Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов





НазваниеДомогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов
страница1/11
Дата публикации26.10.2015
Размер1.41 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > География > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа № 3


«Рассмотрена»

Рассмотрена

Протокол заседания

ШМО учителей истории и обществознания

от «28» августа 2014г.

№ 1

Руководитель ШМО

_____ / Л.А.Костенко /



Рекомендована

к утверждению

педагогическим советом школы
от «29» августа 2014г.

№14


«Утверждаю»

Директор МБОУ

Матвеево-Курганской СОШ № 3

Приказ

от «29» августа 2014г. №207
_______/А.В. Рудковская/




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии
среднее общее образование, 10 «А», «Б» классы

Количество часов 35
среднее общее образование, 11 «А», «Б» классы
Количество часов 35

Учитель Гончарова Наталья Николаевна

2014 - 2015 учебный год


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

10-11 КЛАССЫ (70 часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 

  1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  3. Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)

  4. Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень

  5. Домогацких Е.М. Программа курса «География» для 10-11 классов. - М.: Русское слово, 2008.

  6. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год.

  7. Основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3.

  8. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004

  9. Учебного плана образовательного учреждения МБОУ Матвеево-Курганской сош №3 на 2014/2015 учебный год, принятый педагогическим советом от 30.05.14 №7, утвержденный приказом директора школы №3 от 30.05.14г.   №144

  10. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов МБОУ Матвеево-Курганской сош №3, принятого на педагогическом совете от 15 августа 2014г №13.

  11. Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.


Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Программа данного курса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются на базовом или углубленном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени в 10 классе или 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Особенностью программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные статистические данные. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах сред­ней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географическо­го образования и призван сформировать у учащихся представление об окружаю­щем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хо­зяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

-сформировать у учащихся целостное представление о состоянии
современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего
на Земле человечества;

  • развить пространственно-географическое мышление;

  • воспитать уважение к культурам других народов и стран;

  • сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

  • научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

  • воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при сво­ей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образова­тельным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой програм­мы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части - «Общая харак­теристика мира» и «Региональный обзор мира», - несколько изменено распреде­ление материала внутри разделов. Так, в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, изучавшиеся ранее раздельно, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира».

Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучает­ся не в начале учебного года, а в его середине. Перемещение этой темы в регио­нальный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоя­тельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по два часа в неделю, или в течение двух лет - в 10 и 11 классе, по одному часу в неделю.

Перенос в середину курса темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, привел к необходимости изучения класси­фикации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах совре­менного мира просто невозможно.

Спецификой этой программы является включение в региональный раздел те­мы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 клас­се. Изучение России в курсе экономической географии мира - это следствие то­го, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется.

В остальном настоящая программа является достаточно традиционной.

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Совре­менная география». В ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею науч­ные методы.

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности на­селения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит бу­дущее человечества. Здесь же рассматриваются состав населения, его слож­ность и мозаичность, и, как следствие, клубок этнорелигиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в исто­рии отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни обще­ства. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредмет­ные связи с историей, обществознанием.

Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотноше­ния природы и общества», также во многом посвящена проблемам, но это проблемы экологические, они - следствие современного производства. Ос­новная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежными, у чело­вечества есть достаточно возможностей решить их или по крайней мере снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения эко­логических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практи­чески неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой эконо­мики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлага­емого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов учебника обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте; кро­ме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в хо­де ЕГЭ.

В конце темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесьализуются межпредметные связи с историей, обществознанием, эконо­микой.

Завершает первую часть курса тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен единственным, но информационно насы­щенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, де­мографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих те­мах, в этом параграфе показаны взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Вторая часть курса открывается темой «Политическая карта мира», которая знакомит с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными органи­зациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащиеся узнают об эта­пах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.

Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал доста­точно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Ев­ропы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океа­нии. Следует обратить внимание на то, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в це­лом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого регио­на, либо, наоборот, выделяется благодаря своему лидирующему положению в регионе.

Завершает курс тема, посвященная Российской Федерации. Несмотря на то что данный курс предполагает изучение прежде всего зарубежного мира, в обра­зовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить в 10-11 классах до 10 часов учебного времени. Здесь не дается подробная харак­теристика, как для других стран, так как она была уже дана в 9 классе. В данном курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй ча­сти курса реализуют межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика, экология.

Изменения, внесенные в программу: в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в Примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в -представленном календарно -тематическом планировании на ее изучение отводится 6 часов.
Программа и учебник соответствуют содержанию обязательного минимума и его разделам. При изучении тем курса предусмотрена тесная связь с краеведческим материалом, а также обобщающие уроки, работе с мультимедиа, с применением современных педагогических технологий, а также практические работы. Темы оценочных практических работ вынесены в отдельный каталог.

Тематика практических работ 10-11 класс по курсу, составлена на основе авторских программ, а также на основании протокола № 1 от 26.08.2011 года о методических рекомендациях по проведению оценочных практических работ по географии в 6-11 классах по РМС (районному методическому совету).

Общая характеристика учебного предмета, курса




Краткое описание

Роль, значимость, преемственность, практическую направленность учебного предмета, курса в достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при сво­ей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей.

В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности. Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Программа реализует межпредметные связи с историей, обществознанием, экологией.

Учебный процесс построен традиционно: основной материал программы изучается на уроках, дополнительный материал – по желанию учащихся в виде дополнительных сообщений, рефератов, докладов, презентаций, буклетов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.

Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей

общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образова­тельным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой програм­мы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части - «Общая харак­теристика мира» и «Региональный обзор мира», - несколько изменено распреде­ление материала внутри разделов. Так, в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, изучавшиеся ранее раздельно, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира».

Данная программа рассчитана на два учебных года. Темы уроков запланированы согласно учебнику. Через актив­ную познавательную, поисковую, творческую де­ятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информа­ции — учебными и литературными текстами, картами, слайдами, схемами; приобре­таются навыки логического и аналитического мышления, умения самим делать выводы. Содержание курса, его структура, методиче­ский аппарат направлены на организацию учеб­ной деятельности учащихся с учетом их возраст­ных особенностей: использование в учебном тексте фрагментов из известных литературных произведений, деление параграфа на смысловые блоки, выделение особых уроков-практикумов, выделение новых слов как опорного конспекта урока, выводы в конце параграфа. Спецификой этой программы является включение в региональный раздел те­мы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 клас­се.

Школьный курс географии способствует предпрофильной ориентации учащихся.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса


При выборе образовательной программы, мной учтены основные подходы к формированию содержания образовательной области «География», которые определены государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; и ориентированы на цели и задачи развития МБОУ Матвеево-Курганской средней общеобразовательной школы №3.

Программа, над которой работает образовательное учреждение-«Внедрение передовых здоровьесберегающих программ, методик и технологий в деятельность образовательного учреждения». С данной проблемой согласуется цель методической и воспитательной работы в школе: «Создание благоприятных условий для разностороннего развития и саморазвития личности школьника». Цель школы – формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе

В своей работе я руководствуюсь Законом РФ «Об Образовании», типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями МО РФ и РОО, внутри школьными приказами, в которых определены круг регулирующих вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

При составлении рабочей учебной программы, мной используется Примерная программа по географии Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, Рабочая программа Домогацких Е.М. Программа курса «География» для 10-11 классов. - М.: Русское слово, 2008. При изучении тем курса предусмотрена работа с мультимедиа, с применением современных педагогических технологий, а также проведение практических работ. Темы оценочных практических работ вынесены в отдельный каталог. Тематика практических работ 11-11 класс по курсу « География», составлена на основе программы автора: Домогацких Е.М., а также на основании протокола № 1 от 26.08.2011 года о методических рекомендациях по проведению оценочных практических работ по географии в 6-11 классах по РМС (районному методическому совету).

В данном курсе используется учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «Экономическая и социальная география мира»10 класс - I ч., II ч. - М.: Русское слово, 2012г.

В учебно-методический комплект кроме учеб­ника входит географический атлас, содержащий карты с большим по объему содержанием и спра­вочным материалом. Они позволяют реализовать различные виды практической деятельности на каждом уроке. Программа и учебник соответствуют содержанию обязательного минимума и его разделам.


Место предмета в базисном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе общего образования отводит 245 часов, из них на курс «География мира» - 70 часов, в том числе в X классе – 35 часов, в XI классе - 35 часов федерального компонента. (1 учебный час в неделю).

Резерв времени – 10 часов используется по усмотрению учителя (введение в курс, обобщение знаний, использование разнообразных форм работы, расширения объема и глубины изучения отдельных разделов и т. д.- в зависимости от конкретных условий обучения).

Количество и тематика практических работ утверждены РМО учителей географии (протокол № 1 от 26.08.2011 года)


Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные

  • Владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  • Владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  • Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

  • Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Метапредметные

  • Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • Владение навыками познавательной деятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;

Личностные

  • Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордостью за свой край;

  • Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон ми правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Содержание программы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconДомогацких Е. М. «Программа курса «География. 5-9 классы» / Автор- составитель
Домогацких Е. М. «Программа курса «География. 5-9 классы» / Автор- составитель Домогацких Е. М. М.: Ооо«Русское слово учебник»,2012....
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая учебная программа курса «География»
Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconПрограммы, используемые в работе: Домогацких Е. М. Программа курсов...
Программы, используемые в работе: Домогацких Е. М. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: Ооо «тид «Русское слово – рс»,...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география...
Составлена на основе программы домогацких е. М. «Экономическая и социальная география мира» (2010 г)
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconПрограмма учебного предмета «география»
«География» составлена на основе авторской программы Е. М. Домогацких для 5-9 классов. Программа соответствует Федеральному компоненту...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Классов Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч региональная характеристика...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая программа «география. Начальный курс»
Используемая программа: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид русское...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая программа по учебному курсу: «География России. Природа России» 8 класс
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких. 3-е М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012....
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая программа по учебному курсу: «География России. Население и хозяйство России» 9 класс
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких. 3-е М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012....
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconГеография. Материки и океаны
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263, за основу рабочей программы взята...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких,...
Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М.: ООО «тид «Русское слово»-рс, 2011. 56с. Автор Домогацких Е. М. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая программа учебного курса «География»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconУрока 05. 02. 14 Тема урока«Движение воздуха»
Базовый учебник: Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений....
Домогацких Е. М. Программа курса «География» для 10-11 классов iconРабочая программа курса «география россии»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск