Скачать 243.94 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодского муниципального района «Семенковская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному курсу «Экология Вологодской области» в 7 классе Программа Н. Л. Болотовой, Е. Ю. Бахтенко Учитель – Бородина Л.Л. 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: 1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования; 2. Программа и тематическое планирование по экологии Вологодской области под ред. Н. Л. Болотовой: Вологда, 2008. 3. Учебного плана МБОУ ВМР «Семенковской ООШ» на 2014-2015 учебный год. Главная цель курса: • формирование определенной системы экологических знаний; • умение принимать экологически грамотные решения в области природопользования; • формирование ответственного отношения к природе как общечеловеческому достоянию, к роли человека, отдельной личности, общества к окружающей среде; • осознание огромного значения взаимосвязи человеческого общества, его культуры и состояния природы; • понимание необходимости соизмерения человеческих потребностей с возможностями биосферы, научно обоснованных технологий рационального природопользования. Принимая за базовую установку экологического образования в нашем регионе общий смысл термина экологическое образование как «получение знаний об экологических закономерностях», под последними подразумевается следующее. Экологические закономерности - это не столько научные сведения о приспособлении живых систем, сколько идеи о том, что «все живые существа взаимосвязаны, биосфера едина для всех, любые изменения в ней затрагивают человека». Цели региональной экологии в рассматриваемой программе предмета «Экология Вологодской области», включая научную основу традиционного экологического образования, ориентированы на возможность использования конкретных краеведческих знаний в практике и реальной жизни, на осмысление специфики проявления экологических закономерностей в своем регионе и особенностей решения возникающих проблем во взаимоотношениях «человек — окружающая среда». Изучение экологии Вологодской области в рамках основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы; • выработка активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы, что связано с мировоззренческим характером экологических знаний; • становление экологического мышления, что будет способствовать целям экологического просвещения и экологической культуры будущих поколений; • воспитание учащихся как рациональных природопользователей на основе знаний особенностей протекания экологических процессов в условиях Вологодской области; • овладение навыками изучения экологических явлений для практического приложения знаний к решению региональных экологических проблем. Содержание учебного предмета «Экология Вологодской области» Количество часов -17 Введение (Специфика природных условий Вологодской области) Экология как наука, основные задачи, структура, место региональной экологии. Особенности географического положения и формирование основных абиотических факторов. Деятельность ледников как историческая причина особенностей строения территории, геологическое строение. Равнинный характер территории. Гидрологическая сеть. Климатический режим. Сезонность. Особенности почвенного покрова. Специфика распространения организмов. Преобладание таежной флоры и фауны. Антропогенная деятельность в историческом аспекте (включая следующие виды: охота, рыболовство, расселение, торговля, сельское хозяйство, лесозаготовка, промышленность). Демонстрации: фильм «Вологодская область», иллюстративные материалы (фотографии, рисунки), результаты исследовательских работ учащихся по экологической тематике, выставка литературы о природе и экологических проблемах области. Экологические особенности лесов Специфические особенности лесов Вологодской области. Типы лесов. Структура лесов (ярусы, состав). Действие экологических факторов в лесу (влажность, температура, ветер, снег). Снежный покров как лимитирующий фактор. Оттепель как экологический фактор. Пожар как экологический фактор. Экологические группы лесных организмов. Развитие и смена лесов. Использование лесных ресурсов. Лес как объект хозяйственной деятельности. Виды хозяйственной деятельности в лесах Вологодской области. Объемы лесозаготовок. Изменение экологических условий при лесозаготовках. Динамика флоры и фауны при лесозаготовительной деятельности. Охотничье-промысловые виды. Сокращение разнообразия и численности обитателей леса. Причины изменения численности и распространения. Редкие виды. Условия сохранения редких видов. Демонстрации: модели экосистемы леса, гербарий типичных представителей лесов области, иллюстрации редких и охраняемых растений и животных области, коллекции следов жизнедеятельности обитателей леса (погрызы, галлы и др.), иллюстрации редких видов флоры и фауны. Видеоматериалы, связанные с лесными экосистемами и их использованием в Вологодской области. Практические работы: изучение особенностей древостоя (формула леса), распределение лишайников, особенности комплекса муравейников (при проведении экскурсии в бесснежный период). Экскурсии: - «Лес как природное сообщество»; - на предприятия лесоперерабатывающего комплекса; - в краеведческий музей; - в музей леса (г. Вологда); - на особо охраняемый природный объект (лесной заказник). Экологические особенности водно-болотных угодий Экосистемы водно-болотных объектов. Классификация водных экосистем. Искусственные водные объекты. Особенности формирования и развития водных экосистем на территории области. Экологические факторы: глубина, течения, состояние грунтов, ледяной покров, температурный и кислородный режимы, освещенность, химический состав. Особенности воздействия экологических факторов на водных обитателей. Экологические группы водных организмов. Систематическое разнообразие организмов в зависимости от условий водоема. Динамика водной флоры и фауны. Околоводные биоценозы. Значение водосбора для водоема, роль болот. Болота как уникальные экосистемы. Типология. «Убежища» для приледниковой и тундровой флоры и фауны. Реликты. Систематическое и экологическое разнообразие. Осушение болот. Торфоразработки . Использование водных ресурсов. Водные экосистемы как объекты хозяйственной деятельности. Водные пути. Проблемы водохранилищ. Освоение берегов и поселения. Изъятие воды. Сточные воды. Оценка качества воды. Рыболовство и рыбоводство. Добыча полезных ископаемых. Сапропель. