Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор________________Т.А.Бартова
Рассмотрена и согласована на заседании ШМО
Протокол №__ от________2014г
| ПРИНЯТА
педагогическим советом
протокол № _____ от ___________ 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу на выбор «Человек и природа»
для 5 «А» класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель:
Пятина Дарина Александровна
Программа составлена на основе
УМК Природоведение для 5 класса
под редакцией А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.
1. Пояснительная записка
Предлагаемая программа является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла. Программа основана на УМК «Природоведение» Плешаков А.А., Сонин Н.И. 5 класс, 2009. Курс рассчитан на 35 часов, 1 раз в неделю.
Задачи курса:
Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
Развитие знаний о живой и неживой природе, полученных в начальной школе в курсах природоведения и других;
Формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельных курсов: биологии, географии, химии, физики, астрономии;
Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Курс включает разделы: «Науки о природе», «Методы изучения природы», «Мир астрономии и геологии», «Мир физики», «Мир химии», «Мир географии», «Мир биологии», «Единство наук о природе».
Содержание курса «Природа и человек» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы физической, химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней.
Содержание курса
Введение (3 ч)
Человек-это? Наш мир. Взаимодействие человека и природы: естественные науки
(астрономия, геология, физика, химия, биология, физическая география). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
Мир астрономии и геологии (13 ч)
Рождение астрономии. Представления людей древности о Земле, Вселенной.
Развитие взглядов на Вселенную в Древней Греции. Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею. Явления и вещества в природе. Землетрясения. Материки.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры.
Мир звёзд, разнообразие звёзд. Созвездия. Солнце – ближайшая звезда. Солнечные и лунные затмения на Земле.
Счёт времени в древности. Лунный календарь. Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Служба времени в наши дни.
Влияние космоса на живые организмы. Солнце и жизнь на Земле. Свет в жизни живых организмов. Влияние Луны на живые организмы. Значение астрономии в наши дни.
Практические работы.
Изучение звёздного неба с помощью карты звёздного неба, наблюдение ночного звёздного неба; нахождение основных созвездий северного полушария неба.
Мир химии (3 ч)
Зарождение химии. Химические знания народов Древнего Египта, Китая, Индии, Греции и Рима.
Развитие химии в средние века. Алхимия. Достижения химии лекарств, технической химии в XV – XVI вв.
Р.Бойль - один из создателей химии. Химические исследования М.В.Ломоносова. Значение работ А.Л.Лавуазье в развитии химии.
Многообразие веществ. Состояние веществ. Смеси и чистые вещества. Распространение химических элементов в природе. Органические и неорганические вещества. Химические явления. Типы химических реакций. Значение химических знаний в наши дни.
Практические работы.
Проведение опыта по изменению цвета вещества.
Мир физики (4 ч)
Области, исследуемые физикой: движение тел, изменение тел при охлаждении и нагревании, электричество, звук, свет. Физические явления: механические, тепловые, электрические, звуковые, световые. Разделы физики (механика, акустика, оптика, электричество).
Движение тел. Траектория движения. Скорость движения. Сила. Сила тяжести и сила трения. Невозможность остановки движущегося тела.
Электризация тел. Положительные и отрицательные электрические заряды. Электрический ток. Проводники и непроводники. Простейшая электрическая цепь.
Магниты. Северный и южный полюсы магнита. Магнитное поле. Земля – гигантский магнит.
Звук и механизм его возникновения. Источники звука. Распространение звука в воздухе, воде, твёрдых телах. Эхо. Низкие и высокие звуки. Инфразвук и ультразвук.
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света и возникновение тени. Отражение и поглощение света телами. Разложение света; солнечный спектр. Природа цвета.
Роль знаний из области физики в повседневной жизни человека.
Практические работы.
Изучение взаимодействия полюсов магнита; действие магнита на различные тела, радуга (спектр цветов).
Мир биологии (5 ч)
Разнообразие живых существ, строение их тел и работа органов, размножение и развитие организмов. Разделы биологии (ботаника, зоология и др.)
Страницы истории биологии (Аристотель, У.Гарвей, Р.Гук, К.Линней, Ч.Дарвин, Г.Мендель, В.И.Вернадский).
Клеточное строение организмов. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Деление клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Разнообразие клеток многоклеточного организма.
Классификация организмов и её значение. Единицы классификации растений и животных. Вид, род, семейство, порядок (отряд), класс, отдел (тип), царство.
Царства живоё природы. Основные отделы растений и типы животных.
Способность к размножению – одно из главных свойств живого. Способы размножения организмов (размножение делением, спорами, семенами, откладка яиц, рождение живых детёнышей и др.). Половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша. Наследственность. Наследственная информация, её хранение и передача от родителей потомству.
Роль растений, животных, бактерий и грибов в природе. Организмы – производители, потребители и разрушители, обеспечение ими круговорота веществ в природе.
Общение в мире животных – неотъемлемая часть их поведения; язык запахов, движений, звуков.
Значение биологии для практической деятельности людей. Биология – основа сельского хозяйства и медицины. Роль биологических знаний в повседневной жизни человека.
Обеднение живой природы под воздействием человека и её охрана.
Практические работы.
Изучение устройства светового микроскопа и ознакомление с приёмами работы с ним; рассматривание под микроскопом биологических объектов; знакомство с растениями по гербарным материалам.
Мир географии (6 ч)
Истоки географии. Геродот – родоначальник географии. Путешествия древних финикийцев вокруг Африки. Экспедиция Пифея на Британские острова.
Открытие европейцами морского пути в Индию. Х.Колумб. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие.
А.Никитин, его путешествие в Индию. Освоение русскими Севера, Северной Америки. Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Открытие шестого материка.
Методы географических исследований (географические описания, картографический метод, космические методы исследования).
Наружные оболочки Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера).
Мировой океан. Свойства морской волны. Океаны Земли. Жизнь в мировом океане. Роль океана в жизни человека.
Практические работы.
Описание рельефа, виды местности. Нахождение на карте материков и океанов, крупнейших равнин и гор. Нанесение на контурную карту названий географических объектов.
Заключение (2 ч)
Единство наук о природе.
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны:
знать:
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- области, исследуемые физикой, биологией, практическое значение этих наук;
- физические явления (приводить примеры);
- строение молекул и атомов;
- основные характеристики движения тел (траектория, скорость);
- виды энергии;
- проявления электризации тел, механизм возникновения электрического тока;
- как взаимодействуют полюсы магнита, что такое магнитное поле;
- звук и свет (источники, особенности распространения, цвета солнечного спектра);
- великих учёных – биологов (назвать 3-4 имени, кратко характеризовать заслуги);
- строение клетки (главные части);
- значение классификации организмов; царства живого;
- способы размножения организмов; что такое наследственная информация (на уровне представлений);
- основные звенья круговорота веществ в природе (производители, потребители, разрушители);
- способы общения в животном мире (на уровне примеров);
- основные способы охраны живой природы.
уметь:
- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
- изображать с помощью моделей и схем строение атомов и молекул;
- различать проводники и непроводники; собирать простейшую электрическую цепь;
- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
- демонстрировать с помощью схемы основные звенья круговорота веществ в природе;
- различать наиболее распространённые в данной местности виды лекарственных растений;
- готовить сообщения и небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Поурочное планирование курса по выбору «Природа и человек».
Введение (3 ч)
Дата
| №
| Тема занятия
| Дом. Задание
|
| 1
| Человек- это!
| Написать эссе «Человек-это…»
|
| 2
| Наш мир
|
|
| 3
| Взаимодействие человека и природы
| Науки о природе
| Мир астрономии и геологии (13 ч)
| 4
| Наука астрономия.
| Сообщения, интересные научные факты в области астрономии
|
| 5
| Состав Солнечной системы. Планеты. (Кинофильм, таблицы)
| Наблюдение за движением Луны.
|
| 6
| Малые тела Солнечной системы.
| Астрономический атлас.
|
| 7
| Мир звёзд. Созвездия
| Карта звёздного неба.
|
| 8
| Время и календарь. Живые организмы и космос.
| Виды календарей.
|
| 9
| Строение Земли
| Нарисовать модель
|
| 10
| Как люди изучали о строении Земли
| сообщения
|
| 11
| Практические задания «Явления и вещества в природе»
|
|
| 12
| Землетрясения
|
|
| 13
| Материки
|
|
| 14
| Работа на контурных картах
|
|
| 15
| Урок-игра «Литосфера»
|
|
| 16
| Ураганы и смерчи
| сообщения
| Мир химии (3 ч)
| 17
| Многообразие веществ.
| Химия на кухне.
|
| 18
| Смеси и чистые вещества.
| Химия в ванной.
|
| 19
| Химия и окружающая среда.
| Химия в медицине.
| Мир физики (4ч)
| 20
| Механическое движение (кинофильм)
| Наблюдение за движением транспорта.
|
| 21
| Электричество
| Электрические приборы в быту
|
| 22
| Магнитные явления (опыты)
| Взаимодействие магнитов
|
| 23
| Световые явления
| Радуга
| Мир биологии (5 ч)
| 24
| Клеточное строение организмов. Работа с микроскопом.
| Семейство биологических наук.
|
| 25
| Жизнь начинается.
| Яйцо или курица ?
|
| 26
| Почему дети похожи на родителей.
| Что такое наследственность ?
|
| 27
| Круговорот веществ в природе. (Кинофильм)
| Звенья круговорота.
|
| 28
| Язык общения между животными.
| Наблюдения за животными.
| Мир географии (6 ч)
| 29
| Страницы великих географических открытий. Работа с картой.
| Наблюдение за погодой.
|
| 30
| Наружные оболочки.
|
|
| 31
| Мировой океан. Географическая карта.
| Работа с атласом.
|
| 32
| Путешествия по материкам. Карта.
| Работа с атласом.
|
| 33
| Реки мира. Карта.
| Работа с атласом.
|
| 34
| Горы мира. Карта.
| Работа с атласом.
| Заключение (1 ч)
| 35
| Единство наук о природе.
|
| |