Скачать 168.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. Утверждена на заседании кафедры экологии и природопользования УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины ГЕОГРАФИЯ Направление «020800.62» Квалификация: бакалавр экологии Составитель: Рассказов С.В. к.г.н., старший преподаватель ТОБОЛЬСК 2010 Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по направлению «020800.62» - Экология и природопользование» . ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Ознакомление с системой географических наук. Рассмотрение географической оболочки как основного объекта изучения физической географии, её структуры и динамики, закономерностей эволюции. Изучение компонентов географической оболочки и их взаимосвязей. Понятие о территориальных социально-экономических системах. Анализ различных типов заселения и хозяйственного освоения территории как форм территориальной самоорганизации общества.
Дисциплина изучается на 1 курсе, в 1 и 2 семестрах обучения на биохимическом факультете и носит общеобразовательный, ознакомительный характер. Курс помогает в дальнейшем освоить студентам такие дисциплины как геология, общая экология и целый ряд отраслевых физико-географических предметов, являясь для последних необходимым фундаментом изучения. 4. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен: - Иметь представление о системе географических наук;
. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса
2. Темы и их краткое содержание Тема 1 История развития географии. География как «описание земли», античные истоки науки, комплексный страноведческий характер древней географии. Великие географические открытия, география как наука о «новых землях». Научная революция 17 века, развитие естествознания в 18-19 веках, рождение географии как естественной науки, география как наука о Земле (планете) или её поверхностной оболочке. Параллельное понимание географии как науки преимущественно страноведческой (регионоведческой), восходящее к её историческим корням. Тема 2 Система географических наук. Два главных направления в географии – физическая (наука о Земле как планете) и социально-экономическая (наука о «землях» как странах и регионах). Хорологическая концепция и концепция комплексного естествознания. Отраслевые дисциплины физической и социально-экономической географии и их основные особенности. Тема 3 Понятие о географической оболочке. Географическая оболочка как главный объект изучения физической географии. История учения о географической оболочки. Основные варианты понимания географической оболочки и её границ, наиболее распространённый вариант границ. Определение географической оболочки. Этапы развития и свойства географической оболочки. Тема 4 Компоненты географической оболочки. Определение литосферы, её состав, этапы развития и пространственная структура – тектонические плиты, платформы, рифтовые зоны. Большой геологический круговорот вещества, геосинклинали и этапы развития орогенных областей. Определение гидросферы, виды вод, понятие о круговороте воды и водном балансе. Речные бассейны, основные характеристики рек и их бассейнов, типы озёр, виды подземных вод. Понятие о Мировом океане, виды морей, типы течений, зональность свойств поверхностных вод океана, вертикальная структура океанских вод, понятие водной массы. Определение атмосферы, вертикальная структура атмосферы, понятие воздушной массы, динамика атмосферы – погода и климат, типы климатов России. Определение Биосферы, составные компоненты, пространственная структура биосферы – природная зональность, биоценозы, ботаническое и зоологическое районирование. Малый биологический круговорот вещества. Тема 5 Взаимосвязь компонентов географической оболочки. Роль факторов солнечной радиации, состояния атмосферы, характера подстилающей поверхности, рельефа, вод и живых организмов в определении состояния различных компонентов географической оболочки. Взаимодействие и взаимовлияние компонентов географической оболочки на всех уровнях – от локального до глобального. Понятие о природном комплексе и видах связей внутри него. Понятие о геосистеме и экосистеме. Тема 6 Структура и динамика географической оболочки. Иерархия геосистем: фации, урочища, ландшафты, физико-географические районы и страны. Пространственные подразделения географической оболочки, соотношение региональных и зональных единиц географической оболочки. Географическая оболочка как глобальная геосистема. Факторы эволюции геосистем, саморазвитие геосистем, сукцессия ландшафта, метахронность структуры ландшафта. Ландшафтные ритмы и тренды, характерное время геосистемы. Тема 7 Особенности развития и формирования социально-экономической географии. Комплексный характер античной географии, особенности использования античных географических текстов до эпохи Великих географических открытий. Географические открытия и Научная революция как источники рождения «Новой географии». Роль А. фон Гумбольдта в развитии физической географии. Появление систематической географии человека как реакция на развитие естественного направления в географии. Французская школа географии человека, немецкая антропогеография и англо-саксонская human geography. Русская антропогеография до революции. Экономический крен в советской географии, появление социального направления в 1950-х гг., советско-российская социально-экономическая география и изменения последних 20 лет. Тема 8 Территориальные социально-экономические системы. Общество как воображаемое единство, рождение массового общества в Европе 15-19 вв. Соотношение понятий география общества, география человека и социально-экономическая география. Общество как объект изучения социально-экономической географии. Представления о пространстве, концепции Ньютона и Лейбница. Квазидвухмерность географического пространства, территория как частный случай пространства. Понятие о системе, авторы общей теории систем. Свойства систем, эмерджентность, связи. Структура системы. Территориальные социально-экономические системы – предмет изучения социально-экономической географии. Примеры территориальных систем, типы территориальных структур. Законы организации социально-экономических систем, теория центральных мест В. Кристаллера, правило ранг-размер. Тема 9 Типы заселения и хозяйственного освоения территории. Фазы зрелости районов в модели В. Кристаллера. Исторические модели расселения, бассейновое расселение, демографический «каток», коридоры освоения, модель колониального освоения Северной Америки Д. Мейнига. Урбанистические модели – этапы развития городских систем в период демографического перехода. Общая страновая модель. Пример освоения и заселения Юго-Западной Сибири. Тема 10 Методы анализа социально-экономических систем и их структур. Узловое и однородное районирование. Методы пространственного анализа. Модели промышленной географии. 3. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы
4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
5. Примерный перечень вопросов к зачёту и экзамену по всему курсу
. Распределение часов по темам курса и видам работ
V. Рейтинговая оценка знаний студентов
V. Форма итогового контроля В первом и втором семестрах студенты готовят сообщения по пройденным темам. В первом семестре распределяются темы рефератов и меридианы, по которым строятся комплексные физико-географические профили. Защищенный реферат и наличие готового профиля является допуском к зачёту. В конце первого семестра – зачёт, в конце второго – экзамен. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.
|
Руководство для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения... Гоу впо «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Появление электричества в Тобольске Научный Валитов Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания истории фгбоу... | ||
«Получение и свойство дисперсных систем». Отчет о работе «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | ||
Литература Год обучения, группа: 2011-2012 уч г «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Специальность "физика" и "математика" с доп специальностью "информатика" «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | ||
Отчет о результатах самообследования направления «050200. 62 Физико-математическое образование» «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д. И. Менделеева» | ||
Вопросы для государственного экзамена по русскому языку, литературе,... «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» | Отчет о результатах самообследования направления подготовки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная... |