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Сохранение биологического разнообразия водно-болотных угодий. Редкие виды флоры и фауны. Демонстрации: результаты исследовательских работ учащихся, модели экосистемы водоема, гербарии, коллекции, влажные препараты типичных представителей водоемов области, иллюстрации редких и охраняемых растений и животных области, коллекции следов жизнедеятельности околоводных обитателей водоемов (погрызы). Видеоматериалы, связанные с водными экосистемами и их использованием в Вологодской области. Практические работы: оценка качества воды. Экскурсии:
Экологические особенности открытых пространств Экосистемы открытых пространств. Формирование открытых пространств. Типология лугов. Экологические факторы: рельеф, температура, влажность, почва, ветер, освещенность, снег. Уникальность экосистем пойменных лугов. Особенности воздействия экологических факторов на обитателей открытых пространств. Систематическое и экологическое разнообразие. Динамика флоры и фауны. Луга как объекты хозяйственного освоения. Сенокошение. Выпас скота. Сельскохозяйственное производство. Земледелие как комплексный экологический фактор. Формирование и функционирование искусственных сообществ - агроценозов. Обработка почвы, монокультуры, применение удобрений и ядохимикатов, уборка урожая, севооборот. Оценка качества почвы. Специфика биологического разнообразия агроценозов. Животноводство как экологический фактор. Проблема сохранения биологического разнообразия лугов. Редкие виды флоры и фауны. Демонстрации: результаты исследовательских работ учащихся, модели экосистем открытых пространств, гербарий типичных представителей лугов области, различные сорта культурных растений (гербарий, влажные препараты, иллюстрации), коллекции насекомых, иллюстрации редких и охраняемых растений и животных луговых биотопов области. Видеоматериалы, связанные с сельскохозяйственными угодьями в Вологодской области. Практические работы: оценка качества почвы. Проекты: разработка системы севооборота, анкетирование населения «Животные на нашем подворье». Экскурсии:
Экологические особенности населенных пунктов и урбанизированных территорий Населенный пункт как специфическая экосистема. Формирование населенных пунктов в Вологодской области. Особенности расселения. Типы населенных пунктов. Экологические факторы: трансформация среды, новые структуры и материалы, микроклимат, почвы, загрязнения, плотность населения. Специфика действия экологических факторов в разных населенных пунктах. Синантропизация. Биологическое и систематическое разнообразие. Урбанизированные территории. Площадь, численность. Промышленность. Специфика биологического и экологического разнообразия урбанизированных территорий. Охрана атмосферы от загрязнений. Оценка качества воздуха. Искусственные экосистемы населенных пунктов (парки, скверы, сады, пруды, каналы). Значение «зеленых зон». Демонстрации: результаты исследовательских работ учащихся, гербарий типичных представителей флоры населенных пунктов. Практические работы: оценка качества воздуха, изучение и оценка состояния флоры и фауны населенного пункта. Проекты: разработка плана озеленения (двор, школьная территория, поселок), экологическая паспортизация школы, кабинета, экологическое состояние парка. Экскурсии:
Здоровье и природопользование Окружающая среда как фактор здоровья. Общая характеристика здоровья населения Вологодской области с указанием специфических особенностей. Природно-очаговые и другие заболевания, связанные с изменением природной среды. Влияние трансформации среды на здоровье человека. Физико-химическое, шумовое, биологическое загрязнение среды. Предельно допустимые концентрации. Направления развития промышленности и последствия для здоровья человека. «Лечебные» свойства окружающей среды. Санаторно-курортные местности, рекреация, лекарственные растения. Демонстрации: результаты исследовательских работ учащихся, гербарий лекарственных растений. Практические работы: оценка качества питьевой воды. Проекты: «Мода и здоровье», «Питание и здоровье», «Экология жилища». Заключение Оценка состояния окружающей среды Вологодской области. Комплексное влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Направления изменения среды. Использование биологических ресурсов. Охрана природы в Вологодской области. Красные книги. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения предмета учащиеся научатся следующему: называть:
Приводить примеры:
Характеризовать:
Обосновывать:
Распознавать:
Сравнивать:
Применять знания:
Делать выводы:
Наблюдать:
Соблюдать правила:
Учебно-тематическое планирование (17 часов в неделю)
Календарно-тематическое планирование по курсу «Экология Вологодской области» в 7 классе, 17 часов
Перечень учебно-методического обеспечения.
Приложение к рабочей программе Обязательный минимум содержания предмета «Экология Вологодской области» Представление об экологии как науке и роли региональной экологии. Специфика формирования природных условий и абиотических факторов на территории Вологодской области. Классификация и особенности экосистем. Специфика распространения организмов. Преобладание таежной флоры и фауны. История освоения территории и формы антропогенного воздействия на природу. Экологические особенности, типы и структура лесов Вологодской области. Действие экологических факторов в лесу, специфические факторы. Экологические группы лесных организмов. Развитие и смена лесов. Использование лесных ресурсов. Изменение флоры и фауны при лесозаготовительной деятельности. Охотничье-промысловые виды. Редкие виды, проблема сокращения разнообразия обитателей леса. Охрана лесов и их рациональное использование. Экосистемы водно-болотных объектов их взаимосвязанность через водосборы. Особенности формирования и развития водных экосистем на территории области. Классификация водных объектов, естественные и искусственные водные экосистемы. Экологические факторы и особенности их воздействия на водных обитателей. Экологические группы водных организмов. Своеобразие водной флоры и фауны и их динамика. Околоводные биоценозы. Болота как уникальные экосистемы. Типология. Систематическое и экологическое разнообразие обитателей болот. Болота как объекты хозяйственной деятельности, проблема их сохранения. Водные экосистемы как объекты хозяйственной деятельности. Охрана водных ресурсов. Сохранение биологического разнообразия водно-болотных угодий. Формирование экосистем открытых пространств. Типология лугов. Экологические факторы открытых пространств и особенности их воздействия на обитателей. Систематическое и экологическое разнообразие обитателей лугов. Динамика флоры и фауны. Луга как объекты хозяйственного освоения. Сельскохозяйственное производство как комплексный экологический фактор. Проблема сохранения биологического разнообразия лугов. Населенный пункт как специфическая экосистема. Формирование населенных пунктов в Вологодской области и их типы. Урбанизированные территории. Экологические факторы, специфика их действия в разных населенных пунктах. Биологическое и систематическое разнообразие. Охрана среды от загрязнений. Искусственные экосистемы населенных пунктов, «зеленые зоны». Окружающая среда как фактор здоровья. Характеристика здоровья населения Вологодской области. «Лечебные» свойства окружающей среды. Заболевания, связанные с изменением природной среды. Влияние трансформации среды, разных видов загрязнения, развития промышленности на здоровье человека. Общая оценка состояния окружающей среды Вологодской области и уровня антропогенного воздействия. Проблема использования биологических ресурсов и сохранения биоразнообразия. Формы организации учебной деятельности учащихся Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся. В программе предложен перечень демонстраций, практических работ, экскурсий. Представленные практические работы направлены на оценку экологического состояния окружающей среды. Учитель может выбрать из предложенных практических работ любые или проводить их все. При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, компьютерных презентаций, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению учебного материала. Программа направлена на широкое общение с природой родного края, для этого предложены экскурсии, проводимые по выбору учителя с учетом специфики природного окружения. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса рекомендуются экскурсии для ознакомления с такими региональными объектами как: - природные комплексы; - природоохранные объекты; - охраняемые природные территории, особо охраняемые природные объекты; - предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду; - объекты системы мониторинга. Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, рефератов по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др. На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности. Особенно важным современным критерием является практическая ориентированность обучения. Это форма, связанная с социальной практикой, для которой существуют разнообразные возможности вовлечения учащихся в деятельность. Например, физические (акции по уборке мусора), законодательные (правила, регулирующие поведение), финансовые (материальная поддержка «зеленых»), коммуникативные (информация, тренинг), технические (контроль за использованием воды, энергии). Необходимо посильное привлечение учащихся к решению экологических проблем своей местности. При этом они получают возможность познакомиться и оценить вклад в реальное решение. Реальная деятельность позволяет ученикам научиться грамотно анализировать ситуацию и усвоить такие понятия, как заинтересованные стороны в разрешении конкретной экологической проблемы, их потребности, ответственность. Также выявляются понятия материального и нематериального значения окружающей среды для заинтересованных сторон в каком-либо «экологическом конфликте», понятие недостатка ресурсов, их ограниченности. Помимо социоэкологического аспекта, участие учащихся в решении местных экологических проблем дает возможность наполнить реальным содержанием такие понятия классической экологии как экосистема, энергия, баланс, циклы, экологическая структура, биологическое разнообразие и др. Деятельность, связанная с «экологией школы» или с состоянием окружающей среды вокруг нее, также является хорошим примером привлечения учащихся к изучению этой проблемы и ее решению. Другой формой получения экологических знаний является практика технологий исследований. Это технологии естественно-научного цикла, например замеры качества почвы, воды, воздуха. К технологиям гуманитарного цикла можно отнести опросники, интервью, анализ текста и др. Необходимой формой обучения является практика технологий презентации: на бумаге, устно для группы, аудиовизуальной форме, в виде плана, рекомендаций. Важна практика, связанная с индивидуальными методами анализа региональной экологической проблемы. Необходимо предлагать такие виды деятельности, которые требуют от учащихся умения выражать свое мнение, принимать решения и обдумывать их последствия. Опорные знания и умения Программа «Экология Вологодской области», рассчитанная на обучение в 7 классе, должна опираться на предыдущий опыт выработки осознанного отношения к природе. Это представления, полученные детьми в начальной школе, о сезонных явлениях, разнообразии живого, практической деятельности человека в природе. Понимание зависимости жизни на Земле от всей окружающей природы - от Космоса, Солнца, от самого населения планеты, от самого человека и от самого себя. Этот этап больше связан с выработкой эмоционального аспекта в плане бережного отношения к природе. Исходным этапом обучения в средней школе в 5-6 классе является получение экологических знаний через предметы естественного цикла. Особенное значение имеет формирование биологических представлений при изучении ботаники в 6 классе, когда закладываются опорные знания о взаимоотношении организмов и среды, организации сообществ. |
Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... | Рабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем «Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г.... | ||
Рабочая программа по «Экологии Вологодской области» составлена на... Программы «Экология Вологодской области» Авторы – составители Н. Л. Болотова, Е. Ю. Бахтенко, А. А. Калычева,А. А. Шабунов, Вологда,... | Пояснительная записка к учебному плану на 2013 2014 учебный год Вологодской области для специальных (коррекционных) образовательных школ (классов) VIII вида (Приказ Департамента образования Вологодской... | ||
Рабочая программа по учебному предмету Русский язык 11 класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» Тотемского района Вологодской... | Методические рекомендации оформления и предоставления работ на соискание Вологодской области по науке и технике, государственной молодежной премии по науке и технике Вологодской области (далее – государственная... | ||
Приказ Российской Федерации», распоряжением Губернатора Вологодской области от 6 февраля 2014 года №239-р «Об организации проведения тестирования... | Программа развития бюджетного образовательного учреждения начального... Конкурс государственных и муниципальных образовательных учреждений вологоДской области, внедряющих инновационные обраЗовательные... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального... | Пояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература» Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов... | ||
Доклад о результатах деятельности бюджетного образовательного учреждения... Учредителем бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Сокольский педагогический... | Департамент образования Вологодской области Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Физика и экология» в 9 классе. Составил Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» | Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Экономика» Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области | Рабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума... |