Ход учебного занятия
Этап учебного занятия
|
Время
|
Цель
|
Компетенции
|
Методы
|
Формы
| Используемые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| I. Орг. момент II. Постановка целей занятия
| 0,5 мин.
| Настроить ребенка
На работу подготовить артикуляционный аппарат к работе.
| знать упражнения для губ и языка
| уметь правильно выполнять артикул. упр.
|
словесная инструкция
|
индивидуальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Организует начало занятия. Ставит перед учащимся цель занятия:
- Сегодня мы сходим в гости к Тигренку и поможем ему построить дом. Вспомним как мы умеем красиво произносить звук [р] и будем учиться четко выговаривать его в предложениях.
|
Слушает задачу урока.
|
Этап учебного занятия
|
Время
|
Цель
|
Компетенции
|
Методы
|
Формы
| Используемые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
|
III. Речевая зарядка
| 6 мин.
| Подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата
| знать упражнения для языка и губ, упр. на силу выдоха и длительность
| уметь выполнять арт. упр., выдыхать направленную сильную воздушную струю
|
словесные и наглядные
|
индивидуальная
| Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Дает инструкции:
- Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения. Что ты будешь делать?
«Окошко», «лягушка», «хоботок», «лягушка», «заборчик», «лопаточка», «маляр», «чистим верхние зубки», «посчитаем верхние зубки», «лошадка», «грибок», «гармошка», «барабан», «моторчик».
Молодец! а сейчас мы пойдем к компьютеру, где нас ждет «Тигренок» давай послушаем, какое задание он нам приготовил.
Включает программу. « Игры для тигры». Работа с программой: Тигренок дает задание на дыхание.
Уточняет, как ребенок понял задание:
- Катя как ты будешь дуть? Приложение 1
Подводит итог этапа работы:
- Мы подготовили артикуляционный аппарат к работе.
|
Выполняет артикуляционные упражнения по словесной инструкции и показу.
Слушает инструкции программы.
Отвечает на уточняющий вопрос педагога:
- Я буду выдыхать длительно и плавно.
|
Этап учебного занятия
|
Время
|
Цель
|
Компетенции
|
Методы
|
Формы
| Используемые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| IV. Артикуляция звука. Произношение звука изолированно и
в слогах.
| 5 мин.
| Уточнить артикуляцию звука, добиться правильного произношения звука изолированно и в слогах.
| знать артикуляцию звука
| уметь дать характеристику звука; четко и правильно произносить звук в слогах
| игровой
наглядное моделирование
|
индивидуальная
| Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Дает задание:
- А теперь посмотри в зеркало и произнеси звук [р].
(Следит за правильным положением органов артикуляции).
Дает задание:
- Произнеси звук еще раз и скажи как при этом работают наши органы речи?
Дает задание
- Дай характеристику звуку [р]: какой он?
Работа с программой. Задание: проанализировать артикуляцию звука на картинке и исправить. Приложение2 Произношение звука в слогах. Дает задание:Приложение3
- Сейчас мы с тобой поедим на автобусе по дорожке, я буду читать стихотворение, а ты заводить мотор и ехать по дорожке:
Едем, едем поутру,
Везем в школу детвору,
Едем по кривой дорожке,
Малыши глядят в окошко
|
Произносит звук изолированно. Проводит анализ артикуляции звука (положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи):
Губы в улыбке рот приоткрыт, кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит, посередине языка идет сильная струя. Дает характеристику звуку по плану.
Звук [р]: согласный, звонкий, бывает мягким и твердым. Работает по заданию программы. Исправляет положение органов артикуляции. Произносит звук [р] в слогах, при этом выполняя пальчиковую гимнастику, имитируя «мотор» автобуса:
- Трра, трро, трру…
|
Этап учебного занятия
|
Время
|
Цель
|
Компетенции
|
Методы
|
Формы
| Используемые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| V. Фонематический анализ. Произношение звука в словах.
|
1,5мин.
| Развитие фонематического анализа
| знать место звука в слове
| уметь изменить первый звук на заданный, производя фонематический анализ слова; четко произносить звук в словах
|
анализ
|
индивидуальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Предлагает поиграть в игру. Игра « Измени слово»
- Послушай слова и замени первый звук на звук [р] и слово изменится. Называет слова:
Хобот, танец, забота, мычать, пугать
- Произноси слова, четко выделяя звук [р].
| Изменяет слова, произносит новое слова, четко выделяя звук [р] в начале слова:
Робот, Ранец, Работа, Рычать, Ругать
|
Этап учебного занятия
|
Время
|
Цель
|
Компетенции
|
Методы
|
Формы
| Используемые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| VI. Закрепление произношения звука в предложениях
| 5мин.
| Автоматизация звука в предложениях
|
| уметь четко произносить звук в предлож.
| моделирование
| индивидуальная
| Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
Работа на компьютере. Тигренок дает задание: необходимо прохлопать ритм. Логопед напоминает уч-ся ранее разученное стихотворение, Приложение 4.
обращает внимание на наличие звука [р]. Предлагает вспомнить и произнести все слова с данным звуком.
Дает инструкцию:
- Мы учили стихотворение. Теперь ты его расскажешь, четко проговаривая звук [р]. Говори ритмично, так ты поможешь Тигренку построить дом. Приложение 5
Логопед следит за четкостью произношения звука [р].
|
Работает на компьютере
Воспроизводит ритм, заданный компьютером. Слушает стихотворение.
Припоминает слова, четко проговаривает их. Рассказывает стихотворение:
Кра! –
кричит ворона.
Кража! Караул!
Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана.
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку. На экране компьютера «строится» дом для Тигренка.
|
Этап учебного занятия
|
Время
|
Цель
|
Компетенции
|
Методы
|
Формы
| Используемые образовательные ресурсы
| Знания
| Умения
| VII. Подведение итогов. Оценка речи и деятельности.
| 2 мин.
| Обобщение результатов деятельности на уроке
|
| уметь дать самооценку
| рефлексия
| индивидуальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Подводит итог:
- Мы сегодня помогли Тигренку? Как ты думаешь?
- Вспомни, чему мы учились сегодня.
Дает оценку:
- Ты сегодня постарался. Самое главное: у тебя получилось четко и правильно проговаривать звук [р]. Теперь ты говоришь его свободно и в словах, и в предложениях.
- Тигренок благодарит тебя за работу.
|
Анализирует.
Отвечает на вопросы, подводя итог деятельности.
| |