Конспект учебного занятия с использованием дистанционных ресурсов
Город: Шагонар
ОУ: МОУ «Гимназия г. Шагонар»
Учитель: Былёва М.В.
Класс: 10 класс
Тема учебного занятия: Кодирование информации.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели учебного занятия:
Образовательная
Познакомить с понятием растр, пиксель , дискретизация, глубина цвета; познакомить с принципами кодирования текстовой, графической и звуковой информации.
Развивающая
сформировать умение находить информационный объем текстового, графического и звукового файла;
развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения работать с текстом.
Воспитательная
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. Оборудование:
сайт Телешколы (www.internet-school.ru)
компьютерный класс с выходом в Интернет;
мультимедийный проектор и экран;
лист с логинами учащихся.
Подготовка к уроку:
проанализировать и отобрать материалы сайта для занятия;
подготовить ответы к тестам сайта;
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
| Время
|
| 1. Орг. момент.
| 1 мин.
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Этап учебного занятия
| Время
| Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты
| 2. Актуализация знаний. Объяснение нового материала.
| 15 мин.
|
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
| С понятием кодирование мы сталкиваемся в процессе передачи информации. Информация передается от источника к приемнику в виде сигналов (знаков).
Что называют кодирование?
Кодирование – процесс преобразования информации из одной формы представление в другую.
В вычислительной технике для представления информации преимущественное распространение получило двоичное кодирование.
Как вы думаете, почему именно двоичный код?
Язык компьютера – это язык двоичных чисел 0 и 1. двоичная система имеет ряд преимуществ перед другими системами кодирования: для ее реализации нужны технически не сложные элементы с двумя состояниями (есть ток – нет тока, намагничен – не намагничен и т.д); представление информации по средствам только двух состояний надежно и помехоустойчиво; двоичная арифметика проще десятичной.
Одним из первых носителей информации, представленной в виде двоичного кода, была бумажная перфокарта, пробитое отверстие на которой означало 1, а цельная поверхность 0.
Все виды информации (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео) кодируются на машинном языке, в виде логической последовательности 0 и 1.
Демонстрация презентации (слайд 2)
Кодирование чисел. Числовую информацию компьютер обрабатывает в двоичной системе счисления. Для хранения чисел в компьютере отводится 1,2,4,8 байт (ячеек памяти). Система счисления (СС) - способ кодирования числовой информации, т.е. способ записи чисел с помощью некоторого алфавита, символы которого называют цифрами.
Демонстрация презентации (слайд 3)
Кодирование текстовой информации. На основании одной ячейки информационной ёмкостью 1 бит можно закодировать только 2 различных состояния. Для того чтобы каждый символ, который можно ввести с клавиатуры в латинском регистре, получил свой уникальный двоичный код, требуется 7 бит. На основании последовательности из 7 бит, в соответствии с формулой Хартли, может быть получено N=27=128 различных комбинаций из нулей и единиц, т.е. двоичных кодов. Поставив в соответствие каждому символу его двоичный код, мы получим кодировочную таблицу. Человек оперирует символами, компьютер – их двоичными кодами. Какие кодировочные таблицы существуют?
Демонстрация презентации (слайд 4)
Кодирование графической информации Графическая информация, как и информация любого другого типа, хранятся в памяти компьютера в виде двоичных кодов. Изображение, состоящее из отдельных точек, каждая из которых имеет свой цвет, называется растровым изображением. Минимальный элемент такого изображения в полиграфии называется растр, а при отображении графики на мониторе минимальный элемент изображения называют пиксель (pix).
В процессе кодирования изображения производится его дискретизация.
Дискретизация – преобразование непрерывных изображений в набор дискретных значений в форме кодов.
Демонстрация презентации (слайд 5,6)
Чем определяется качество двоичного кодирования изображения?
Кодирование звуковой информации. Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканье часов и гул моторов, завывание ветра и шелест листьев, пение птиц и голоса людей.
Звуковая волна – это непрерывная волна с меняющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда сигнала, тем он громче для человека, чем больше частота сигнала, тем выше тон.
Для того, чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть превращен в последовательность импульсов. Звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, причем для каждого участка устанавливается определенная величина амплитуды. Каждому участку присваивается определенный код.
Демонстрация презентации (слайд 7)
От чего зависит качество кодирования звука?
Ответить на эти вопросы нам поможет Интернет- школа. Как и в чем измерить информационный объем текстового сообщения, графического и звукового файла? В чем измеряется информация ? (биты, байты)
Какие подходы измерения информации мы знаем?
Демонстрация презентации (слайд 8,9) Вероятностный подход Мы знаем, что сообщение, уменьшающее неопределенность знаний человека в два раза несет для него один бит информации. если N - число равновероятных событий,
то i - количество информации (в битах) в сообщении о том, что произошло одно из N событий определяется по формуле:
2i = N.
Задача: В классе 6 мальчиков. Сообщение «Петя – лидер класса» несет 2 бита информации. Сколько в классе учеников?
Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации заключенной в тексте. Как определить информационный вес сообщения?
I=k * i
I –вес всего сообщения;
i – информационный вес одного символа;
k – количество символов в тексте;
а как найти вес одного символа?
2i = N.
i – информационный вес одного символа;
N – мощность алфавита; Задача: Чему равен информационный вес слова «информатика»? При подсчете информационного веса текстового документа, графического и звукового файла мы будем пользоваться аналогичной формулой: 2i = N
Вопрос только в том, что будут означать i и N, в каждом конкретном случае.
Найти нам ответ на этот вопрос и на предыдущие вопросы поможет Интернет – школа.
|
| Этап учебного занятия
| Время
| Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты
| 3. Обобщение и систематизация знаний.
| 18мин.
| Сайт Телешколы: 1 стр. 3урок
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Работать будем группами: Первая группа будет отвечать за текстовую информацию;
Вторая группа – за графическую информацию;
Третья группа – за звуковую информацию. Каждая группа находит ответы на поставленные вопросы, а потом мы обсудим полученный результат.
Задание понятно? Еще один вопрос – какой урок Интернет - школы нам нужен, и какая страница этого урока поможет вам в выполнении задания. Чтобы получить эту информацию, нужно выполнить следующее задание: (раздаются карточки с заданиями, объясняется задание, демонстрация слайдов 12, 13,14)
| Открывают страницу сайта www.internet-school.ru, вводят свои логины и пароли.
1 группа выходит на страницу 7 урок 3
2группа выходит на страницу 8урок 3
3группа выходит на страницу 9урок 3
| Этап учебного занятия
| Время
| Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты
| Подведение итогов, домашнее задание
| 10 мин
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Обсуждение полученных результатов. Вывод правильных ответов на экран (слайд 15,16,17). Объявление и выставление оценок.
| Дают ответы на поставленные вопросы
| Этап учебного занятия
| Время
| Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты
| Домашнее задание
| 1 мин
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| § 2.10, 2.11, 2.12, 2.13
| Записывают задание в дневник
|
|