Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 266.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации14.01.2014
Размер266.36 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Информатика > Методическая разработка
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8
Городской конкурс для классных руководителей

«Моё профессиональное мастерство».

Методическая разработка занятия по теме:

«Леса России»




Автор разработки:

Пирипичай Татьяна Вячеславовна

Учитель начальных классов

г.Волгодонск

2013-2014г

Методическая разработка занятия по теме:

«ЛЕСА РОССИИ».

I. Аннотация.

Поскольку Ростовская область расположена в степной зоне, школьникам необходимо иметь представление о растительном и животном мире не только степной зоны, но и других природных зон России: зоны леса, тайги, тундры и др.

Данное занятие представлено по экологическому направлению. Экологическая тематики, экологическое воспитание является актуальным, так как 2013г. объявлен годом экологии.

Главной особенностью данного занятия является умение работать с разными источниками информации, самостоятельный поиск детьми необходимой информации по теме, проведение исследований и отбор главного и интересного.

Данную методическую разработку могут использовать учителя начальных классов по окружающему миру при изучении тем о природных зонах России в 3-4 классах, а также как внеклассное занятие по экологическому воспитанию с элементами исследовательской деятельности.

II. Пояснительная записка.

Содержание материала данной разработки направлено на актуализацию знаний детей о зоне тайги: лесах, животных и птицах лесов, и их характерных особенностях.

Методическая разработка занятия предполагает с использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ).

Данное занятие способствует развитию желания детей самостоятельно добывать необходимые знания из различных источников и заочного исследования обитателей лесов, формирует бережное отношение ко всему живому на Земле. В результате воспитанники расширяют свои знания о зоне тайги, её географическом положении, животных и птицах лесов и их характерных особенностях; совершенствуются умения работать индивидуально, в парах, группах, умения работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием, компьютером.

При подготовке данного занятия были использованы следующие методы: исследовательский, словесно-наглядный, частично-поисковый, обобщающий, аналитический, синтетический, метод контроля.

Тип занятия - изучение нового материала, занятие - исследование.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, парная.

Подача готовой информации педагогом не производится. Педагог организует поиск учебной информации самими обучающимися в ходе самостоятельной работы с разными источниками: литературой о лесах, картами атласа, гербарием, компьютерными технологиями, энциклопедиями.

Особенностью занятия является использование личностно-ориентированного, деятельностного, здоровьесберегающего подходов, использование ИКТ, организация самостоятельной деятельности обучающихся, применение приемов: «мозговой штурм», анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Подготовительный этап включает подбор необходимой литературы, просмотр энциклопедий, подбор аудиозаписи, создание презентации, предварительная подготовка детей.

Учебная информация направлена на овладение новыми знаниями обучающихся.

Структура занятия:

1. Орг. Момент.

2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

3. Изучение нового материала.

4.Закрепление изученного материала.

5. Рефлексия. Итоги занятия.

При организации работы в начале занятия после организационного момента проводится актуализация знаний. Работа по изучению новой темы проходит в форме экспедиции. В начале работы обучающиеся сами ставят познавательные вопросы по теме, высказываются, чему каждый из них хотел бы научиться .Далее организуется работа в парах .Каждая пара самостоятельно работает с атласами по памятке, составляет рассказ о лесной зоне. Далее проводится работа в группах . Ребята предварительно и самостоятельно, работая с атласами–определителями, энциклопедиями , гербарием, карточками, компьютерными слайдами, готовят сообщения о том, какие природные условия существуют в тайге, какие деревья растут в тайге, что растет в смешанных и широколиственных лесах, кто живет в лесной зоне. На протяжении всего занятия обучающиеся выделяют главное, делают первоначальные выводы. Всё занятие сопровождается компьютерными презентациями « Леса России», «Птицы леса». После знакомства с лесной зоной в гости к ребятам приходит персонаж - лесник, который знакомит ребят с проблемами леса, правилами поведения в лесу. Его рассказ сопровождается презентацией. Далее дети рассказывают о лесе, деревьях то, что они вычитали из литературы и энциклопедии . Закрепление изученного материала проводится при помощи викторины и загадок о лесе и её обитателях, в результате чего составляется памятка о лесе. Заключительным этапом работы по теме занятия является практическая работа в парах: составление обучающимися правил поведения в лесу и сравнение их с правилами в компьютерной презентации. В конце занятия проводится рефлексия, дети говорят о трудностях, с которыми столкнулись, высказывают своё отношение к занятию, педагог добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме и по достижению поставленных целей в начале занятия.. Перед получением домашнего задания дети оценивают свою работу в течении всего занятия.

Для проведения данного занятия столы в кабинете расставляются как обычно, по рядам. Для показа презентации к занятию используется интерактивная доска или мультимедиапроектор с большим экраном.

При работе над данной темой следует пользоваться ниже перечисленными рекомендациями:

- собрать как можно больше материала по исследуемой теме, использовать различные виды источников: атлас, слайды с животными и растениями, гербарий, энциклопедию, дополнительную литературу о лесах, интернет.

- четко сформулировать цель и задачи,

- создать общее представление о занятии,

- определиться с этапами, расписать каждый этап,

- использовать как можно больше различных форм и методов организации деятельности детей занятии,

- создать конспект,

- подготовить необходимые оборудование и материально – техническое оснащение.

III. Разработка занятия по теме:

«ЛЕСА РОССИИ».

Цель: создать условия для самостоятельного поиска информации и расширения знаний детей о лесной зоне России, растениях, животных и птицах леса и их характерных особенностях.

Задачи:

1) образовательная: сформировать у обучающихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов; познакомить с растительным и животным миром.

2) развивающая: развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием, компьютером; развитие общеучебных умений и навыков.

3) воспитательная: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; стимулировать интерес воспитанников к самостоятельному поиску информации и ответов на вопросы экологических проблем леса; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: атлас по окружающему миру для 4 класса, презентации: «Леса России», «Птицы леса», «Правила поведения в лесу»,

аудиозаписи: «Голоса леса», «Звуки природы прогулка по лесу»,

гербарий, энциклопедия, дополнительная литература о лесах, вопросы викторины о лесе, загадки о лесе, шаблоны для рефлексии.

Тип занятия- изучение нового материала, занятие- исследование.

Использованные подходы к обучению: деятельностный, личностно-ориентированный, здоровьесберегающий, дифференцированный и индивидуальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальная, групповая, парная.

Методы обучения : исследовательский, словесно-наглядный , частично-поисковый, обобщающий, аналитический, синтетический, метод контроля.

Технологии: технология критического мышления, здоровьесберегающая.

Приёмы обучения: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, «мозговой штурм».

Характер деятельности обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, творческий, рефлексивный.

Принципы обучения: индивидуальности, вариативности, развития, возможность выбора задания, литературы, дифференциации, самостоятельности.

Возраст обучающихся: 9-10 лет.

Место проведения: кабинет начальных классов.

Время занятия: 90 минут (2 урока с 10-ти минутным перерывом).

Предварительная работа: подготовка выступления по группам о растительном и животном мире лесной зоны, выступление лесника- воспитанника старшего возраста, выступления детей о деревьях леса.

Структура занятия:

1. Орг. Момент.

2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

3. Изучение нового материала.

4.Перерыв-10минут.

5.Закрепление изученного материала.

6. Рефлексия. Итоги занятия.
Ход занятия:

1. Этап вызова информации. Определение темы, обсуждение, о чем пойдет речь, что хочет узнать каждый воспитанник.

2. Этап подачи и осмысления информации, выбор литературы для работы, выделение главного в изучаемом материале, формулировка выводов, выступление обучающихся с сообщениями, нахождение нужной информации, ее осмысливание и представление в виде четких сообщений.

3. Этап рефлексии. Осознание узнавания нового по теме.

Домашнее задание индивидуальное: подготовить сообщение о животном или растении леса.

Содержательная часть.

Ход занятия.

  1. Орг. Момент-“Минутка фантазии”(2-3 минут).

П: Доброе утро, ребята! Я рада встрече с вами. Пожалуйста, садитесь.

Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!

Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России?

Д: высказывают свои предположения.
2. Подготовка к активной познавательной деятельности( 5-7 минут).

П: -Послушайте аудиозапись и стихотворение.

Звучит аудиозапись «Звуки природы, прогулка по лесу»

П: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои!

С. Погорельский.

П:- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Д: Сегодня на занятии мы будем говорить о лесе.

П: Молодцы, ребята, вы правильно определили объект изучения.

П: Тема нашего сегодняшнего занятия «Леса России».

Слайд 1презентации «Леса России»

Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках страны сложились совсем разные природные зоны.

Цель сегодняшнего занятия: познакомиться со следующей природной зоной(зоной лесов), с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром. Ребята по группам готовили выступления о растительном и животном мире лесной зоны и сегодня они поделятся своими знаниями. Вы покажите свои умения работать в группах, умения работать с атласом, картой, дополнительной литературой, компьютером.

Мы с вами отправимся в экспедицию в лесную зону.

-А знаете ли вы что такое экспедиция и кто такие экспедиторы?

Д: Поездка, поход группы лиц с каким-либо специальным заданием (обычно в отдаленную местность). Посылка, отправка кого вдаль, и самая поездка, для ученых и других исследований.

Экспедиторы –это люди. Которые что-то исследуют, открывают новое, выполняют специальные задания, открытия.

П: Вот и мы с вами отправимся в экспедицию с целью изучить зону леса и лесотундры, узнать много нового и интересного о их обитателях и особенностях этих зон. В состав нашей экспедиции входят такие научные сотрудники, как: ботаники, зоологи, лесник, которые добудут много ценной информации и познакомят с ней всех нас.

- Какие познавательные вопросы поставите по теме? Чему каждый из вас хотел бы научиться?

Д: -Я хочу узнать какие виды леса существуют.

Д: Я познакомлюсь с животным и растительным миром.

Д: Я совершенствую умения работать с картой.

П:- Ребята, давайте вернемся к стихотворению. Почему автор говорит дважды:

« Здравствуй, лес, дремучий лес…»

-Что значит ДРЕМУЧИЙ ?

Д: «Дремучий»- это значит «темный, страшный, как в сказке». Но не все леса темные. Например, в березовой роще светло.

П: Леса России ... Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ели, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, окна сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги и тетради, специальные масла, дёготь, скипидар и многое другое. Более десяти тысяч различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие –светлые?
3.Изучение нового материала(35 минут).

П :Знакомство с новой темой мы начнём со сказки:

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

- Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! - послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

- Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

- Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
Слайд 2 презентации «Леса России»
П:- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск