Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 241.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации26.05.2014
Размер241.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (2008 г.). Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2008г. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и

коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением отдельных разделов курса природоведения

необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично

отраженному, в УМК:

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2008 ;

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2009;

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);

Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2008;

Тематическое планирование «Биология» 5-11 классы /авт.-сост. М.В.Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева,

Е.Ю.Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:

 о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

 cтроение живой клетки (главные части);

 царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

 среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

 природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

 изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

 важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

 основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

 узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

 приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

 указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;  находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

 описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

 сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

 описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

 использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

 находить значение указанных терминов в справочной литературе;

 кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

 использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

 пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

 следовать правилам безопасности при проведении практических работ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

 измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

 определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

 составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

 оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Литература

1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2008.

2. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2009.

3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2004(рабочая тетрадь для учителя);

4. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «

Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная литература:

1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.:

Тайдекс Ко, 2002.

5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М.,

Педагогика, 1978.

6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

7. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995. 8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград,

Учитель, 2004.

9. Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979

Календарно-тематическое планирование по природе 5 класс



п\п

Наименование

раздела программы (кол-во часов)

Тема урока

Часы

час.

Тип урока

Цель урока

Основные понятия

Демонстрац. материал

Домашнее задание

Контроль

Дата

план

факт

1

Введение (2 часа)

Человек и природа.

1

Объяснительно-иллюстративный

- сформировать у детей общие представления об учебном предмете;

- развить интерес к изучению природы;

-познакомить с основными методами познания природы;

- учить находить взаимосвязь между живой и неживой природой.

Природа живая и неживая, тела природы, явления природы.

Таблицы с изображением различных тел природы

с.3-6

Устный опрос







2




Экскурсия. «Природа живая и неживая»

1

Частично-поисковый

Горизонт, стороны света

Компас, термометр, листы бумаги

Начертить план маршрута к месту экскурсии.










3

Вселенная. (6часов)

Звезды на небе.

1

Объяснительно-иллюстративный

- сформировать у уч-ся знания о Солнечной системе, её составе, познакомить со спутником Земли – луной;

- научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны;

- учить наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца;

- формировать умения работать с глобусом.

Тела природы

Карты, атласы звездного неба

§ 1, составить сообщение о гипотезах возникновения Земли Жорж Бюффон; о вращении небесных сфер Н.Коперник

Устный опрос







4




Земля – наш дом.

1

Объяснительно-иллюстративный

Форма и размеры Земли, глобус

Глобус, таблица «Планеты Солнечной системы»

§ 2

Устный опрос







5




Оболочки Земли.

1

Объяснительно-иллюстративный




Физическая карта полушарий

§ 3, подготовить дополнительный материал о Луне

Устный опрос







6




Луна – естественный спутник Земли.

1

Объяснительно-иллюстративный

Причины смены дня и ночи на Земле

Фотографии Луны, лунохода

§ 4

Устный опрос







7




Солнце. Солнечная система.

1

Объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного изложения

Солнце, его значение для жизни на Земле, звезды, орбита

таблица «Планеты Солнечной системы»

§ 5, повторить к обобщающему уроку § 1-4

Устный опрос







8




Вселенная. Обобщающий урок

1

Репродуктивный







таблица «Планеты Солнечной системы», глобус, физическая карта полушарий

Повторить «Введение»

Зачет







9

Строение и свойства вещества (11 часов)

Тела и вещества.

1

Объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного изложения

- актуализировать знания уч-ся о телах природы, их состоянии и свойствах;

-раскрыть особенности их строения;

- ввести понятие «молекула», «атом», «элемент»;

- познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах;

- сформировать знания о физических и химических явлениях в природе;

- познакомить с разнообразием веществ в природе.

Три состояния воды

Демонстрация опыта: «Три состояния воды»

§ 6

Устный опрос







10




Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

1

Объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного изложения

Круговорот воды

Пластичность тел

§ 7

Устный опрос







11




Вещества и смеси.

1

Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения

Вещества, свойства веществ




§ 8

Устный опрос







12




Молекулы, атомы, элементы.

1

Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения

Свойства твердых тел, жидкостей, газов




§ 9

Устный опрос







13




Движение частиц веществ.

1

Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения




Молекулы, свойства молекул




§ 10

Устный опрос







14




Взаимодействие частиц.

1

Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения




Движение частиц вещества

Опыт «Взаимодействие между молекулами в жидкостях»

§ 11

Устный опрос







15




Разнообразие веществ.

1

Проблемное изложение




Молекулы, атомы, элементы., тела природы

Демонстрация моделей простых и сложных веществ.

§ 12

Устный опрос







16




Физические и химические явления.

1

Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения




Явления природы

Опыты «Физические и химические явления в природе»

§ 13

Устный опрос







17




Горение.

1

Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения




Физические и химические явления

Демонстрация жидкого и твердого топлива, опыт с горением 3-х свечей.

§ 14

Устный опрос







18




Окисление.

1

Объяснительноиллюстративный с элементами проблемного изложения




Горение, химические явления, дыхание

Демонстрация тел, подверженных медленному окислению

§ 15, повторить

§ 9

Устный опрос







19




Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. Лабораторная работа: «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов»

1

Поисковая







Кубики льда, химические стаканчики с водой, колбы, пипетки, стеклянные пластинки, воздушные шарики, нитки, ластики, кусочки пластилина.

§ 6-15










20

Электрические явления (4 часа)

Электризация тел. Электрические заряды.

1

Объяснительноиллюстративный

- познакомить уч-ся с простейшими электрическими явлениями;

- сформировать первоначальное представление об электрических разрядах, о молнии, об электрическом токе, источниках электрического тока.

Явления природы.

Детские воздушные шарики, шёлковая тряпочка, пластмассовая расческа, мелкие кусочки бумаги

§ 16, сообщение «Из истории изучения молнии»

Устный опрос







21




Электрический разряд. Молния.

1

Объяснительноиллюстративны

Электризация тел.




§ 17

Устный опрос







22




Электрический ток

1

Объяснительноиллюстративны

Орбита.

Демонстрация различных источников электрического тока.

§ 18

Устный опрос







23




Электрические станции на службе у человека.




Объяснительноиллюстративны




Источники электрического тока.

Фотографии электрических станций.

Записи в тетрадях

Устный опрос







24

Воздух. (9 часов)

Воздух – смесь различных газов.




Объяснительноиллюстративны

- расширить и углубить знания уч-ся о воздухе, его составе, свойствах;

- сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты.;

- раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, ветра, показать их работу в природе;

- сформировать представление о погоде, о возможностях её предсказания;

- раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека;

Значение воздуха для человека, кислород, углекислый газ.

Стаканчики с известковой водой, резиновая груша, стеклянная палочка

§ 19

Устный опрос






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск