«Согласовано» «Утверждено»
Заведующий учебной Директор ГБОУ СОШ №230
частью . Пестова С.И.
Мацелинская Л.Г.
Рабочая программа по природоведению
5 класс
2 часа в неделю
Учителя:
Однороженко Т.В.
Самонова А.В.
г. Москва
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Автор программы: Н.И.Сонин; «Дрофа», Москва, 2008 год
Курс «Природоведения» является пропедевтическим по отношению к естественным наукам. Содержание курса интегрировано и включает понятия по основам биологии, физики, химии, географии.
Именно курс «Природоведение» формирует первоначальные элементарные научные знания. Изучение материала направлено на решение его главной задачи- формировании знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому Курс «Природоведение» является пропедевтическим по отношению к естественнонаучному циклу дисциплин: биологии , химии, физике, географии в последующих классах. В настоящее время наиболее актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим в программу включены такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них последними (своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).
Цели и задачи изучения предмета
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.Введение. Изучение природы
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы: «Знакомство с оборудованием для научных исследований», «Проведение наблюдений, опытов и измерений», «Великие естествоиспытатели»
Тема 2. Вселенная
Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактики.
Демострации: карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
Практическая работа: «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»
Тема 3. Земля
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые, и сложные вещества, смеси.
Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Практические работы: «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов», «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра, оценка влияния погодных условий на самочувствие людей».
Тема 4. Жизнь на Земле
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане', леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы: «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации», «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания»
Тема 5. Человек на Земле
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практическая работа: «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
Календарно – тематическое планирование по природоведению в 5 классе
2 часа в неделю – 68 часов
№ урока
| Дата
| Тема урока
| Тема 1. Введение. Изучение природы. (3 часа)
| 1/1
|
| Изучение природы человеком. Естественные науки.
Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
| 2/2
|
| Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.
Практическая работа №2 «Проведение наблюдений, опытов, измерений»
| 3/3
|
| Великие естествоиспытатели.
Практическая работа №3 «Великие естествоиспытатели»
| Тема 2. Вселенная (14 часов)
| 4/1
|
| Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею
| 5/2
|
| Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 14-17 веков.
| 6/3
|
| Модель Вселенной Н. Коперника.
| 7/4
|
| Развитие представлений о Вселенной.
| 8/5
|
| Солнечная система. Планеты земной группы. Практическая работа №4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд»
| 9/6
|
| Планета Земля и её соседи.
| 10/7
|
| Планеты-гиганты и маленький Плутон.
| 11/8
|
| Небесные тела: астероиды, кометы.
| 12/9
|
| Таинственные соседи Солнца.
| 13/10
|
| Мир звезд.
| 14/11
|
| Созвездия. Работа с подвижной картой звездного неба.
| 15/12
|
| Созвездия.
| 16/13
|
| Галактики. Многообразие галактик. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вселенная», подготовка к контрольной работе.
| 17/14
|
| Контрольная работа № 1 по теме: «Вселенная».
| Тема 3. Земля (18 часов)
| 18/1
|
| Коррекция знаний по теме: «Вселенная»
Представления людей о возникновении Земли.
| 19/2
|
| Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
| 20/3
|
| Внутреннее строение Земли.
| 21/4
|
| Горные породы, минералы, полезные
ископаемые.
Практическая работа №5 “Ознакомление со свойствами горных пород и минералов”
| 22/5
|
| Природные явления. Землетрясения.
Вулканы. Гейзеры.
| 23/6
|
| Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
| 24/7
|
| Многообразие явлений природы. Физические и химические явления.
| 25/8
|
| Суша планеты. Материки. Острова.
| 26/9
|
| Особенности природных условий материков планеты Земля.
| 27/10
|
| Атмосфера планеты Земля.
| 28/11
|
| Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер
| 29/12
|
| Погода. Климат.
Практическая работа №6 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»
| 30/13
|
| Гидросфера. Мировой океан.
| 31/14
|
| Воды суши.
| 32/15
|
| Уникальность планеты Земля.
| 33/16
|
| Планета Земля как среда обитания живых организмов. Подготовка к контрольной работе.
| 34/17
|
| Контрольная работа №2 «Неповторимая планета Земля».
| 35/18
|
| Коррекция знаний по теме: «Неповторимая планета Земля».
| Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)
| 36/1
|
| Развитие жизни на Земле.
| 37/2
|
| Животные прошлого.
| 38/3
|
| Живые клетки. Методы их изучения. Клеточное строение организмов.
| 39/4
|
| Живые клетки. Их строение.
| 40/5
|
| Разнообразие живого на Земле. Практическая работа №7 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации»
| 41/6
|
| Одноклеточные организмы.
| 42/7
|
| Многоклеточные растения и грибы.
| 43/8
|
| Среды обитания организмов.
| 44/9
|
| Организмы различных сред обитания. Практическая работа №8 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Приспособление растений и животных к среде обитания»
| 45/10
|
| Жизнь на различных материках.
| 46/11
|
| Природные зоны Земли. Растения и животные различных природных зон
| 47/12
|
| Жизнь в морях и о кеанах.
| 48/13
|
| Обобщающий урок “Что мы узнали о живой природе?”
| 49/14
|
| Контрольная работа № 3 «Жизнь на Земле»
| Тема 5. Человек на Земле (16 часов)
| 50/1
|
| Коррекция знаний по теме: «Жизнь на Земле».
Происхождение человека. Древние предки человека.
| 51/2
|
| Первые люди. Жизнь наших предков.
| 52/3
|
| Человек умелый, человек разумный.
| 53/4
|
| Страницы истории географических открытий.
| 54/5
|
| Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
| 55/6
|
| Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
| 56/7
|
| Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и т.д.
| 57/8
|
| Жизнь под угрозой.
| 58/9
|
| Здоровье человека и безопасность жизни.
| 59/10
|
| Взаимосвязь здоровья и образа жизни
| 60/11
|
| Вредные привычки и их профилактика.
| 61/12
|
| Обобщение знаний по теме «Человек на Земле». Подготовка к контрольной работе.
| 62/13
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Человек на Земле»
| 63/14
|
| Коррекция знаний по теме: «Человек на Земле».
Опасные ситуации.
| 64/15
|
| Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.
| 65/16
|
| Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.
Практическая работа №9 «Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»
| Тема 6. Повторение (3 часа)
| 66/1
|
| Повторение изученного материала. “Великие неудачи природы”
| 67/2
|
| Повторение
| 68/3
|
| Повторение
| Прогнозируемые результаты
В результате изучения природоведения учащиеся 5 классов должны:
знать/понимать
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
строение живой клетки (главные части)
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать)
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать)
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности ( в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с помощью атласа – определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следование нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Учебно – методический комплекс:
Программа: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс. Автор программы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин; «Дрофа», Москва, 2008 год
Учебник: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин; Изд-во «Дрофа» ОАО «Московские учебники», 2006 год, 2008год. |