Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились





НазваниеПояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились
страница1/5
Дата публикации11.06.2015
Размер0.65 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


«География. Россия» 8 класс
Пояснительная записка

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Программа А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина Программы общеобразовательных учреждений; География. 6-9 классы 10-11 классы/ - М., «Просвещение», 2009 г.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014учебный год.

УМК

1. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2011.

2. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда)

3. Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)  

4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 8 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2012

5. Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»

На прохождение программы в курсе «География. Россия» 8класс в учебном году выделяется 68 часов, (2 часа в неделю) и 37 практических работ.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и характеристикой крупных регионов России.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.
Цель и задачи курса:

Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства  нашей Родины, о месте  России в современном мире, воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения  к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи:

  Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности  на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;

  Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

1) знать/ понимать:

географическое положение России на карте мира, гра­ницы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

положение России на карте часовых поясов;

административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;

вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

численность, плотность и воспроизводство населения России;

особенности естественного движения населения;

основные направления миграций;

состав трудовых ресурсов;

национальный и религиозный состав населения России;

особенности размещения населения;

типы поселений;

связь рельефа с тектоническим строением;

закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;

основные климатические пояса и типы климата России;

влияние климатических условий на жизнь и хозяй­ственную деятельность населения России;

меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

особенности морей, омывающих берега России;

ресурсы морей и их использование человеком;

крупнейшие речные системы и озера страны;

границу распространения многолетней мерзлоты;

меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

основные типы почв, их размещение по территории страны;

особенности земельных ресурсов и их рациональное ис­пользование;

состав и структуру хозяйства России;

основные факторы размещения отраслей хозяйства;

важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

изменения в экономике России и своей области;

природные зоны России;

особенности природно-хозяйственных зон;

влияние природных условий на жизнь, быт и хозяй­ственную деятельность населения;

пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

что такое территориальная организация общества;

что такое Всемирное наследие;

объекты Всемирного природного и культурного наследия России;

Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- основные средства и методы получения географической информации:

- субъекты Российской Федерации;

- пограничные государств;

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

- границы часовых поясов:

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- распределение рек страны по бассейнам океанов;

- основные области современного оледенения и крупные ледники:

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

— народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

— примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

— объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

— районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

— экологически неблагополучные районы России:

— маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

— географическое положение объектов;

— разницу в поясном времени территорий;

— погоду по синоптической карте;

— параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

— географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

— образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

— особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

— роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

страны;

— влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

— образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

— образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

— влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

— как составляют прогноз погоды;

— распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

— почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

- разнообразие природных комплексов на территории страны;

— различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

— изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

— особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

— роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

— уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

— причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

— особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

— объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация», «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование», «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,
Учебно-тематический план 8 класса:




раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

по программе

по рабочей программе




Введение.

1

1

-

1.

Россия в мире.

5

5

4

2.

Россияне

10

10

5

3

Природа

17

24

14

4.

Хозяйство

15

19

9

5

Природно-хозяйственные зоны

6

7

4

6

Наше наследие

2

2/2

1




ИТОГО

70

68/70

37


Содержание учебного курса

«География России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс (68ч)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка исходными документами для составления примера рабочей программы явились
...
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились
...
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconРабочая программа по химии для 9 класса количество часов в год -68
Пояснительная записка для рабочей программы по химии 9 класс Исходными документами для составления рабочей программы явились
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
А. А. Летягин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.::«Вентана Граф» 2008г
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
А. А. Летягин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.::«Вентана Граф» 2008г
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
...
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004...
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Примерная программа среднего (полного) образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень (В. И. Сиротин, И. И. Душина, Е. М....
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
...
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
...
Пояснительная записка Исходными документами для составления примера рабочей программы явились iconПояснительная записка. Данная программа составлена на основе примерной...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск