Скачать 143.16 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Географический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе _______ Е. Г. Елина "__" __________________2011 г. Рабочая программа дисциплины КЛИМАТ ВОЛГОГРАДСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА Направление подготовки 022000 Экология и природопользование Магистерская программа Урбоэкология Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2011 год 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища» являются:
Использование общих закономерностей и местных особенностей в рациональном природопользовании. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Климат Волгоградского водохранилища» читается на 2 курсе и входит в профессиональный цикл и является дисциплиной по выбору. Она опирается на знания, полученные в результате изучения дисциплин: «Современные проблемы экологии и природопользования», «Методы градоэкологического анализа». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища» ОК – 4. Владеть методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей ПК – 1. Обладать способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований. В результате освоения дисциплины обучающейся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
3. Структура и содержание дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища» Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы (180 часов).
1. Введение. Основные методы микроклиматических наблюдений Введение. Климат, мезо- и микроклимат, их взаимодействие, связь с географией. Микроклимат как совокупность различий в метеорологическом режиме, возникающих в приземном слое воздуха и на самой земной поверхности. Масштабы процессов. Микроклиматический показатель. Основные методы микроклиматических наблюдений. Виды микроклиматических съемок. Аппаратура для микроклиматических наблюдений. Программа и организация микроклиматических наблюдений, ее этапы. Оценка достоверности микроклиматических различий. Статистическая обработка наблюдений. 2. Типы микроклиматов. Микроклимат различных форм рельефа. Микроклимат водоемов и побережий. Микроклимат различных форм рельефа. Влияние формы, экспозиции и крутизны на радиационный режим в условиях пересеченной местности. Закономерности и различия в притоке коротковолновой радиации к склону. Учет закрытости горизонта. Тепловой баланс и микроклимат склонов в различных условиях увлажнения. Влияние рельефа на ветровой режим, температуру и ее амплитуду. Микроклимат водоемов и побережий. Влияние размеров и глубины водоема на турбулентную теплопроводность и температурный режим водоема. Особенности суточного хода температуры, влажности, ветра, атмосферного давления над водоемом и побережьем. Бризы и их микроклиматический эффект. 3. Поле скорости ветра в условиях города. Природные условия северной части Волгоградского водохранилища Природные условия Волгоградского водохранилища. Физико-географические условия в зоне влияния водохранилища. 4. Общий климатический фон рассматриваемого района. Комплексные биоклиматические характеристики Общий климатический фон рассматриваемого района. Комплексные биоклиматические характеристики. Сочетания важнейших климато-рекреационных компонент. Температурные шкалы и индексы. Оценка комфортности окружающей среды по типам погоды. 5. Исследование неблагоприятных для рекреации особенностей климата Исследование неблагоприятных для рекреации особенностей климата. Особенности теплого периода. Особенности холодного периода. Метеопатические проявления климата. Климато-рекреационное районирование Волгоградского водохранилища и зоны его влияния. Микроклиматическое районирование территории. Пространственная дифференциация климато-рекреационного потенциала Волгоградского водохранилища. 6. Состояние окружающей среды как фактор рекреационной деятельности на побережьях водохранилища Компонентная оценка климато-рекреационного потенциала. Особенности радиационного режима. Температурный режим. Влажностный режим. Ветровой режим. Перечень практических занятий
5. Образовательные технологии При проведении практических занятий в рамках дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища» используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, карты, таблицы, графики, наглядные демонстрационные материалы). Работа сопровождается выполнением карт, графиков, математических построений, анализом и описанием. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища» В рамках самостоятельной работы студенты изучают учебную, научную, научно-популярную и справочную литературу, поиск информации о современных способах изучения климата Волгоградского водохранилища. По результатам данной работы выполняются рефераты. Темы рефератов:
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища»
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин «Климат Волгоградского водохранилища» а) основная литература:
б) дополнительная:
в) Интернет-ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Литературные источники, тексты лекций, тематические словари. Тематические справочники. Справочники по климату. Данные наблюдений на высотной метеорологической мачте. Данные наблюдений загрязнения атмосферного воздуха на НПЗ. Средства вычислительной техники. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование Автор: Рыхлов А.Б. к.г.н., доцент кафедры метеорологии и климатологии географического факультета СГУ Программа одобрена на заседании кафедры метеорологии и климатологии от ___________ 2011 года, протокол № _________________. Подписи: Зав. кафедрой метеорологии и климатологии д. т. н., профессор Ю.А. Скляров Декан географического факультета д. г. н., профессор В.З. Макаров |
Из материалов диссертации Исеть (бассейн Тобола). По физико-географическому положению весь бассейн можно разделить на 3 части: верхняя – от истока до Аргазинского... | Урок обобщающего повторения. Климат и человек Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Климат Челябинской области, Верхнего Уфалея» | ||
Рабочая программа дисциплины «Строительная климатология. Климат и архитектура» Рассмотрена на заседании кафедры Архитектуры и градостроительства, протокол №3 от 8 октября 2011 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая (познавательная): углубление и расширение понятий «климат» и «погода», определение главных факторов, определяющих климат... | ||
Мочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты... Мочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты зоны братского водохранилища (25. 00. 36 геоэкология). Диссертация... | Мочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты... Мочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты зоны братского водохранилища (25. 00. 36 геоэкология). Диссертация... | ||
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины Целью освоения дисциплины является: формирование у студентов целостного представления о метеорологических процессах в тропическом... | «Озоносфера и ее влияние на климат Земли» «Озоновые дыры»: причины их возникновения и влияние на климат Земли | ||
Конспект По теме климат заполнить таблицу в тетради: Климат Южной Америки, заполнить таблицу Подготовиться к проверочной работе по теме «Первые Романовы», параграф 110, с 125 – 130 | В. М. Яшин гну вниигиМ им. А. Н. Костякова, г. Москва, Россия Региональные... Региональные исследования распределения загрязненности речных вод в бассейне р. Клязьмы проводятся на участке от истока из Пироговского... | ||
Отчет по результатам самообследования образовательной организации... Самообследование проведено: председателем Волгоградского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов»... | Энергетика и климат Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600 – «журнналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) | ||
Управление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание... «Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,... | Положение областного конкурса «Защити озоновый слой и климат Земли» Областной конкурс «Защити озоновый слой и климат Земли» (далее – Конкурс) проводится в рамках Всероссийского конкурса | ||
Урок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии» Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок... | Положение о проведении областного конкурса детского творчества «Защити... Областной конкурс детского творчества «Защити озоновый слой и климат Земли» (далее Конкурс) проводится с целью распространение экологической... |