Скачать 457.38 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Красильниковская основная общеобразовательная школа Согласована на Утверждаю методическом совете директор школы__________Разумова Л.И. Протокол №_____от «___»_____2013_г . Приказ №_____от «___»_____2013_г. Рабочая программа по природоведению 5 класс 2013-2014 учебный год Разработана учителем Комаровой Натальей Михайловной Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (2008 г.). Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2008г. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению - «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением отдельных разделов курса природоведения необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК:
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др. Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Основная литература :
3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.: Дрофа, 2004(рабочая тетрадь для учителя); 4. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005. Дополнительная литература: 1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005. 3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005. 4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002. 5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978. 6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005. 7. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995. 8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004. 9. Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979 Методическая литература: 1 Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001. 2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003. 3. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002. 4. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005. 5. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005. 6. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002. 7. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005. 8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно-экологическое воспитание школьников М., 5 за знания, 2007. 9. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005. 10. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. 11. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005. 12. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005. 13. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005. 14. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005. Электронное сопровождение 1. Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение 5 класс», Дрофа, Физикон, 2004. 2. Электронное учебное издание «Природоведение 5 класс», «Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон, 2005. 3. Природоведение 5 класс . «1С» фирма 4. Лекарственные растения. ЗАО «Новый диск», 200 4 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В учебно-тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых и ученических лабораторных и практических работ. Количество часов по учебно-тематическому плану – 70.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 70 часов (62 часа + 8 часов резерва) Введение (2 часа) Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. 1. Вселенная (5 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторные работы №1. Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария. № 2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков. 2. Строение и свойства вещества (11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Лабораторная работа № 3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. 3. Воздух (6 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. Лабораторные работы № 4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). № 5. Описание погоды за месяц и сезон. 4. Вода (3 часа) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Экскурсия № 1. Результаты работы текущих вод и ветра. 5. Горные породы (3 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторные работы № 6. Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств. № 7. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами. 6. Почва (4 часа) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы. 7. Организмы (6 часов) Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия № 2. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды. 8. Растения (7 часов) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Лабораторные работы № 8. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах. № 9. Определение названий растений с помощью атласа-определителя. № 10. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений. Экскурсия № 3. Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых). 9. Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. Лабораторная работа № 11. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов. 10. Животные (5 часов) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. Лабораторная работа № 12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей. 11. Ваши любимые растения и животные (3 часа) Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Лабораторная работа № 13. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными. 12. Природа едина (2 часа) Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. 13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.). Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. Лабораторные работы № 14. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. № 15. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Резерв времени — 8 часов. Летние задания Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений. 6. ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 6.1. График проведения лабораторных работ
|
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Программа основного общего образования по природоведению 5 класс Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению класс 5 Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального... ... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю) Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,... | Тематическое планирование Класс: 5 Название предмета: Природоведение... Элементы содержания Федерального Компонента Государственного Стандарта по природоведению(1-2-3-4-5кл.) 2004 г | ||
Рабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А.... ... | Программа по природоведению призвана сохранить традиции классического... Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих документов | ||
Рабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по... | ||
Пояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,... |