Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища





Скачать 143.16 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища
Дата публикации09.03.2016
Размер143.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

работе _______ Е. Г. Елина

"__" __________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины

КЛИМАТ ВОЛГОГРАДСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА


Направление подготовки

022000 Экология и природопользование


Магистерская программа

Урбоэкология


Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Форма обучения

очная
Саратов,

2011 год
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища» являются:

  • изучение преобразований климата города под влиянием планировки и градостроительного освоения территории;

  • освоение методик исследования воздействия города на формирование мезо- и микроклимата городской среды;

  • использование общих закономерностей и местных особенностей в городском планировании, при развитии и совершенствовании градостроительных концепций;

  • изучение условий формирования климата Волгоградского водохранилища под влиянием климатообразующих факторов и освоения территории;

  • изучение методик исследования воздействия местных физико-географических условий на формирование мезо- и микроклимата.

Использование общих закономерностей и местных особенностей в рациональном природопользовании.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Климат Волгоградского водохранилища» читается на 2 курсе и входит в профессиональный цикл и является дисциплиной по выбору. Она опирается на знания, полученные в результате изучения дисциплин: «Современные проблемы экологии и природопользования», «Методы градоэкологического анализа».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища»
ОК – 4. Владеть методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей

ПК – 1. Обладать способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований.

В результате освоения дисциплины обучающейся должен:

Знать:

  • теоретические основы физических и химических законов, протекающих в атмосфере; методы анализа изменения климатических характеристик по территории города; основные виды движения воздуха; виды загрязнения атмосферы;

  • понятия, определяющие тепловой, воздушный и влажностный режим здания, включая климатологическую и микроклиматическую терминологию

  • законы передачи теплоты, влаги, воздуха;

  • величины, определяющие тепловые и влажностные процессы.


Уметь:

  • использовать теоретические знания на практике;

  • работать с учебной, научной и справочной литературой по метеорологии и климатологии;

  • применять на практике методы микроклиматических исследований по сбору, обработке, анализу и синтезу полевых и лабораторных источников климатической информации, методы районирования;

  • производить измерения метеорологических величин и наблюдения за атмосферными явлениями; обрабатывать и анализировать данные метеорологических наблюдений;

  • формулировать и решать задачи передачи теплоты и массы.

 

Владеть:

  • основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью магистратуры.


3. Структура и содержание дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы (180 часов).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Семинары

практические

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение. Основные методы микроклиматических наблюдений

3

1-2

2




8

20

Опрос

2

Типы микроклиматов.

Микроклимат различных форм рельефа. Микроклимат водоемов и побережий

3

3-4

2




8

20

Проверка практического задания

3.

Поле скорости ветра в условиях города. Природные условия северной части Волгоградского водохранилища


3

5-6

2




8

20

Проверка практического задания

4.

Общий климатический фон рассматриваемого района Комплексные биоклиматические характеристики

3

7-8







10

20

Проверка практического задания

5

Исследование неблагоприятных для рекреации особенностей климата

3

9-10

2




8

20

Устный и письменный опрос

6

Состояние окружающей среды как фактор рекреационной деятельности на побережьях водохранилища

3

11

2




2

10

Устный и письменный опрос

Всего:







10




44

90

экзамен


1. Введение. Основные методы микроклиматических наблюдений
Введение. Климат, мезо- и микроклимат, их взаимодействие, связь с географией. Микроклимат как совокупность различий в метеорологическом режиме, возникающих в приземном слое воздуха и на самой земной поверхности. Масштабы процессов. Микроклиматический показатель.

Основные методы микроклиматических наблюдений. Виды микроклиматических съемок. Аппаратура для микроклиматических наблюдений. Программа и организация микроклиматических наблюдений, ее этапы. Оценка достоверности микроклиматических различий. Статистическая обработка наблюдений.
2. Типы микроклиматов. Микроклимат различных форм рельефа. Микроклимат водоемов и побережий.
Микроклимат различных форм рельефа.

Влияние формы, экспозиции и крутизны на радиационный режим в условиях пересеченной местности. Закономерности и различия в притоке коротковолновой радиации к склону. Учет закрытости горизонта. Тепловой баланс и микроклимат склонов в различных условиях увлажнения. Влияние рельефа на ветровой режим, температуру и ее амплитуду.

Микроклимат водоемов и побережий.

Влияние размеров и глубины водоема на турбулентную теплопроводность и температурный режим водоема. Особенности суточного хода температуры, влажности, ветра, атмосферного давления над водоемом и побережьем. Бризы и их микроклиматический эффект.
3. Поле скорости ветра в условиях города. Природные условия северной части Волгоградского водохранилища
Природные условия Волгоградского водохранилища. Физико-географические условия в зоне влияния водохранилища.
4. Общий климатический фон рассматриваемого района. Комплексные биоклиматические характеристики
Общий климатический фон рассматриваемого района. Комплексные биоклиматические характеристики. Сочетания важнейших климато-рекреационных компонент. Температурные шкалы и индексы. Оценка комфортности окружающей среды по типам погоды.
5. Исследование неблагоприятных для рекреации особенностей климата
Исследование неблагоприятных для рекреации особенностей климата. Особенности теплого периода. Особенности холодного периода. Метеопатические проявления климата.

Климато-рекреационное районирование Волгоградского водохранилища и зоны его влияния. Микроклиматическое районирование территории. Пространственная дифференциация климато-рекреационного потенциала Волгоградского водохранилища.

6. Состояние окружающей среды как фактор рекреационной деятельности на побережьях водохранилища

Компонентная оценка климато-рекреационного потенциала. Особенности радиационного режима. Температурный режим. Влажностный режим. Ветровой режим.
Перечень практических занятий

  1. Производство микроклиматических наблюдений.

  2. Обработка и анализ результатов микроклиматических наблюдений.

  3. Выявление острова тепла.

  4. Анализ деформации ветровых потоков.

  5. Анализ стратификации приземного слоя воздуха.

  6. Радиационный баланс различно ориентированных поверхностей.

  7. Расчет продолжительности солнечного сияния в различных условиях застройки.

  8. Расчет биоклиматических показателей.


5. Образовательные технологии
При проведении практических занятий в рамках дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища» используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, карты, таблицы, графики, наглядные демонстрационные материалы). Работа сопровождается выполнением карт, графиков, математических построений, анализом и описанием.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища»
В рамках самостоятельной работы студенты изучают учебную, научную, научно-популярную и справочную литературу, поиск информации о современных способах изучения климата Волгоградского водохранилища. По результатам данной работы выполняются рефераты.
Темы рефератов:

  1. Антропогенное тепло, его оценки.

  2. Режим коротковолновой радиации, прозрачности атмосферы.

  3. Баланс длинноволновой радиации, остаточная радиация.

  4. Остров тепла, его динамика.

  5. Инверсии температуры.

  6. Особенности режима осадков.

  7. Модели статические (теплового баланса), физико-статистические.

  8. Мезомасштабная динамическая модель ГМЦ России.

  9. Роль озеленения, планировки и застройки.

  10. Меры борьбы с загрязнением воздушного бассейна.


Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Климат Волгоградского водохранилища»


  1. Климат, мезо- и микроклимат, их взаимодействие, связь с географией.

  2. Микроклимат как совокупность различий в метеорологическом режиме, возникающих в приземном слое воздуха и на самой земной поверхности.

  3. Масштабы процессов. Микроклиматический показатель.

  4. Основные методы микроклиматических наблюдений. Виды микроклиматических съемок.

  5. Аппаратура для микроклиматических наблюдений. Программа и организация микроклиматических наблюдений, ее этапы.

  6. Оценка достоверности микроклиматических различий. Статистическая обработка наблюдений.

  7. Влияние формы, экспозиции и крутизны на радиационный режим в условиях пересеченной местности.

  8. Закономерности и различия в притоке коротковолновой радиации к склону. Учет закрытости горизонта.

  9. Тепловой баланс и микроклимат склонов в различных условиях увлажнения.

  10. Влияние рельефа на ветровой режим, температуру и ее амплитуду.

  11. Влияние размеров и глубины водоема на турбулентную теплопроводность и температурный режим водоема.

  12. Особенности суточного хода температуры, влажности, ветра, атмосферного давления над водоемом и побережьем.

  13. Бризы и их микроклиматический эффект.

  14. Физико-географические условия в зоне влияния водохранилища.

  15. Общий климатический фон рассматриваемого района

  16. Особенности радиационного режима.

  17. Температурный режим. Влажностный режим.

  18. Ветровой режим.

  19. Комплексные биоклиматические характеристики.

  20. Сочетания важнейших климато-рекреационных компонент.

  21. Температурные шкалы и индексы.

  22. Оценка комфортности окружающей среды по типам погоды.

  23. Исследование неблагоприятных для рекреации особенностей климата.

  24. Климатические особенности теплого периода. Климатические особенности холодного периода.

  25. Метеопатические проявления климата.

  26. Климато-рекреационное районирование Волгоградского водохранилища и зоны его влияния.

  27. Микроклиматическое районирование территории.

  28. Пространственная дифференциация климато-рекреационного потенциала Волгоградского водохранилища.

  29. Состояние окружающей среды как фактор рекреационной деятельности на побережьях водохранилища.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин «Климат Волгоградского водохранилища»
а) основная литература:

  1. Волкова Л.С., Рыхлов А.Б., Волков С.А. Климато-рекреационный потенциал Волгоградского водохранилища. Саратов: из-во СГУ, 2008. 176 с.

  2. Руководство по специализированному климатологическому обслуживанию экономики. Спб.: 2008. 336 с.


б) дополнительная:

  1. Пигольцина Г.Б. Радиационные факторы мезо- и микроклимата. Спб, 2003. 223 с.

  2. Исаев А.А. Экологическая климатология. М.: Научный мир, 2001. 458 с.

  3. Программа и рекомендации по описанию курортной зоны. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 93 с.

  4. Стадник В.В., Разгоняев Ю.В. Оценка суммарного прихода солнечной радиации, поступающей на наклонные поверхности. // Труды ГГО, вып. 557. С. 67-84.

  5. Климат Саратова. Л.: Гидрометеоиздат, 1986.

  6. Справочник по климату СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1966.

  7. Научно-прикладной справочник по климату СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1986.

  8. Несмелова Е.И., Филиппова М.Г. Микроклиматология. МГУ, 1995, Ч. II.

  9. Рекомендации по расчету специализированных климатических характеристик. Л.: Спб.: Гидрометеоиздат, 1997. 77 с.



в) Интернет-ресурсы:

  1. http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 - Доклады Академии наук

  2. http://nakarte.rambler.ru/#lat=55.7655&lon=37.6598&z=7&a - Проект «На карте» содержит цифровые карты.

  3. http://nar.national-atlas.ru/atlas/ - Электронный Атлас России.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Литературные источники, тексты лекций, тематические словари. Тематические справочники. Справочники по климату. Данные наблюдений на высотной метеорологической мачте. Данные наблюдений загрязнения атмосферного воздуха на НПЗ.

Средства вычислительной техники.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование

Автор:


Рыхлов А.Б. к.г.н., доцент кафедры метеорологии и климатологии географического факультета СГУ


Программа одобрена на заседании кафедры метеорологии и климатологии

от ___________ 2011 года, протокол № _________________.

Подписи:

Зав. кафедрой метеорологии и климатологии

д. т. н., профессор Ю.А. Скляров

Декан географического факультета

д. г. н., профессор В.З. Макаров


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconИз материалов диссертации
Исеть (бассейн Тобола). По физико-географическому положению весь бассейн можно разделить на 3 части: верхняя – от истока до Аргазинского...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconУрок обобщающего повторения. Климат и человек
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Климат Челябинской области, Верхнего Уфалея»
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconРабочая программа дисциплины «Строительная климатология. Климат и архитектура»
Рассмотрена на заседании кафедры Архитектуры и градостроительства, протокол №3 от 8 октября 2011 г
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая (познавательная): углубление и расширение понятий «климат» и «погода», определение главных факторов, определяющих климат...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconМочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты...
Мочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты зоны братского водохранилища (25. 00. 36 геоэкология). Диссертация...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconМочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты...
Мочалова о. И. Природно-антропогенные процессы и современные ландшафты зоны братского водохранилища (25. 00. 36 геоэкология). Диссертация...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины
Целью освоения дисциплины является: формирование у студентов целостного представления о метеорологических процессах в тропическом...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища icon«Озоносфера и ее влияние на климат Земли»
«Озоновые дыры»: причины их возникновения и влияние на климат Земли
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconКонспект По теме климат заполнить таблицу в тетради: Климат Южной Америки, заполнить таблицу
Подготовиться к проверочной работе по теме «Первые Романовы», параграф 110, с 125 – 130
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconВ. М. Яшин гну вниигиМ им. А. Н. Костякова, г. Москва, Россия Региональные...
Региональные исследования распределения загрязненности речных вод в бассейне р. Клязьмы проводятся на участке от истока из Пироговского...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconОтчет по результатам самообследования образовательной организации...
Самообследование проведено: председателем Волгоградского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов»...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconЭнергетика и климат
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600 – «журнналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconУправление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconПоложение областного конкурса «Защити озоновый слой и климат Земли»
Областной конкурс «Защити озоновый слой и климат Земли» (далее – Конкурс) проводится в рамках Всероссийского конкурса
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconУрок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии»
Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок...
Рабочая программа дисциплины климат волгоградского водохранилища iconПоложение о проведении областного конкурса детского творчества «Защити...
Областной конкурс детского творчества «Защити озоновый слой и климат Земли» (далее Конкурс) проводится с целью распространение экологической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск