4. Литература. Стр. 8





Скачать 414.43 Kb.
Название4. Литература. Стр. 8
страница1/4
Дата публикации01.03.2016
Размер414.43 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > География > Литература
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ореховская средняя общеобразовательная школа


Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках физики

Учитель физики Главнова Элени Рудольфовна,

первая квалификационная категория

Орехово, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение. Стр. 3

2. Экологическое образование и воспитание на уроках физики. Стр. 3

3. Заключение. Стр. 7

4. Литература. Стр. 8

5. Приложения. Стр. 9

Введение.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко
2 -3 миллиона лет назад в природе появился новый вид живых существ, он стремительно стал эволюционировать, а 40 тыс. лет назад, когда, по мнению учёных, возникло общество, этот вид, названный Homo sapiens, и вовсе побил все рекорды ускорения. По началу, он обращался с матерью – природой более чем уважительно: писал ей восторженные оды, сочинял о ней легенды и сказки, пел песни, совершал магические обряды. Но 200-300 лет назад отношения между человеком и природой коренным образом изменились. Человек изобрёл не только промышленные технологии истребления лесов, способы невиданной по масштабам переработки её залежей, но и новый общественный уклад, когда уничтожать природу стало выгодно, извлекая при этом коммерческую пользу. Лишь совсем недавно, каких – нибудь 20-30 лет назад, человечество задумались о том, что же случилось с природой.

К сожалению, задумались тогда, когда по компетентным оценкам, стало уж слишком поздно: человек не просто покорил природу, он почти её истребил, нанеся ей непоправимый ущерб.

Итогом разрушительного воздействия человека на природу стал ряд экологических проблем:

– истощение природных ресурсов (не возобновляемые: нефть, газ, уголь; возобновляемые: звери, рыба, вода, лес, почва и т.д.);

– изменение климата: глобальное потепление («парниковый эффект»);

– «озоновые дыры»;

– проблема чистой пресной   воды;

– мелиоративно- неблагополучные земли;

– кислотные осадки;

– сокращение видового разнообразия живой природы;

– катастрофа мирового океана;

– утилизация отходов.

Парадокс состоит в том, что человеку для его выживания природа нужна, а природе для нормального функционирования человек не нужен.

По мнению российских учёных, природа знает способы, как бороться с теми, кто наносит ей вред. В далёком прошлом основными вредителями окружающей среды являлись крупные динозавры, но жизнь обрезала эту тупиковую ветвь. Сейчас такой ветвью является человек. В природе уже задействованы против него защитные механизмы, которые, как ни парадоксально, создал сам человек.

Такова в общих чертах невесёлая история взаимоотношений человека, природы и общества.

Экологическое образование и воспитание на уроках физики

Формирование нового мышления, ориентированное на кардинальное изменение целей, методов развития цивилизации, на широкое применение природоохранной техники и технологии, стало необходимым фактором выживания. Понимание природы, как единого целого и роли в ней человека является основой развития экологической культуры. Школа призвана дать учащимся элементарное экологическое образование.

Целью экологического образования учащихся является формирование этического отношения к природе и на этой основе чувства гражданской ответственности за состояние природной среды, представлений о диалектическом единстве отношения «биосфера – регион».

В 2000 году разработана «Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации», где четко определены цели, задачи, принципы, основные направления экологического образования.

В законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» также оговорена обязательность преподавания экологии в учебных заведениях. Основная роль в экологическом образовании и воспитании отводится средней школе.

Физика - эта наука о природе, поэтому в связи с развитием технического прогресса и технологий, несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды именно на уроках физики.

Современный этап развития физики характеризуется увеличением потока учебной информации, это создает известные трудности в преподавании, поскольку при сохранении той же программы и прежнего учебного времени, объем учебного

материала возрастает. При рассмотрении вопроса экологического образования

школьников должны использоваться:

-принцип научности, который требует, чтобы вопросы экологии включались в содержание учебного предмета без искажения;

-принцип краеведения, предполагающий систематическое обращение в процессе преподавания к окружающей учащихся действительности, к природе родного края;

Вопросы, изучаемые на уроках и на внеурочных занятиях по предмету, должны содержать материал с экологическим содержанием.

