Скачать 1.41 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии среднее общее образование, 10 «А», «Б» классы Количество часов 35 среднее общее образование, 11 «А», «Б» классы Количество часов 35 Учитель Гончарова Наталья Николаевна 2014 - 2015 учебный год ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10-11 КЛАССЫ (70 часов) Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Программа данного курса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются на базовом или углубленном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени в 10 классе или 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Особенностью программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные статистические данные. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени. Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Цели и задачи курса: -сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные. Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части - «Общая характеристика мира» и «Региональный обзор мира», - несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так, в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, изучавшиеся ранее раздельно, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира». Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по два часа в неделю, или в течение двух лет - в 10 и 11 классе, по одному часу в неделю. Перенос в середину курса темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно. Спецификой этой программы является включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира - это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется. В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география». В ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы. Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика. Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются состав населения, его сложность и мозаичность, и, как следствие, клубок этнорелигиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием. Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена проблемам, но это проблемы экологические, они - следствие современного производства. Основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежными, у человечества есть достаточно возможностей решить их или по крайней мере снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов учебника обусловлена рядом причин: - статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений; - такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте; кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ. В конце темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесьализуются межпредметные связи с историей, обществознанием, экономикой. Завершает первую часть курса тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен единственным, но информационно насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показаны взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем. Вторая часть курса открывается темой «Политическая карта мира», которая знакомит с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащиеся узнают об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития. Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание на то, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяется благодаря своему лидирующему положению в регионе. Завершает курс тема, посвященная Российской Федерации. Несмотря на то что данный курс предполагает изучение прежде всего зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить в 10-11 классах до 10 часов учебного времени. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как она была уже дана в 9 классе. В данном курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика, экология. Изменения, внесенные в программу: в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в Примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в -представленном календарно -тематическом планировании на ее изучение отводится 6 часов. Программа и учебник соответствуют содержанию обязательного минимума и его разделам. При изучении тем курса предусмотрена тесная связь с краеведческим материалом, а также обобщающие уроки, работе с мультимедиа, с применением современных педагогических технологий, а также практические работы. Темы оценочных практических работ вынесены в отдельный каталог. Тематика практических работ 10-11 класс по курсу, составлена на основе авторских программ, а также на основании протокола № 1 от 26.08.2011 года о методических рекомендациях по проведению оценочных практических работ по географии в 6-11 классах по РМС (районному методическому совету). Общая характеристика учебного предмета, курса
Место предмета в базисном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе общего образования отводит 245 часов, из них на курс «География мира» - 70 часов, в том числе в X классе – 35 часов, в XI классе - 35 часов федерального компонента. (1 учебный час в неделю). Резерв времени – 10 часов используется по усмотрению учителя (введение в курс, обобщение знаний, использование разнообразных форм работы, расширения объема и глубины изучения отдельных разделов и т. д.- в зависимости от конкретных условий обучения). Количество и тематика практических работ утверждены РМО учителей географии (протокол № 1 от 26.08.2011 года) Требования к уровню подготовки учащихся Предметные
Метапредметные
Личностные
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью; — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • картографическая грамотность; • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Содержание программы |
Домогацких Е. М. «Программа курса «География. 5-9 классы» / Автор- составитель Домогацких Е. М. «Программа курса «География. 5-9 классы» / Автор- составитель Домогацких Е. М. М.: Ооо«Русское слово учебник»,2012.... | Рабочая учебная программа курса «География» Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений | ||
Программы, используемые в работе: Домогацких Е. М. Программа курсов... Программы, используемые в работе: Домогацких Е. М. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: Ооо «тид «Русское слово – рс»,... | Рабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география... Составлена на основе программы домогацких е. М. «Экономическая и социальная география мира» (2010 г) | ||
Программа учебного предмета «география» «География» составлена на основе авторской программы Е. М. Домогацких для 5-9 классов. Программа соответствует Федеральному компоненту... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной... Классов Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч региональная характеристика... | ||
Рабочая программа «география. Начальный курс» Используемая программа: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид русское... | Рабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник... | ||
Рабочая программа по учебному курсу: «География России. Природа России» 8 класс Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких. 3-е М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012.... | Рабочая программа по учебному курсу: «География России. Население и хозяйство России» 9 класс Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких. 3-е М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012.... | ||
География. Материки и океаны Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263, за основу рабочей программы взята... | Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких,... Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М.: ООО «тид «Русское слово»-рс, 2011. 56с. Автор Домогацких Е. М. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких... | Рабочая программа учебного курса «География» Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе... | ||
Урока 05. 02. 14 Тема урока«Движение воздуха» Базовый учебник: Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.... | Рабочая программа курса «география россии» ... |