Скачать 54.01 Kb.
|
Тема: « Ранимая тундра» Цели: формировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре; рассмотреть экологические проблемы, возникшие по вине человека; развивать умение читать карту, выявлять связи с природой; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес; Оборудование: карта « Природные зоны», учебник, тетрадь с печатной основой, проектор. Ход урока.
Слайд № 1. - Подравняйтесь, расправьте плечи, глубоко вздохните, выдохните. Посмотрите на солнышко, улыбнитесь в ответ ему. Как ваше настроение? - Здравствуйте, уважаемые гости. Мы с ребятами рады видеть вас у нас в гостях. 2. Проверка дом. задания. -Мы продолжаем нашу научную экспедицию по природным зонам России. - Вспомните, какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? - Каково географическое положение зоны арктических пустынь? - Кто покажет на карте? - А сейчас, я проверю, как хорошо вы узнали Арктику. Для этого проведем графический диктант. У вас на партах лежат листочки. Я читаю утверждение, если оно верно напротив цифры ставите плюс, если нет, то минус. -Проверим, поменяйтесь листочками и проверьте при помощи ключа. Слайд № 2. -Оцените работы своих товарищей. 3. Сообщение темы и целей урока. -Хорошо. А теперь сядьте удобно. Компания Ефимовские авиалинии рада приветствовать вас на борту нашего самолёта. Мы прощаемся с суровой Арктикой и летим дальше вдоль берегов Северного - Ледовитого океана. Именно здесь южнее зоны арктических пустынь в области вечной мерзлоты будет следующая наша остановка. -А чтобы природную зону узнать, кроссворд надо нам разгадать. -Посмотрите на экран. Слайд № 3. -Давайте разгадаем кроссворд. -Какое ключевое слово вы видите? -Молодцы, правильно. -Тема нашего урока – ранимая тундра. Слайд № 4. -А что мы будем изучать, путешествуя по тундре? - Правильно, эти сведения мы будем заносить в карту - исследования. Слайд № 5. -Поэтому цель нашего путешествия – изучить и исследовать природную зону. 4.Изучение нового материала. 1.Географическое положение. -Посмотрите на карту. Каким цветом изображена тундра? -Тундра протянулась с запада на восток, почти по всему побережью северных морей. -Найдите у себя на картах. Обратной стороной ручки или карандаша покажите друг другу. -Покажите на большой карте. Слайд № 6. 2.Климатические условия. -Откройте свои учебники на 117странице и прочитайте самостоятельно 2 абзац. Выделите главное, что должны занести в карту исследователя. -Что можете рассказать о климатических условиях тундры? Слайд № 7. а) Работа в тетрадях. -Откройте тетради на странице 44, задание № 6. Летом в тундре « 5 погод». Как понимаете? -Составим карточку летнего дня тундры. -Сравните погодные условия тундры и Арктики. Где климат мягче? Почему? Запишем выводы в тетрадь, задание № 7. -Через зону тундры проходит Северный полярный круг. Это условная линия, которая отмечает места на Земле, где Солнце не заходит один раз в году – 22 июня. Слайд № 8. -Полярный день длится здесь от 2 месяцев до одних суток. Самый короткий день во время полярной ночи длится всего 19 минут. Максимальная продолжительность полярной ночи составляет 178 суток. Слайд № 9. 3.Живая природа и экологические проблемы. -Итак, мы выяснили, что климат в тундре мягче, чем в Арктике. На что могло повлиять? (больше животных, растений, могут жить люди). а) Работа в группах. -Предлагаю поработать в группах. Первая группа – ботаники. Что будете изучать? Вторая группа – зоологи. Вы изучаете жизнь животных. Третья группа будет изучать занятия людей. Четвёртая группа – экологи. Вы поработаете над экологическими проблемами природной зоны. Каждая группа готовит краткое сообщение по своей теме. Даёт информацию для записи в карту исследователя. И задаёт классу 2 вопроса по своей теме. -Вопросы есть? Работаем. Рассказ ботаников. Слайд № 10. Безлесье- главный признак тундры. Растут: мох, ягель, лишайники, карликовая береза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Много грибов, ягод (голубика, морошка, брусника, клюква). Весной расцветают цветы (незабудки, полярные маки, багульник). Растения прижаты к земле. Это помогает летом использовать тепло оттаивающей почвы, а зимой прятаться под снегом от вымерзания. -Что запишем в карты исследователей? Вопросы: - Почему растения в тундре низкорослые? - Какую корневую систему имеют растения? Почему? Физминутка. Рассказ зоологов. Слайд № 11. -Животные тундры имеют густую шерсть или пушистое оперение, толстый слой подкожного жира. Это помогает переносить суровую зиму. Из крупных животных в тундре живёт северный олень. Питается ягелем. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. Живут стадами, так легче бороться с холодом и волками. Полярные волки постоянно следуют за оленями. Они подстерегают слабых и больных. Песцы и полярные совы следуют рядом. В тундре живут полярные куропатки, заяц-беляк, лемминги (грызуны, похожие на хомячков), горностаи. Весной много птиц: лебеди, гуси, утки, гагары, журавли, жаворонки. -Что запишем в карты? Вопросы: -Как приспосабливаются животные к суровым условиям жизни? -Почему волки постоянные спутники оленей? Занятия людей. Слайд № 12. Население тундры – коренные жители: коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси. Они занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Появились поселки и города. Постройки ставят на глубокие сваи. До многих мест можно добраться только самолётами, вертолётами, а зимой – на аэросанях, вездеходах. В недрах тундры – огромные богатства. Это полезные ископаемые: нефть, уголь, железная руда, каменная соль, золото. Культурные растения выращивают только в теплицах. Крупные города – Мурманск, Норильск. Рассказ об овцебыке. Запись в карты. -Чем занимается коренное население? -Каких животных одомашнили? Экологические проблемы. -Загрязняющие вещества, которые выделяют предприятия, добыча полезных ископаемых наносят ущерб природе. Вездеходы оставляют колеи, которые разрушают почву. На их месте появляются болотца. Истребляются многие животные браконьерами. Исчезают некоторые растения и животные. Запись в картах. -Как помочь тундре? 5.Закрепление изученного материала. -Было приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. -Вспомним, что узнали о тундре? Слайд № 13. 6. Итог урока. -Проверьте свои карты исследователей. Все графы заполнены? -Почему природную зону назвали - ранимая тундра. -А вы хотели бы жить в природной зоне - тундре? 7. Задание на дом. Слайд №14. тетрадь с.47(сообщение по плану); тетрадь с. 46 (восстанови цепи питания) |
Урок по природоведению в 4 классе на тему «тундра» ... | Конспект урока с использованием элементов развивающего обучения и... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Конспект урока по природоведению. 4 класс. Тема урока: Тундра Мчс россии, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования мчс россии3 для получения квалификации «газодымозащитник»,... | Тема : природные зоны нашей страны. Тундра и человек Текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word 2003 и сохранен в формате *. doc или *. rtf. Допускается использование более... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это будет возможно, если из стен школы выйдут здоровые выпускники. Дети – главная ценность общества, способствующая его развитию... | Тема. "Урок толерантности". Цели ... | ||
Тема. Назывные предложения Цели Цели: 1 развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной... | Тема: «Виды предложений по цели высказывания» Изучить основные характеристики предложений, различных по цели высказывания. Проанализировать интонационное оформление различных... | ||
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели Цели: 1 знакомство с трудами выдающихся учёных-русистов, их открытиями и исследованиями | Тема. «Кто такие птицы?» Цели Цели: Познакомить детей с птицами; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию... | ||
Внеклассное мероприятие по информатике. На тему отводится два урока... Тема: Использование возможностей Adobe Photoshop при создании заголовков Web-страниц | Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5" Я другой такой земли не знаю, как мой необычный край, моя Якутия, где самая долгая и холодная зима и жаркое, но короткое лето, необозримая... | ||
Тема: «Кто такие птицы?» Цели Цели: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц | Тема урока: «Правописание ча-ща» Цели Цели: закрепление навыка правописания изученных сочетаний; закрепление знаний о предложении как единице речи, выражающей законченную... | ||
Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | Конспект урока: «Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры» Ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной работы школы, гимназии, лицея, дду, класса, группы, путем наблюдения,... |