Вопросом экологического образования и воспитания учащихся на уроках физики я занимаюсь целенаправленно уже не один год. На первом этапе работала над экологизацией учебных программ (Прил. 1), накоплением и систематизацией экологического материала (Прил.3,4,5,7,8) и отработкой наиболее эффективных приёмов его подачи учащимся (Прил.2). В конечном итоге всё это вылилось в стройную систему экологического воспитания и обучения учеников на уроках физики.
В основу отбора содержания экологических знаний, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены при изучении физики, положен системный подход к пониманию биосферы и места человека в ней. Наряду с этим учтено, что:
1)  экологические сведения должны быть логически связаны с содержанием курса физики; их использование направлено на конкретизацию и углубление физических знаний;
2)   включаемые в рассмотрение экологические материалы должны удовлетворять принципу научности, способствовать развитию у учащихся диалектико-материалистического взгляда на природу, пониманию последствий процесса воздействия человека на окружающий мир в условиях социалистического и капиталистического общества;
3)   изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения, учитывать возрастные особенности мышления учащихся, их опыт, активизировать их умственную деятельность, способствовать развитию ассоциативного мышления. 
При этом представляется возможным выделить следующие опорные экологические понятия. Которыми должны овладеть учащиеся при обучении физике, с целью формирования у них знаний о биосфере как о целостной системе:
1)   земля, вода, атмосфера как элементы единой системы-биосферы, их основные

физические свойства;
2)   физические факторы природной среды и их параметры;
3)   роль физических факторов и параметров в протекании физических, химических,

биологических процессов в биосфере;
4)   допустимые нормы физических параметров для различных биосферных явлений,

объектов и процессов;
5)   физическое загрязнение окружающей природной среды (т.е. отклонение физических

параметров среды от нормы).
Основными физическими факторами биосферы и их параметрами являются те физические понятия и величины, которые на данном этапе развития науки отражают основные индивидуальные и общие физические свойства, присущие твердым, жидким и газообразным веществам. И обменные физические процессы между ними (на уровне мельчайших частиц, молекулярном и атомном).
К физическим величинам, характеризующим свойства твердых, жидких и газообразных веществ, относятся: давление, плотность, сжимаемость, модуль упругости, предел прочности, температура, удельная теплоемкость, температурные коэффициенты линейного и объемного расширения, теплопроводность, теплота сгорания, температура плавления, удельная теплота плавления, поверхностное натяжение, вязкость, температура кипения, удельная теплота парообразования; диэлектрическая проницаемость, удельное электрическое сопротивление, магнитная проницаемость, показатель преломления среды, коэффициенты поглощения и отражения света, атомный номер и заряд ядра, главное квантовое число, максимальное число возможных электронных состояний, термы атомов, константы ионизации, период полураспада.
К физическим величинам, характеризующим обменные процессы, относятся: концентрация, коэффициент диффузии, абсолютная и относительная влажность, плотность тока, плотность потока элементарных частиц.
Физические параметры полей, пронизывающих биосферу, таковы: гравитационное поле — ускорение свободного падения; электрическое поле — напряженность, потенциал; магнитное поле — магнитная индукция; электромагнитные волны — длина волны, плотность потока электромагнитного излучения.
Со многими названными понятиями и величинами учащиеся знакомятся при изучении физики. Давая им экологическую трактовку, нужно, однако, иметь в виду следующее. Во-первых, степень влияния некоторых параметров на биосферу наукой пока не установлена или только изучается; во-вторых, влияние на живую природу ряда физических факторов определено только для узких интервалов соответствующих параметров. В этой связи известный американский физик В.Ф. Вайскопф отмечает, что «мы стоим перед сложной путаницей физических, химических, биологических причин и следствий, многие из которых понятны лишь отчасти. Потребуется провести множество тщательных фундаментальных исследований, прежде чем можно будет эффективно приняться за решение этих проблем».
Учитывая все вышеизложенное, можно выделить следующие основные физические факторы и параметры природной среды, с которыми желательно ознакомить учащихся в курсе физики с целью их экологического образования. К ним относятся: сила тяжести (ускорение свободного падения), давление, температура, теплоемкость и удельная теплоемкость, влажность воздуха (абсолютная и относительная), поверхностное натяжение жидкости, электрическое поле (напряженность, потенциал), магнитное поле (магнитная индукция), вибрация (частота, интенсивность), звук (амплитуда, частота, интенсивность), электромагнитное излучение различных частот: низкочастотное, радиоволны, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое, рентгеновское (длина волны, плотность потока электромагнитного излучения), радиоактивность (энергия излучения, период полураспада, доза излучения).
С точки зрения экологического образования задача заключается в том, чтобы при обучении физике была раскрыта роль перечисленных выше понятий и величин как важных физических факторов и параметров протекания различных процессов в биосфере, выяснены их допустимые нормы.
Развитие энергетики, транспорта, промышленности в эпоху научно-технической революции привело к сильному загрязнению биосферы и большим отклонениям от нормы ее основных параметров, что неизбежно ведет к изменению законов функционирования как ее отдельных биологических систем, так и всей биосферы в целом, к подрыву ее способности к самостабилизации и самоочищению. Поскольку именно физика открывает законы природы, используемые техникой в процессе производства материальных благ, эту связь физики и техники важно раскрыть с природоохранительной точки зрения.
При этом следует остановиться на таких моментах: что обрабатывается (материалы), чем обрабатывается (энергия), как обрабатывается (технология). Следовательно, в курсе физики могут быть раскрыты такие важные в экологическом отношении вопросы, как: 
1)   рациональное использование энергетических ресурсов: нефти, газа, угля, торфа и др.; 
2)   наиболее выгодные и безопасные для окружающей среды способы применения механической, внутренней («тепловой»), электрической и атомной энергии; 
3)   рациональное использование сырьевых ресурсов: водных, земельных, полезных ископаемых и пр.
Эти вопросы тесно связаны между собой, поскольку имеют общую научную основу—оптимизацию взаимодействия общества и природы в условиях интенсивного развития техники и современного производства. К ним непосредственно примыкают и такие вопросы:
1)   физические методы защиты природной среды от загрязнений;
2)   использование возобновляемых источников энергии (солнечного излучения, внутренней энергии Земли, энергии ветра, морских приливов и отливов).
При рассмотрении вопросов экологии ученики должны получить представление и о том, что проблема охраны природы не может быть решена только на основе достижений естественных наук и техники, изменений технологий производства, способов добычи сырья и его переработки в отдельных регионах нашей планеты.
Изыскивая пути экологического воспитания в процессе обучения физике, необходимо руководствоваться прежде всего тем, чтобы методы и приемы использования материала, раскрывающего ту или иную сторону взаимодействия общества и природы, побуждали активность учащихся, способствовали превращению получаемых знаний в убеждения. Это может быть в том случае, когда элементы экологии и охраны окружающей среды вводятся на уроках либо в виде задач и вопросов (Прил.6), которые обогащены экологическим содержанием, либо в виде постановки основной учебной проблемы.
Формирование ответственного отношения учащихся к природной среде в процессе обучения физике не ограничивается только овладением системой экологических знаний, оно еще связано с выработкой некоторых умений и навыков природоохранительного характера.
Исходя из современного содержания понятия «охрана природы» и состава экологических знаний в школьном образовании, можно выделить такие природоохранительные умения, которые следует сформировать и развить у учащихся при обучении физике:
–измерять ряд основных физических параметров природной среды (температуру, влажность воздуха, освещенность и др.);
–оценивать основные физические факторы и параметры для различных объектов, явлений и процессов, протекающих в биосфере, и их допустимые нормы;
–выбирать рациональный способ применения природных ресурсов и различных видов энергии (механической, электрической и др.) в практической деятельности;
–предвидеть возможные последствия своей деятельности для физического состояния окружающей среды и критически оценивать поступки отдельных людей при воздействии на нее;
–оценивать физическое состояние природной среды, складывающееся под воздействием антропогенных факторов;
- пропагандировать и содействовать использованию на практике физических идей и законов, лежащих в основе применения возобновляемых источников энергии, методов борьбы с различными видами загрязнений и оптимизации взаимодействия общества с природой.

Экологические сведения составляют ныне неотъемлемую и важную компоненту основ физики и других естественнонаучных дисциплин, изучаемых в современной средней общеобразовательной школе; на их базе формируется экологическая культура подрастающего поколения, которая предполагает, в частности, овладение системой знаний о физико-технических и технологических аспектах поддержания равновесия в природе, о способах предотвращения его нарушения. В условиях научно-технического прогресса это служит залогом правильного выбора направления развития производственной деятельности человеческого общества, выбора, в котором предстоит участвовать выпускникам нашей школы, т.е. служит важным аспектом подготовки молодежи к жизни и труду. Эта подготовка будет тем более эффективной, если уже в стенах школы ученики приобретут практические умения по изучению природы, определению рационального использования природных ресурсов и способов охраны окружающей среды, чего позволяет добиться реализация в экологическом образовании принципа политехнизма.

Заключение.
Изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению и расширению знаний учащихся по физике, повышению их интереса к предмету, развивает у них ряд природоохранительных умений. Убеждает в жизненно важном значении экологических знаний и умений, формирует в их сознании научную картину целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней, современных и будущих задач, которые должно решать человечество по охране и рациональному использованию природных ресурсов, приумножению их.
Чтобы эти потенциальные возможности экологического воспитания и образования, учащихся при изучении курса физики стали реальными, учителю нужно проникнуться идеей «экологизации» учебного процесса, осознать ее насущную необходимость в наши дни. Ведь выживание человечества зависит сейчас от сохранения общей благоприятной для жизни экологической обстановки на Земле, катастрофический «удар» по которой может быть нанесен, как мы видели, не только ядерным оружием, а любым источником сильного необратимого нарушения природного равновесия.
Понимание этого и сообщение учащимся экологических сведений, развитие их «экологического сознания», привлечение школьников к участию в спасении природы. В сохранении ее красот и богатств, воспитание их в духе необходимости предвидения и оценки возможных конкретных изменений равновесия в окружающей среде под влиянием их будущей производственной деятельности - непосредственный гражданский долг учителя физики в условиях ускорения НТП и его весомый вклад в борьбу за нормальные условия жизни на нашей планете, сохранять которые призваны и нынешние ученики средней школы.
Выпускники школы должны усвоить общие методологические принципы современной экологии, имеющие отчасти философское значение, и быть готовыми к участию в принятии решений, касающихся хозяйствования в собственном «доме» - в регионе, стране, на планете в целом. При этом они должны руководствоваться простейшими соображениями «экологической» морали, например:
      Каждому человеку нужна благоприятная среда жизни, но в «больной» природе нельзя остаться здоровым;
     Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица, ее не сможет заменить даже самая совершенная техника и технология.
     Нельзя нарушать слаженность и красоту природы - полное их восстановление может и не произойти.

Не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь: прежде чем «отрезать» что-то от сложившейся веками природной среды, семь раз отмерь.

Не рви цветов, не ломай веток, не уничтожай ничего в природе - ей все необходимо, и, испортив одно, ты обязательно губишь другое.

Только говорить об охране природы мало, нужно действовать: не допускать нанесения ей урона, а если пришлось что-то взять, то надо обязательно компенсировать это, причем даже в несколько раз: срубил дерево - посади три.
Чтобы наша молодежь действительно овладела экологической культурой, экологическое образование должно быть непрерывным: начинаться в детских садах, продолжаться в школе и вузе, пополняться в дальнейшей жизни.
Среди задач экологического воспитания существуют две основные:
1.  Сформировать убеждение в необходимости соблюдать экологические нормы и готовность пользоваться соответствующими правилами в личном поведении и деятельности. Для этого нужно сосредоточить главное внимание на преодолении утилитарно-потребительского отношения к природе.
2.  Укрепить у школьников жизненную позицию, главным элементом которой служит нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.
Таким образом, ядро системы экологического образования и воспитания школьников составляют четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный. Последний тесно связан с научно-техническим творчеством учащихся. Привлечение их к изобретательской и рационализаторской деятельности по экологизации техники и технологии позволяет приобщать ребят к участию в развитии принципиально нового направления научно-технического прогресса, что чрезвычайно важно для их будущего.

 



Литература.

1. Бугаев А.И., Шарко В.Д. Экологическое воспитание при изучении звуковых колебаний.

Физика в школе. 1987.№3. С. 29-31.

2. Браверманн Э.М. Урок физики в современной школе// М. Просвещение.1993г.С.

59, 76,154
3. Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием //Физика в школе.

1991.№ 3. С. 26 – 29.
4.Дерябо С.Д., Ясвин В.А.Экологическая педагогика и психология. «Феникс» Ростов-на-

Дону. 1996 г., с.5-15.
5. Иванов А.Ф.Физический эксперимент с экологическим содержанием// Физика в

школе.1996. № 3. С. 32 – 34.
6.Медико-экологический атлас Пермской области. Научно-производственный центр

экологической безопасности населения, Пермь, 1997. 
7. Пономарёва И. Н. Общая экология : книга для учителя. Пермь. 1994г С.180
8.  Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007.

С.320
9. Синичкин В.П., Синичкина О.П. Внеклассная работа по физике. Саратов: ОАО

«Издательство «Лицей»», 2002. С. 208
10. Турдикулов Э.А., Хакимов Э.Х. Роль межпредметных связей при формировании

экологических знаний // Физика в школе. 1985. № 5. С.52-53 
11. Усова А. В ., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. М.:

Просвещение. 1984г. С. 128.
12.Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Мамедова

Н .М. –М: Агентство “Технотрон”, с.8-12.
13. Экологическое образование: роль учителя физики// Физика в школе.1991. № 3.С.100

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Литература. Стр. 8 iconЛитература А. Куприн «Слон»
Что могут делать дети в игровом уголки? Учить описывать рисунок классной комнаты. Повторить числительные. К: стр. 18 №2 стр 20 №5...
4. Литература. Стр. 8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Г. Кутузова (см сборник нормативных документов. Литература. Москва. «Дрофа», 2004, стр. 92-96, стр. 121-127). Изучение литературы...
4. Литература. Стр. 8 iconЕщё раз о хозрасчёте стр. 202 Последний штрих стр 204
Что происходит на хлебном фронте стр. 164 О неиспользованных резервах стр. 168 О модернизации стр. 171 Нэп по Ленину в исполнении...
4. Литература. Стр. 8 icon2 «А» Математика
Пособие: стр. 139 №1,2,3; стр. 143 №1,2,3; стр. 145 №1,2,3; стр. 149 №2,3; стр. 158 №3,4,6
4. Литература. Стр. 8 iconКонспект стр. 108-113 проверит знания стр 114-115 География Литература...
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
4. Литература. Стр. 8 iconУрок №2 стр. 10 Урок №3 стр. 20
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень)...
4. Литература. Стр. 8 iconЛитература стр. 4 Тематический план стр. 5
Для того чтобы сдать этот, без сомнения, тяжелый экзамен нужно долго и упорно готовиться. А чтобы успешно сдать
4. Литература. Стр. 8 iconКонтрольные вопросы на стр. 78 (устно) Литература стр. 45, вопросы...
С 27. 02. 13 во 2 «А» классе введён карантин. Дома обучающиеся занимаются самообразованием. Домашнее задание от 27. 02. 13 выполняем...
4. Литература. Стр. 8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Виды преобразования текста» сокращение текста, план (стр. 170-171), тезисы (стр. 173), упр. 324, выписки (стр. 175), конспект (стр....
4. Литература. Стр. 8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
4. Литература. Стр. 8 iconЛитература 9 класс Рабочая программа по литературе составлена на...
Литературное чтение: стр. 74-82 — выразительное чтение, устно вопросы после текста. Тетрадь стр. 19-20
4. Литература. Стр. 8 iconТребования к письменным работам Объем текста работы
Объем текста работы определяемом видом работы: выпускная квалификационная работа – 50-75 стр.; курсовая работа – 25-30 стр.; реферат...
4. Литература. Стр. 8 iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Курс «Современная...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов направления 031000. 62 «Филология». Тюмень, 2009. 34 стр
4. Литература. Стр. 8 iconЛитература 12. 02: стр. 297-299. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»,...
Закон Кулона: сила электрического взаимодействия двух неподвижных точечных зарядов в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей...
4. Литература. Стр. 8 iconЛитература: учить «Родина» Лермонтов, сочинение по творчеству Пушкина,...
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
4. Литература. Стр. 8 iconПояснительная записка Место дисциплины в учебном процессе. Факультативый...
Кислова Л. С. Современная российская литература. Умк для студентов одо и озо специальности 030601. 65 Журналистика. Тюмень, 2008....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск