Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю





Скачать 199.27 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю
Дата публикации05.07.2015
Размер199.27 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
«Согласовано» «Утверждено»

Заведующий учебной Директор ГБОУ СОШ №230

частью . Пестова С.И.

Мацелинская Л.Г.

Рабочая программа по природоведению

5 класс

2 часа в неделю

Учителя:

Однороженко Т.В.

Самонова А.В.

г. Москва

2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Автор программы: Н.И.Сонин; «Дрофа», Москва, 2008 год

                             

Курс «Природоведения» является пропедевтическим  по отношению к естественным наукам. Содержание  курса интегрировано и включает понятия по основам биологии, физики, химии, географии.

Именно курс «Природоведение» формирует первоначальные  элементарные научные знания. Изучение материала  направлено на решение его главной задачи- формировании знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому Курс «Природоведение»  является пропедевтическим по отношению к естественнонаучному циклу дисциплин: биологии , химии, физике, географии в последующих классах. В настоящее время наиболее актуальным  является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим в программу  включены такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них последними (своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).

 

Цели и задачи изучения предмета

  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

 применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.Введение. Изучение природы

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Практические работы: «Знакомство с оборудованием для научных исследований», «Проведение наблюдений, опытов и измерений», «Великие естествоиспытатели»

Тема 2. Вселенная

Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактики.

Демострации: карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

Практическая работа: «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»

Тема 3. Земля

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые, и сложные вещества, смеси.

Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Практические работы: «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов», «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра, оценка влияния погодных условий на самочувствие людей».

Тема 4. Жизнь на Земле

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане', леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы: «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации», «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания»

Тема 5. Человек на Земле

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практическая работа: «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»



Календарно – тематическое планирование по природоведению в 5 классе

2 часа в неделю – 68 часов

урока

Дата

Тема урока

Тема 1. Введение. Изучение природы. (3 часа)

1/1




Изучение природы человеком. Естественные науки.

Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

2/2




Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

Практическая работа №2 «Проведение наблюдений, опытов, измерений»

3/3




Великие естествоиспытатели.

Практическая работа №3 «Великие естествоиспытатели»

Тема 2. Вселенная (14 часов)

4/1




Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею

5/2




Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 14-17 веков.

6/3




Модель Вселенной Н. Коперника.

7/4




Развитие представлений о Вселенной.

8/5




Солнечная система. Планеты земной группы. Практическая работа №4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»

9/6




Планета Земля и её соседи.

10/7




Планеты-гиганты и маленький Плутон.

11/8




Небесные тела: астероиды, кометы.

12/9




Таинственные соседи Солнца.

13/10




Мир звезд.

14/11




Созвездия. Работа с подвижной картой звездного неба.

15/12




Созвездия.

16/13




Галактики. Многообразие галактик. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вселенная», подготовка к контрольной работе.

17/14




Контрольная работа № 1 по теме: «Вселенная».

Тема 3. Земля (18 часов)

18/1




Коррекция знаний по теме: «Вселенная»

Представления людей о возникновении Земли.

19/2




Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

20/3




Внутреннее строение Земли.

21/4




Горные породы, минералы, полезные

ископаемые.

Практическая работа №5 “Ознакомление со свойствами горных пород и минералов”

22/5




Природные явления. Землетрясения.

Вулканы. Гейзеры.

23/6




Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

24/7




Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.

25/8




Суша планеты. Материки. Острова.

26/9




Особенности природных условий материков планеты Земля.

27/10




Атмосфера планеты Земля.

28/11




Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер

29/12




Погода. Климат.

Практическая работа №6 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

30/13




Гидросфера. Мировой океан.

31/14




Воды суши.

32/15




Уникальность планеты Земля.

33/16




Планета Земля как среда обитания живых организмов. Подготовка к контрольной работе.

34/17




Контрольная работа №2 «Неповторимая планета Земля».

35/18




Коррекция знаний по теме: «Неповторимая планета Земля».

Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)

36/1




Развитие жизни на Земле.

37/2




Животные прошлого.

38/3




Живые клетки. Методы их изучения. Клеточное строение организмов.


39/4




Живые клетки. Их строение.

40/5




Разнообразие живого на Земле. Практическая работа №7 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации»

41/6




Одноклеточные организмы.

42/7




Многоклеточные растения и грибы.

43/8




Среды обитания организмов.

44/9




Организмы различных сред обитания. Практическая работа №8 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Приспособление растений и животных к среде обитания»

45/10




Жизнь на различных материках.

46/11




Природные зоны Земли. Растения и животные различных природных зон

47/12




Жизнь в морях и о кеанах.

48/13




Обобщающий урок “Что мы узнали о живой природе?”

49/14




Контрольная работа № 3 «Жизнь на Земле»

Тема 5. Человек на Земле (16 часов)

50/1




Коррекция знаний по теме: «Жизнь на Земле».

Происхождение человека. Древние предки человека.

51/2




Первые люди. Жизнь наших предков.

52/3




Человек умелый, человек разумный.

53/4




Страницы истории географических открытий.

54/5




Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

55/6




Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

56/7




Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и т.д.

57/8




Жизнь под угрозой.

58/9




Здоровье человека и безопасность жизни.

59/10




Взаимосвязь здоровья и образа жизни

60/11




Вредные привычки и их профилактика.

61/12




Обобщение знаний по теме «Человек на Земле». Подготовка к контрольной работе.

62/13




Контрольная работа № 4 по теме «Человек на Земле»

63/14




Коррекция знаний по теме: «Человек на Земле».

Опасные ситуации.

64/15




Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

65/16




Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.

Практическая работа №9 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Тема 6. Повторение (3 часа)

66/1




Повторение изученного материала. “Великие неудачи природы”

67/2




Повторение

68/3




Повторение

Прогнозируемые результаты

В результате изучения природоведения учащиеся 5 классов должны:

знать/понимать

многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

строение живой клетки (главные части)

царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать)

природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать)

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности ( в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с помощью атласа – определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следование нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Метапредметные результаты освоения программы:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Учебно – методический комплекс:

Программа: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс. Автор программы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин; «Дрофа», Москва, 2008 год

Учебник: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин; Изд-во «Дрофа» ОАО «Московские учебники», 2006 год, 2008год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятия по классу скрипки в дмш №8 проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й классы -2...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа По природоведению, 5 класс Варик Людмилы Сергеевны
Предлагаемая программа составлена к умк «Природоведение». Сетка часов -2 часа в неделю
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю)
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по технологии ( обслуживающий труд) с 5 по 8 класс
Всего 68 часов, в неделю 2 часа по базисному плану сокращено 1 час в неделю 34 часа в год
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по литературе для 8-9 классов составлена на основе...
В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Издательства-М.: Вентана-Граф, 2005. 72с., в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования....
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по литературе Класс 8а
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев). Планирование рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю); из них р/р -10, вн/ чт – 7
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень) и 3 часа в неделю (профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по физике для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю, 34 рабочие недели). Уровень программы– базовый. Данная рабочая...
Рабочая программа по природоведению 5 класс 2 часа в неделю iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск