    • Проведение консультаций в школах района

  2. Творческая работа

    • Конкурсы: поделок, рефератов, стихотворений, вышивки и т.д.

1. Особенности экологии и биологии лотоса Комарова (Nelumbo Komarovii)

Лотос - земноводное травянистое многолетнее растение. Стебли лотоса, превратившиеся в мощное толстое корневище, погружены в подводный грунт. Одни листья подводные, чешуевидные, другие - надводные, плавающие или высоко поднятые над водой. Листья плавающие - на длинных гибких черешках, по форме плоские и округлые. Листья возвышающиеся - на прямостоящих черешках, они крупнее, имеют форму воронки диаметром 50-70 см. Листья покрыты восковым налетом и не смачиваются водой, поэтому капли воды перекатываются на них, как шарики ртути. Цветки крупные, до 30 см в диаметре, с многочисленными розовыми или белыми лепестками, они высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. (Приложение 1. Рис.1. 2.)Чуть ниже места прикрепления цветка имеется так называемая зона реагирования, в которой лотос меняет свое положение вслед за солнцем. Центр цветка составляют многочисленные ярко-желтые тычинки и широкое обратноконическое цветоложе. Цветки обладают несильным, но приятным ароматом. Плоды представляют собой орешки, образующиеся в углублениях цветоложа. Известны случаи, когда семена, хранившиеся в музейных коллекциях, прорастали через 150 и даже через 200 лет после сбора [ 5 ]. 

Лотос приспособился к местным условиям, стал морозостойким растением. Обычно слой ила, в котором зимуют корневища, не промерзает и температура придонного слоя воды не опускается ниже +4 С. В случае же полного промерзания водоема, что иногда происходит, корневища лотоса погибают [ 7 ].

2. Интродукция лотоса Комарова (N. Komarovii)  в озера Ленинского района

Еврейской автономной области

2.1. Морфологические исследования озер поймы реки Амур в Ленинском районе.

Для проведения морфологических исследований озер членам экологического клуба необходимо было знать географию размещения озер в пойме реки Амур на территории Ленинского района. Выход в поисковую систему Интернета Gooqle дал возможность воспользоваться подробными картами Приамурья. (Приложение 2)

Почему именно пойменных озер? Село Ленинское расположено в пойме реки Амур. Во время наводнений (интервал выхода воды на пойму – 10-12 лет) затопляется водой долина реки Амур до 30-35 км. Понижения в рельефе заполняются водой и превращаются в озера. Но существуют и постоянные водные объекты – озера в пойме реки Амур, обмен воды в которых происходит во время наводнений.

В мае 2002 года было обследовано три озера – Лебединое около с. Бабстово, Круглое - станции Ленинск, Лотосовое в окрестности с. Нового. Озеро Лебединое имеет площадь 0,8 га, слабопроточное, протекает река Солонечная, берега заболочены. Вокруг озера кочковатое болото, подъезд к озеру затруднен. Глубина озера 2 метра. Температура воды +16°С (17.05.2002г.), дно илистое.

Озеро Круглое имеет площадь 0,7 га, бессточное, берега заболочены. Глубина 0,9 метра, дно илистое, температура +19°С (24.05.2002г.).

В озере Лотосовом раньше произрастали Nelumbo Komarovii, и старожилы помнят, как в июле и начале августа покрывалась водная гладь розовыми кувшинками, как сверкали алмазами капли росы на изумрудных листах, но более 30 лет их нет в этом озере. Что же произошло? Почему исчезли растения, ведь чилим- спутник лотоса растет? Исследуя состав воды, глубину озера, берега, видовой состав живых организмов, мы пришли к выводу, что существует несколько причин. Первая - северная и восточная часть озера распахана, в 70-е годы вносилось много минеральных удобрений для повышения плодородия почв, смыв их в озеро мог привести к нарушению равновесия, изменению гидрохимического состава воды, что повлекло к исчезновению популяции лотоса.

Вторая причина – проведение мелиоративных работ, что привело к понижению уровня грунтовых вод, следовательно, берега, где находились корни растений, промерзали и растения погибли.

Третья – в озере появилось большое количество ондатр, а корневища, стебли и цветы – это лакомство для этих животных. Но, скорее всего все три причины способствовали исчезновению из этого озера таких удивительных растений. В мае 2002 года именно это озеро соответствовало всем параметрам для высаживания саженцев: глубина превышала 1,2 метра (в зимний период мощность льда на озерах достигает до 1,5 м и глубина озера должна превышать этот уровень, чтобы не вымерзли корни растения ), дно из сапропеля мощностью более 1метра.

В результате морфологических исследований 2003 - 2005 годов юные экологи установили, что озера Пашино в окрестности с. Венцелево, Кривое и группа Царских озер около с. Кукелево соответствуют параметрам произрастания краснокнижного растения лотоса Комарова(N. Komarovii): площадь более 0,8 га, глубина 1,2 – 2,3 м., дно илистое, вода прогревается летом до температуры + 24°С. По морфологическим данным, в эти озера возможна интродукция Nelumbo Komarovii.
2.2. Гидрохимический состав пойменных озер Ленинского района.

Посетив озеро Лебединое Октябрьского района Еврейской автономной области (биологический памятник природы) (Приложение 3.Рис.4.), где сохранились заросли лотоса Комарова, члены экологического клуба взяли пробы воды для проведения химического анализа. Это необходимо для установления параметров, требуемых для интродукции краснокнижного растения в другие озера и изучения экосистем в пойменных озерах реки Амур.

Химический состав воды озер – важнейшая экологическая характеристика природных вод. Это кислотно-основные свойства (рН), минерализация, питательные или биогенные вещества (соединения азота, фосфора, железа), органические вещества (органические кислоты), растворенные газы (О2).

Суточная, сезонная, годовая и многолетняя изменчивость химического состава и колебания концентрации его компонентов в пространстве (по акватории и по вертикали водоемов) представляет собой гидрохимический режим водоемов.

Изучив литературу по определению химического состава воды «Методы экологических исследований» Буфалова В.А., Богдановой Л.В., Купера Л.З., «Оценка экологических условий в водоемах и водотоках» Иванова А.В., мы пришли к выводу, что многие исследования по химическому составу воды озер, возможно проводить в полевых условиях и санитарно-гигиенической лаборатории: определение цветности, мутности, сульфатов, рН, азота аммиака, азота нитратов и нитритов, хлоридов, железа, окисляемости и жесткости. Все эти химические составляющие воды влияют на состояние экосистемы озера, изменения их могут оказать решающее влияние на экологическое состояние водоема.

Исследования проводились в санитарно-гигиенической лаборатории ГУ «Центр ГСЭН в Ленинском районе» под руководством лаборантов. (Приложение 4.Рис.5.)

Основными приборами для определения химического состава воды являются колориметр фотоэлектрический концентрированный КФК-2. Величина рН определяется ионометром. Колориметр фотоэлектрический концентрированный КФК-2 предназначен для измерения в отдельных участках диапазона длин волн 315 – 960 мм, выделяемых светофильтрами, коэффициентов пропускания и оптической плотности жидкостных растворов, а также для определения концентрации веществ в растворах методом построения градуировочных графиков.

Колориметр позволяет также производить измерения коэффициентов пропускания рассеивающих взвесей и коллоидных растворов в проходящем свете. В лаборатории в световой пучок колориметра помещали кювету с контрольным раствором. Изменением чувствительности колориметра добивались, чтобы отсчет по шкале коэффициентов пропускания колориметра п1 был равен 100%. Затем в световой пучок помещали кювету с исследуемым раствором. Отношение потоков есть коэффициент пропускания τ исследуемого раствора:



Полученный отсчет п2 по шкале коэффициентов пропускания колориметра соответствует Fλ. Следовательно, коэффициент пропускания исследуемого раствора в процентах будет равен п2, т.е. τ% = п2. Оптическая плотность определяется по формуле.

Группа ребят 7-10 классов взяли пробы воды в исследуемых озерах. Вид отбора проб – разовый (нерегулярный), так как озера размещены далеко от районного центра и имеется проблема подъезда к объектам.

В результате исследований установлен химический состав воды в озерах:

Лебединое Лебединое Лотосовое Пашино Царские

(Октябрьский р-н) (Ленинский р-н)

Мутность, мг/дм³ 3,5 4,0 3,5 3,0 4,0

Цветность, град. >70 >75 >75 >70 >70

Запах 0 0 0 0 0

Сульфаты, мг/дм³ 10,0±1,5 10,5±1,6 10,0±1,5 9,5 ±1,5 10 ±1,5

рН 6,4 6,4 6,5 6,3 6,4

Азот аммиака, мг/дм 1,0±0,1 1,2±0,1 1,0±0,1 1,0±0,1 1,0±0,1

Азот нитратов, мг/дм 0,005±0,01 0,006±0,01 0,006±0,01 0,005±0,01 0,005±0,01

Азот нитратов, мг/дм³ 4,1 4,1 4,0 4,1 4,1

Железо, мг/дм³ 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5

Жесткость, мг/дм³ 1,8 2,0 1,8 2,0 2,0

Хлориды, мг/дм³ 3,5±0,8 3,6±0,8 3,5±0,8 3,5±0,8 3,5±0,8

Окисляемость, мгО/дм³ 3,0 2,9 2,8 2,8 3,0

В исследуемых озерах повышенная мутность и цветность, вода слабокислая. Главным источником поступления кислорода в воду озер является процесс поглощения его из атмосферы и продуцирование в результате фотосинтетической деятельности водных организмов. Кислород также поступает с дождевыми водами. Потребляется кислород на окисление некоторых неорганических веществ, а также дыхание водных организмов. Скорость потребления кислорода увеличивается с повышением температуры, количества бактерий и других водных организмов и веществ, подвергающихся химическому и биохимическому окислению.

В результате сопоставления химического состава воды в исследуемых озерах с контрольными пробами (озеро Лебединое Октябрьского района) установили, что все озера соответствуют параметрам произрастания Nelumbo Komarovii.

2.3. Выращивание рассады лотоса Комарова (N. Komarovii) юными экологами школы

Семена Nelumbo Komarovii собираются на озере Лебедином Октябрьского района ЕАО с разрешения комитета природных ресурсов правительства области, так как данное озеро является памятником природы, и чрезмерное вмешательство в естественный процесс экосистемы озера может привести к негативным последствиям. Сбор семян происходит зимой, когда установился ледовый покров. До этого времени основная часть зрелых семян из кубышек высыпается в озеро, но некоторые кубышки располагаются вертикально и в них находятся семена. Эти кубышки с семенами ребята собирают, в классной комнате просушивают, достают семена и в апреле закладываются опыты по выращиванию рассады.

В природе прорастание семени-орешка это сравнительно длительный процесс, так как кожура у орешка очень твердая, служит для защиты семени и зародыша. Между дольками семени уже в орешке имеется зеленый росточек, который готов при попадании в воду и разрушении кожуры семени, прорасти. В статье Курганской С.А. «Лотос орехоносный» описывается, что семена лотоса могут дать всходы через 1000 лет, если будут сохраняться при определенных условиях. Нам же необходимо ускорить процесс всхожести. Для этого мы подтачиваем орешки в месте выхода росточка на 2 мм, т.е. сточили слой кожуры наждачной бумагой, таким образом, дали воде проникнуть к семени быстро.

С 2002 года члены экологического клуба ведут дневники наблюдений

выращивания саженцев лотоса Комарова (N. Komarovii). (Таблица №1).

(Таблица№1)

№п/п

Дата

Проводимая работа

Результаты наблюдений

1

01.04.08

Ознакомление с процессом выращивания саженцев лотоса Комарова(N. Komarovii. Определение объема работы.




2

02.04.08

Подпиливание твердой оболочки семян напильником или наждачной бумагой. Повешение семян в емкости с водой слабо подкисленной марганцево-кислым калием. Емкости поставлены на освещенный солнцем подоконник.

Оболочка семян очень твердая, изменение структуры оболочки на расстоянии 2-3 мм.

3

03.04.08

Смена воды в емкостях

Вода стала темно-коричневого цвета. Не пропускает свет

4

05.04.08

Смена воды в емкостях

Все семена увеличились в размере, у ¾ из них появились зеленые росточки.

5

06.04.08

Смена воды в емкостях

Из общего количества семян – 1% не всхожи, остальные дали ростки, у ¼ семян появились ростки в виде петли, у 10 ростков – листочки диаметром 1,5см., темно-зеленого цвета, острый, закрученный листик развора-чивается и приобретает округлую форму. Не смачивается водой.

6

09.04.08

Смена воды в емкостях

Ростки вытянулись на 5-7 см. Кожица семян стала мягкой. У ростков появились листочки, а у 10- вторые.

7

10.04.08

Смена воды, пересадка в более глубокие емкости

Ростки достигли 10-12 см., практически у всех ростков появились вторые листики. Развиваются зародышевые корешки.

8

15.04.08

Смена воды. Пересадка ростков в емкости высотой 50 см.

Длина ростков 20см., зароды-шевые корешки достигли 3-4 см.

9

16.04.08

Смена воды.

У 1/3 ростков появились 3 листочки.

10

19.04.08

Ежедневная смена воды.

У всех растений появились зародышевые корешки, они достигли 10см.

11

22.04.08

Смена воды в емкостях.

Длина ростков достигла 30см. Величина листочков 3 – 3,5см в диаметре. Над водой возвыша-ются листочки «лодочкой». Вся поверхность емкости покрыта листочками.

12

24.04.08

Посадка ростков в емкости с сапропелем.

Емкости 60 см высотой, заполненные сапропелем до высоты 15 см.

13

30.04.08

Смена воды в емкостях.

Саженцы хорошо растут, появились новые листочки, диаметр – 5 см.

14

03.05.08

Смена воды в емкостях.

Вся поверхность емкости покрыта листами.

15

08.05.08

Смена воды в емкостях.

Появились первые отмирающие листочки.

16

15.05.08

Ежедневная смена воды.

Листочки диаметром 5-6 см.

17

28.05.08

Посадка саженцев лотоса Комарова (N. Komarovii ) в озеро Кривое.

В сапропеле выросли корневища розового цвета, толщина 0,6 см, длина 5-6 см, имеются 2-3 листа.

Из проведенного опыта видим, что при благоприятных условиях ростки у семян лотоса Комарова (N. Komarovii) появляются на 3-4 сутки. В хорошо прогретой и освещенной солнечными лучами воде ростки растут быстро. Через три недели необходимо высадить ростки в емкости с сапропелем, смешанным с песком.

2.4. Интродукция саженцев лотоса Комарова (N. Komarovii) в озера

Ленинского района

Интродукция саженцев лотоса Комарова(N. Komarovii) в исследованные озера производится в конце мая – начале июня, когда вода в водоемах прогреется до температуры +17 - 18°С. В озера высаживаем рассаду с лодки, так как глубина должна превышать 1,2 м. Предварительно заготавливается в емкости (ведра) сапропель из этого же озера. Каждый росток помещается в небольшое количество сапропеля и завязывается марлей, для того, чтобы при опускании растения в воду оно не всплыло на поверхность озера, а достигло дна.(Приложение 4. Рис. 5, 6). Марля очень быстро разлагается в воде, не нанося большого вреда экосистеме озера, а росток успевает укорениться, в уже имеющейся сапропели, и может развиваться дальше. (Приложение 4. Рис.7, 8)

В последние три года ребята практикуют высаживание 4 - 5-тидневных ростков непосредственно в озеро, так как объем посадочного материала доходит до 1000 штук.(Приложение 4) Вырастить такое количество рассады до стадии развития корневища в стенах школы проблематично, поэтому стали искать другой путь интродукции краснокнижного растения в озера. Но небольшое количество рассады, как и раньше, выращивают в школе два месяца.

В августе 2007 года ребятам экологического клуба «Шанс» подарили кубышки с семенами лотоса жители г.Биробиджана, побывавшие в туристических поездках в Темрюкском района Краснодарского края и Японии. Лотос из дельты Волги несколько отличается от типичного и поэтому выделен в отдельный вид - лотос каспийский (Nelumbo caspica D.C. Fish.). Сообщив экскурсоводам о работе учащихся ЕАО по интродукции лотоса Комарова, получили в подарок семена для юных экологов из таких далеких мест.

Посадка саженцев лотоса Комарова (N. Komarovii) с 2002 по 2008 годы произведена в шесть озер Ленинского района (Пашино, Лотосовое, Кривое и в трех Царских озерах), в некоторые из них дважды.

Вся работа по интродукции лотоса Комарова освещалась в районной газете «Амурская нива», на Ленинском телевидении, газете «Амурский меридиан» (Приложение 5), а в 2007 году транслировалась на канале НТВ. Для популяризации экологической работы по интродукции Nelumbo Komarovii к совместной деятельности были приглашены студенты географического факультета ДВГСГА. Совместно с работниками администраций сельских поселений были установлены аншлаги «Лотосам быть!» (Приложение 6), проведены районные научно-практические конференции «Исследования родного края и перспективы восстановления природы» (Приложение 7), выпускаются буклеты «Лотос – розовое чудо» (Приложение 8).

Самостоятельные инспекции ребятами озера Лотосового на второй год посадки рассады показали, что саженцы хорошо прижились, перезимовали, диаметр листьев достиг 13-15 см. Сотрудники ИКАРП ДВО РАН в 2007 году провели инспекцию по озерам района с целью установления наличия Nelumbo Komarovii в местах интродукции. В результате данной проверки установили, что в Царских озерах имеются растения, диаметр листьев достигает 30 см. Мы можем сделать вывод, что данный размер листьев может быть у растения второго или третьего года.
2.5. Проблема интродукции лотоса Комарова(N. Komarovii) в озера в связи с понижением уровня грунтовых вод поймы реки Амур

Члены экологического клубы «Шанс» продолжают исследовать озера поймы реки Амур, наблюдать за ростом лотоса Комарова (N. Komarovii). Так в августе 2008 года была проведена поездка к озерам, где официально зафиксировано произрастание краснокнижного растения. Оказалось, что ребята приехали на место экологической катастрофы. Царские озера возле села Кукелево исчезли, на их месте располагается луг. Хорошо выражена котловина бывшего озера, береговые склоны, но воды нет. Самое страшное, что на месте бывшего озера даже не заболоченный луг, а сухой, поросший травой, высота которой достигала 1 м. Мы понимаем, что в природе происходят изменения, но не с такой же скоростью!

Перед нами стала задача найти причину исчезновению пойменных озер, ведь такая же картина произошла и с озером Лотосовым возле села Нового, где хорошо прижились посаженные нами лотосы в 2002 и 2003 году, а в 2005 году озеро высохло.

Жизнь пойменных озер напрямую зависит от уровня воды в реке Амур, который является базисом грунтовых вод. Проанализировав график максимальных уровней воды р. Амур у с. Ленинское за период 1896 – 2006 гг. (данные наблюдений Хабаровского ЦГМС-РСМЦ (Приложение 9), установили, что периодичность появления максимумов исследуемых величин через 10-14 лет (1952, 1962, 1972, 1984, 1998гг.). Наводнения в пойме реки Амур приводили к затоплению сельскохозяйственных угодий, усиленной эрозии берегов, но вместе с тем происходил водообмен в пойменных озерах, повышался уровень грунтовых вод поймы. Данные графика дают возможность проследить за регулярностью минимальных уровней. Так в 1954, 1968, 1979, 1992 годах наблюдался низкий уровень воды, а в 2002 году самый низкий за 100 лет наблюдений. С этого времени уровень воды в реке Амур существенно не повышался. Таким образом, с 1998 года не происходит заход воды в пойменные озера, а уровень воды постоянно понижается, что послужило причиной высыхания водоемов, иссушения почв, исчезновения болотной растительности. (Приложение 10).

Каковы причины очень низких уровней воды в реке Амур? Их несколько: уменьшение количества осадков во время муссонных дождей [ 4 ]; вырубка лесов в бассейне реки Амур и ее верхних притоков (Забайкальский край, Амурская область, ЕАО, Республика Саха (Якутия); использование воды в сельском хозяйстве, как КНР, так и Ленинского района ЕАО для выращивания риса, а также наполнение водой Зейского и Бурейского водохранилища. Зейская ГЭС была запущена 25 лет назад, до запуска происходило наполнение водой водохранилища, уменьшился объем воды, поступающий в Амур (река Зея дает 16,5% общего стока). Около 40% этого стока зарегулировано водохранилищем. Река Бурея в месте впадения в Амур давала 20% стока Среднего Амура. В связи со строительством ГЭС более 90% стока зарегулировано. [ 6 ] Пуск первой очереди Бурейской ГЭС состоялся осенью 2002 года и минимальный уровень воды в реке Амур отмечен 26 ноября 2001 года ( Приложение 11), следовательно, существует прямая зависимость абсолютного минимума уровня воды в реке Амур и заполнением полезной емкости Бурейского водохранилища. Таким образом, с каждым годом поступление воды в реку Амур уменьшается, что ведет к понижению уровня воды в пойме реки и к исчезновению пойменных озер. Все меньше остается водоемов в Ленинском районе для интродукции лотоса Комарова.

Заключение

Напрасны наши труды по интродукции лотоса Комарова(N. Komarovii)? Нет. Ребята - старшеклассники имеют опыт определения гидрохимического состава воды, что пригодилось для успешности обучения в медицинских высших учебных заведениях г. Хабаровска, Благовещенска и Владивостока, экологическом факультете ДВСГА. Мы научились выращивать рассаду несколькими методами, высаживать ее в озера и увидели результат – плавающие изумрудно-зеленые листья на водной глади. Нашли огромное количество увлеченных ребят, жителей района, стремящихся восстановить изумительную кувшинку в озерах малой Родины.

Удивительные стихотворения, написанные юными экологами школы, призывают охранять природу родного края, преумножать ее богатства. Выпускница школы Оля Черторинская была признана победителем поэтического конкурса за легенду «Маленькое небо».

Быль ли это или не быль,

Я сейчас не рассужу,

Но про маленькое Небо

Я легенду расскажу.
Есть в России, у границы,

Небольшой и чистый пруд,

И к тому пруду умыться

Ходит Солнце поутру.
Вот заглянет, улыбнется

Сонным водам, берегам,

Ухнет, прыгнет, окунется –

И помчится по делам.


Только небо волноваться

Начинает у воды.

«Хватит, Солнышко, плескаться,

Не случилось бы беды!»
В воду тут и там заглянет,

Отразится невзначай…

Ну а Солнце все играет

В ярких утренних лучах.
«Посмотреть за Солнцем мне бы,

Ну, чуть-чуть, ну хоть разок!»

И воде раскрыло Небо

Светло-розовый глазок.

Распустился он, раскрылся,

На воде прилег легко…

Вдруг от Неба отразился

И волшебным стал цветком.
Тем цветком, что человека

Заставляет не дышать,

И в котором век от века

Воплощается душа.
Тем цветком, что так не слышно

Серебрится вдалеке,

Тем, что держат Брахма, Вишна

В нежной золотой руке.
Тем, в чем люди увидали

Сущность вечной чистоты,

Он в руках не увядает,

Если добрый малый ты.

Он предотвращает беды,

Дарит сладостные сны…

Лотос – маленькое небо

Среди водной тишины.

* * *

К сожаленью, сказка наша

Не закончилась пока.

Лотос стал белей и краше-

Так и тянется рука.
Люди! Мертвыми цветами

Не украсишь дом и хлев!

Не лишайте себя сами

Части Неба на Земле!


В Географии ЕАО в рубрике «Это интересно» имеется статья «Лотосы в ЕАО», в которой описывается работа наших ребят по восстановлению популяции лотоса Комарова в озерах.[ 3 ] (Приложение 12).

Работа членов экологического клуба «Шанс» по исследованию пойменных озер Ленинского района и интродукции в них лотоса Комарова (N. Komarovii) проводилась при поддержке комитета природных ресурсов правительства ЕАО – это субсидирование грантов «Родина светлая – мое Приамурье» -(2004 год – 6 000руб.), «Лотосам в озерах быть!» ( 2005 год -10 000 руб.), а также благодаря материальной поддержке Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы (2006, 2007, 2008 годы по 10 000 рублей).

Эта работа – предостережение для тех, кто занимается изучением и охраной реликтового растения. Грунтовый уровень воды в пойме реки Амур понижается, а это характерно и для озер, в которых в настоящее время произрастают лотосы Комарова. Наша задача, с разрешения управления природных ресурсов создать семенной фонд краснокнижного растения и сохранить материал по методике интродукции лотоса Комарова в школе. А также научить ребят младших классов выращивать саженцы удивительной водной кувшинки.

Нам жить на этой земле, в удивительном по красоте уголке России, поэтому следует неустанно бороться за восстановление исчезающих видов растений.

Библиографическая литература

1. Буфалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З. Методы экологических исследований. М, ЛА «Варяг», 1995.

2. Буфалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З. Экологическая экспертиза. М, ЛА «Варяг», 1995.

3. География Еврейской автономной области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ ЕАО. Хабаровск, «РИОТИП», 2007.

4.Отчет о прохождении половодья и летнее-осеннего паводка в 2008г. на территории ЕАО.

5. Красная книга Еврейской автономной области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / Правительство Еврейской автономной области. Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН / Отв.ред.Т.А.Рубцова. Новосибирск: АРТА, 2006..

6. Подольский С. Экологическая ситуация в зоне влияния Бурейского водохранилища и предложения по оптимизации природопользования. ИВП РАН. 2002.

7.Рубцова Т.А. История ботанических исследований Еврейской автономной области// Региональные проблемы. 2001. №5.

8. Регионы нового освоения: экологические проблемы, пути решения: материалы межрегион. Науч.-практ. Конф., Хабаровск, 10-12 окт.2008г.: в 2 кн.-Хабаровск: ДВО РАН, 2008. – Кн.2.

9. Твой край родной. Составитель Тихонова А.Е. Хабаровск,1982.

10. Шлотгауэр С.Д. Времена года. Хабаровск, изд.«Приамурские ведомости». 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconИтоги конкурса научно-исследовательских работ «Мои первые шаги в...

Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconКонкурс «Первые шаги»
Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги»
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconКонкурс учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секции "Математика"

Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconО проведении научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
Мбоу дод «ддт» п. Ханымей с целью подведения итогов проектно-исследовательской деятельности воспитанников и участия лучших исследовательских...
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconПоложение о конкурсе. Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,...
...
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconПоложение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок...
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Первые шаги»
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconКонкурс Место и время проведения Примечание Награждение «Первые шаги в науку»
В рамках Всероссийской конференции «наука и профессиональное образование: современные теоретические проблемы и практический опыт»...
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconКонкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку»
Выполнили: Константиновская Наталья Сергеевна, Игнатьева Елизавета Викторовна ученицы 5 класса моу «сош села Березина речка Саратовского...
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconКонкурс учащихся 1 7 классов «Первые шаги в науку» Секция краеведения...
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconКонкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Солнце
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconФи ученика
«Первые шаги в науку – 2014». В конференции, в I и II сменах, приняли участие по 10 учащихся
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconРезультаты проведения школьной научно-практической конференции членов ноу «Первые шаги в науку»

Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,...
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconМуниципальный этап XI всероссийского детского конкурса научно-исследовательских...
Рассмотрев проект модельного закона "О гидрометеорологической деятельности", Межпарламентская Ассамблея постановляет
Конкурс исследовательских работ «первые шаги в науку» iconКонкурс проектных и исследовательских работ «Открытый мир. Старт в науку»
Автор проекта Харчева Дарья Николаевна, учащаяся 10 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск