Скачать 86.26 Kb.
|
Конспект урока: «Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры». Цели: формировать знания учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам; познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий; развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы; помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека. Уметь: определять по основным признакам природную зону. Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир. Оборудование: Карта природных зон. Модель самолета. Таблички с названием птиц, растений, животных.
Таблички: Положение зоны- Климат-Почва-Растения-Животные-Условия жизни человека Картинки с изображением животных, птиц, растений. Ход урока: 1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков. К концу урока вы должны будете знать: особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой. 2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание. На доске таблички с названиями природных зон.
В правильной последовательности распределите природные зоны. (Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний). Проверка: ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь. - Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг? (Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северных районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера). 3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний. - Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы. 1 группа – географы, 2 группа – ботаники, 3 группа – зоологи. Зоология – наука о животных. Ботаника – наука о растениях. География изучает поверхность земли (гео - земля, графо - описываю). - Работать будем по памятке-плану характеристики природной зоны: 1. Расположение 2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.п. 3. Почва 4. Растения 5. Животные 6. Условия жизни человека - Во время путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом уроке. Итак, в путь на Север! Приготовиться! Пять… Четыре… Три… Два… Один… Старт! Полетели! - А скорость-то какая! Все внизу так и мелькает! - Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое-белое? (Океан) - Но океан же синий? (Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом). - Почему здесь, На крайнем Севере, В Арктике, Лед никогда не тает? (Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет). - Итак, что же это за зона? (Ледяная зона). 4. Работа с картой «Природные зоны» по группам. - Покажите ее на карте и расскажите о ее расположении. - Мы с вами уже разделились на три группы: зоологи, ботаники и географы. И первым слово предоставляется географам. Расскажите о расположении этой природной зоны. (Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами). - Расскажите о климатических особенностях этой зоны. (Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°.). 5. Организация поиска на проблемный вопрос. - Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны? (К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа). - Группа ботаников расскажет нам о растениях, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. (На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней.) - И последним слово предоставляется зоологам, которые расскажут о животных, населяющих ледяную зону. Тестовая проверка: 1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден: А. Тюлень Б. Гагарка В. Морж 2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение: А. Чайка Б. Кайра В. Гагарка 3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты: А. Тюлень Б. Морж В. Пингвин 4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками: А. Кит Б. Тупик В. Белый медведь - Мы выяснили, что в Арктике повсюду снег и лед, значит, тут никто не живет? - Как так никто? Сейчас снизимся немного, и вы увидите среди скал несколько маленьких домиков, как вы думаете, кто в них живет? (Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Потому что из Арктики ветры разносят холод далеко вглубь нашей страны. Вот полярники-метеорологи и предупреждают: холодный воздух движется туда-то и туда-то. Будьте готовы!) Приближаемся к следующей природной зоне... 6. Рефлексия по актуализации знаний. 7. Физкульминутка. 8. Формирование новых знаний и умений. - Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны. (Остров Новая Земля). - Как называется одна из природных он? (На юге острова находится зона тундры). Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”. В конце урока вы выскажете своё мнение по поводу этих слов. - А теперь посмотрите внимательно, где она находится. Находится она южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей. Найдите на карте тундру и покажите её друг другу. Организация поиска новых знаний по учебнику по группам. - У всех на партах лежат карточки с заданиями. Переверните их. Географы расскажут о климате, об экологии. Ботаники о растениях. Зоологи о животных. Самостоятельная индивидуальная работа по закреплению знаний с последующим согласованием в группе. Проверка. - Читая все пункты по порядку, вам в течение пяти минут нужно будет подготовиться к ответу. - Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится! - Приступаем. (Учитель в это время проверяет работу в классе, направляет). Карточка – 1 группа географы. 1. Откройте учебник на странице с. 90 2. Где расположена тундра? (На севере России) 3. Что характерно для зимы в тундре? /Зима долгая, холодная, а температура достигает минут 50°./ 4. Что представляет собой поверхность тундры? (Снег, мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров). 5. Какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему? - Чему дает жизнь почва? (Растениям) Группа ботаников расскажет нам о растительности зоны тундры. Карточка – 2 группа ботаники. 1. Откройте учебник на странице 90. 2. Какие растения населяют тундру? (Олений лишайник – ягель, мхи, морошка, голубика, брусника, карликовая березка, карликовая ива). 3. Почему растения в тундре низкорослые? (Так они приспособились к жизни в тундре. У поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров). - Какие животные приспособились к жизни в условиях зоны тундры. Слово предоставляется зоологам. Карточка – 3 группа зоологи. 1. Откройте страницу 91-92 учебника. 2. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания? А) насекомые Б) птицы В) животные - Как же связаны между собой обитатели тундры? Давайте проследим цепочки питания животных, обитающих в тундре? 1. Ягель – олень – волк 2. Ягода – лемминг – Белая сова 3. Ягода – лемминг – песец 4. Ягода – белая куропатка – белая сова - К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого? 9. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию. - А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны. Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение. Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием. 1 группа - географы. Задание: установи соответствие.
2 группа - ботаники.
3 группа - зоологи
Проверка. Вывод детей по теме урока. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир. 10. Рефлексия деятельности (Итог урока). Вот и подошло к концу наше путешествие. - Что нового, необычного, интересного вы узнали? -Каким способом? (С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон). - Кому что показалось трудным на уроке? - Что на уроке было самым интересным? Путешествие закончилось. Урок окончен. Всем большое спасибо. |
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | Мбдоу «детский сад «росинка» Конспект специально организованной деятельности... Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Рабочая программа Дисциплины «Экология тундры» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Конспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект... | ||
Разработка урока в 10 классе по теме: «Загрязнение окружающей среды... Оборудование. Карта «Экологические проблемы мира», учебник Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение,... | Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах... Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны,... | ||
«Тушение лесных и торфяных пожаров» и 9 тренировок Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны,... | Реферат на тему «Животный мир» Соленые и пресные водоемы, равнинная и горная степи, светлые лиственные леса, темнохвойная тайга, высокогорные луга и тундры создают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить применять теоретические знания о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны арктической пустыни и зоны тундры, -использовать... | Конспект урока с использованием элементов развивающего обучения и... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Учебник для четырехл нач шк. В 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В.... Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выведем правило. Что такое тайга? (Тайга – это хвойный лес, расположенный между зоной тундры с севера и зоной смешанных лесов с юга.)... | ||
«Экологические проблемы больших городов» Задани Познакомьтесь с лексикой. Это ваш активный словарь по теме «Экологические проблемы больших городов» | Урок по природоведению в 4 классе на тему «тундра» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поскольку Ростовская область расположена в степной зоне, школьникам необходимо иметь представление о растительном и животном мире... | Конспект урока по природоведению. 4 класс. Тема урока: Тундра Мчс россии, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования мчс россии3 для получения квалификации «газодымозащитник»,... |