Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации»





Скачать 135.85 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации»
Дата публикации10.03.2016
Размер135.85 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»




Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению 221700

проф. Б.Я. Литвинов


_______________________

Зав.кафедрой ГиИГ

проф. В.В. Антонов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ»


Направление подготовки: 221700 Стандартизация и метрология
Профиль: Метрология и метрологическое обеспечение. Стандартизация и сертификация
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Составитель: ассистент каф. ГиИГ К.В. Панкратова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012


Составитель: асс. К.В. Панкратова

Научный редактор: д-р геол. мин. наук, проф. В.В. Антонов

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ



1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Минеральные ресурсы в истории цивилизации» - сформировать у студента представление о решающей роли минерального сырья в истории человечества, о становлении и развитии геологии на разных этапах развития человеческого общества, разведки и оценки месторождений в связи с потребностями цивилизации на разных ее этапах и в связи со стремлением человека к познанию окружающей среды. Изучить основные этапы развития горного дела в различные исторические эпохи; проследить совершенствование орудий труда и горной техники.

Задача курса - дать представление об основных этапах становления геологии, связи ее развития с освоением минерально-сырьевых ресурсов; их месте и роли в развитии цивилизации и, в конечном счете, способствовать повышению гуманитарной подготовки учащегося, его общей культуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Минеральные ресурсы в истории цивилизации» относится к вариативной части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки бакалавров по направлению 221700 «Стандартизация и метрология» и изучается в течение 1 семестра. Для освоения учебной дисциплины требуется предварительная подготовка по истории и физической географии в объёме полной средней школы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    а) общекультурных:

  • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-1);

  • владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты (ОК-3);

  • способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);

  • способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-19);

    б) профессиональных, в том числе

б1) в области производственно-технологической деятельности

  • нет

б2) в области организационно-управленческой деятельности

  • нет;

б3) в области научно-исследовательской деятельности

  • нет

б4) в области проектно-конструкторской деятельности

  • нет;


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- главные виды полезных ископаемых, использовавшихся человеком на разных этапах становления цивилизации;

- основные этапы развития горного дела в мировой истории;

- основные этапы добычи минеральных ресурсов;

- развитие добычи минеральных ресурсов в российской истории;

- место РФ в современном минерально-сырьевом комплексе.
Уметь:

- оценивать роль различных видов минеральных ресурсов в прошлом, настоящем и будущем человечества;

- самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по проблемам истории развития и современного состояния минерально-сырьевой базы.
Иметь представление:

- о географическом положение главных месторождений полезных ископаемых РФ и зарубежных стран;

- о основных законах геологии.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Всего

72

72

Аудиторные занятия: в том числе

36

36

Лекции

36

36

Самостоятельная работа: в том числе

36

36

Работа с литературой (Реферат - 2 ед.)

30

30

Подготовка к коллоквиуму

6

6

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)

зачет

зачет

Общая трудоёмкость час

зач. ед.

72

72

2

2


5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Введение. Основные термины и понятия.

Тема 1. Введение. Основные термины и понятия. Минерально-сырьевой комплекс, его внутренняя структура. Недра. Минеральное сырье. Геологоразведочные работы. Ресурсы. Запасы. Примеры влияния минерального сырья на экономику, политику, технику, градостроительство, сельское хозяйство, медицину, изобразительное искусство, международные отношения и т. д.

2

Классификация минералов, горных пород.

Тема 2. Классификация минералов, горных пород. Диагностические признаки минералов. Основные группы минералов. Типы горных пород. Экзогенные и эндогенные процессы. Геохронологическая шкала. Развитие животного и растительного мира на Земле.

3


Развитие горного дела в различные исторические эпохи.

Развитие горного дела в различные исторические эпохи.

Тема 3. Развитие горного дела в каменный, медный, бронзовый, металлический века. Полезные ископаемые каменного века. Типы и источники медных руд. Полезные ископаемые бронзового века: руды меди и олова, их основные месторождения. Полезные ископаемые металлического века. Родина железа. Технология его извлечения. Углеродистое железо. Достоинства изделий из железа и стали Типы и источники железных руд. Развитие ремесел в доантичное время. Первые эксплуатационные горные выработки.

Тема 4. Развитие горного дела в античное время. Развитие горного дела в Древней Греции (Лаврийские серебряные рудники, золотые рудники Нубии, античные камнеломни). Горное дело и обработка металлов в период Римской империи. Горно-рудное дело и наука в древнейшей и древней истории стран Востока.

Тема 5. Развитие горного дела в средние века. Развитие горного дела на территории Западной Европы (V-XIV в.в.). Открытие первых университетов. Полезные ископаемые халифата. Роль арабов в развитии естествознания.

Тема 6. Развитие горного дела в эпоху Возрождения и Просвещения. Великие географические открытия и естествоиспытатели (Х.Колумб, Васко де Гама, Ф.Магеллан, Н. Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, Р. Декарт). Роль Г.Агрикола в развитие горно-рудного дела. Научные выводы Н.Стенона. Возникновение горного законодательства. Быт и условия работы горнорабочих. Разведочные и эксплуатационные скважины на соль.

Тема 7. Развитие горного дела в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Становление геологии и развитие горного дела (Ж.Кювье, Ж.Б.Ламарк, А.Вернер, Д.Хаттон). Влияние технического прогресса на развитие горнодобывающей и горно-перерабатывающей отраслей.

Тема 8. Развитее горного дела в России. Развитие горного дела в отечественной истории (от Древней Руси до современности). Основание Горного училища в Петербурге и его роль в развитее геологии и горного дела. «Золотой» век Советской геологии.

4

Классификация минеральных ресурсов.

Классификация минеральных ресурсов.

Тема 9. Энергетические ресурсы: уголь, нефть, газ.

Запасы и ресурсы угля, нефти и газа в мире и России. Крупнейшие месторождения энергетических ресурсов.

Тема 10. Благородные металлы: золото, серебро, платиноиды. Алмазы. Минеральные ресурсы и запасы благородных металлов. Крупнейшие месторождения благородных металлов. Добыча руд и производство благородных металлов. Сфера и объем потребления. Мировые запасы и крупнейшие месторождения алмазов. Добыча и переработка алмазоносных пород. Производство бриллиантов, технических алмазов.

Тема 11. Алюминий. Медь. Никель. Минеральное сырье в недрах. Добыча бокситов. Производство глинозема, первичного и вторичного алюминия. Добыча и рудничное производство меди. Производство черновой меди. Металлургическое производство первичного никеля. Сфера и объем потребления.

Тема 12. Олово. Свинец. Цинк. Минеральное сырье в недрах. Добыча руд и производство оловянных, свинцовых и цинковых концентратов. Производство рафинированного олова, свинца и цинка. Сфера и объем потребления.

Тема 13. Железо. Марганец. Хром. Минеральное сырье в недрах. Производство товарных железных руд, продуктов прямого восстановления железа, чугуна, стали. Производство марганцевых и хромовых товарных руд, марганцевых сплавов. Сфера и объем потребления.

Тема 14. Вольфрам. Молибден. Титан. Минеральное сырье в недрах. Добыча руд и производство вольфрамовых, молибденовых и титановых концентратов. Сфера и объем потребления.

Тема 15. Калийные соли. Фосфаты. Минеральное сырье в недрах. Добыча и производство фосфорных концентратов. Добыча руд и производство калийных удобрений. Сфера и объем потребления.

5

Россия и ее место в мировом минерально-сырьевом комплексе.

Тема 16. Россия и ее место в мировом минерально-сырьевом комплексе. Доля России в мировых запасах и добыче основных полезных компонентов. Геологическая служба современной России. Состояние обеспеченности минеральным сырьем и пути решения возникших проблем. Подготовка геологических кадров. Международные отношения и минеральное сырье сегодня.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемой (последующей) дисциплины

Номера разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемой (последующей) дисциплины

1

2

3

4

5

1.

Экономика

+

+

+

+

+

2.

Экономика предприятия

+

+

+

+

+

3.

Социология

-

-

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Лабор. работы

СРС*

Всего

час.

1.

Введение. Основные термины и понятия.

2

-

2

4

2.

Классификация минералов, горных пород.

2

-

2

4

3.

Развитие горного дела в различные исторические эпохи.

12

-

14

26

4.

Классификация минеральных ресурсов.

14

-

16

30

5.

Россия и ее место в мировом минерально-сырьевом комплексе.

2

-

8

10


Примечание: СРС – самостоятельная работа студентов
6. Лабораторный практикум Не предусмотрены учебным планом
7. Практические занятия (семинары) Не предусмотрены учебным планом
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Не предусмотрены учебным планом.
9. Самостоятельные занятия

Самостоятельная работа включает:

    1. Подготовка к коллоквиуму

    2. Составление рефератов по вопросам истории развития освоения минеральных ресурсов в различные эпох; в отдельных регионах России; биографии выдающихся геологов и горняков, а также влияние их научных разработок на развитие горнодобывающей и горно-перерабатывающей отрасли.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Аристов В.В., Роков А.Н., Русецкая Г.Г. Очерки по истории поисков и открытий месторождений полезных ископаемых. М., 2000.

  2. Белоусов В.В. Очерки истории геологии. У истоков науки о Земле (геология до конца ХVIII века). М., 1993.

  3. Недра России. В 2-х т. Полезные ископаемые / Под ред. Н.В. Межеловского, А.А. Смыслова. СПб, 2001. Т.1

  4. Кагарманов А.Х. Геология и минеральное сырье в истории цивилизации. СПб, 2007.

  5. Минеральное сырье: от недр до рынка: в 3-х томах под ред. А.П. Ставского. М.: «Научный мир», 2011.


Дополнительная

  1. Бакст К. Богатства земных недр. М.: «Прогресс», 1986.

  2. Войлошников В.Д., Войлошникова Н.А. Книга о полезных ископаемых. – М.: «Недра», 1999.

  3. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых. Под ред. В.В, Ершова. – М.: «Недра», 1989.

  4. Горная энциклопедия. Т.1-5. М.: ”Сов. энциклопедия”. 1984-1991.

  5. История освоения минеральных ресурсов мировым сообществом. – Киев: «Техника», 1998.

  6. Карпиков А.П., Чирков А.В. Из истории горного дела и геологии в России. – М.: МГГРУ, 1999.

  7. Орлов А.Н. Драгоценные металлы. – М.: «Недра», 1996.

  8. Островский А.В. История цивилизаций. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

  9. Пучков Л.А. Россия в горнодобывающем мире. – М.: МГГУ, 2006.

  10. Ребрик Е.М. У колыбели геологии и горного дела. М. «Недра». 1986. 129 с.

  11. Тихомиров В.В. Геология в Академии наук (от Ломоносова и до Карпинского). Очерки по истории геологических знаний. Вып. 20. М., «Наука». 1979. 295 с.

  12. Хабаков А.В. Очерки по истории геолого-разведочных знаний в России. М. Изд. МОИП. 1950. 212 с.5

  13. Хаин В.Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин. М.: Изд-во МГУ, 1997.

  14. Automatic Control Systems at Open-Pit. Wenco International Mining System. Richmond, Canada, 2004.

  15. Weber L., Zsak Y. World Mining Data. Minerals Production. Vienna, 2004.

  16. Mineral Commodity Summaries. USYS, US Gov. Printing Off, Washington, 2004.


программное обеспечение: не требуется

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для знакомства с классификацией минералов и горных пород - проведение экскурсии в музей Горного университета. Лекции сопровождаются демонстрацией иллюстрациями, отражающими историю развития горного дела, выдающиеся ученые. Для изучения развития освоения минеральных ресурсов - демонстрационные фильмы.
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используются рефераты и проведение устного коллоквиума.
Разработал:

асс. кафедры ГиИГ К.В. Панкратова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconУрок в 10 классе Тема урока: Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы
Задача: способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа дисциплины б б. 1 «История»
«История»: дать студентам представление об основных этапах развития истории России и их содержании. На примерах различных эпох показать,...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа Бачуриной Елены Сергеевны
...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа по истории для 5 класса (уровень: базовый) Учитель...
Цель изучения курса «Истрия Древнего мира»: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа учебной дисциплины ресурсы пресмыкающихся для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconОсновные виды природных ресурсов. Минеральные ресурсы, их размещение,...

Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа по учебной дисциплине Информационные ресурсы предприятия
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные ресурсы предприятия» студентам заочной полной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconГеография
В. Д. Старков. Минеральные ресурсы России: Учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета специальности...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа дисциплины
Целью изучения дисциплины является освоение теоретическими основами дисциплины «Биохимия» по разделам: строение и состав структурных...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconТема Народы восточной Европы в древности
Изучая древние цивилизации (особенно цивилизации Древнего Востока и Древней Греции) мы видели, что природные условия, климат оказывает...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа дисциплины
Целью изучения дисциплины является освоение теоретическими основами дисциплины «Биохимия животных» по разделам: строение и состав...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа дисциплины в10 Интернет технологии и ресурсы образовательной...
Целью освоения дисциплины является: ознакомление студентов с понятием информационные ресурсы, общей характеристикой процессов сбора,...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconРабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности...
Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,...
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель курса – изучение истории отечественной и зарубежной педагогики в контексте всемирной истории человеческой цивилизации
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconТемы рефератов "Культура": многообразие философских и научных подходов...
Идеи к философии истории человечества И. Г. Гердера в истории философии культуры
Рабочая программа дисциплины «минеральные ресурсы в истории цивилизации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины отечественная история направление...
России с древнейших времен до наших дней. Показать на примерах различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск