Скачать 67.65 Kb.
|
Урок по природоведению в 4 классе Тема: «Природные зоны России - тундра» Цели: - сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром; - проверить знания учащихся о природной зоне арктических пустынь; - развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы, работать с помощью карты и атласа; - воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: карта природных зон, физическая карта России, гербарии растений тундры, карточки №1,2,3 (по 3 шт.), плакат «Тундра», интерактивная доска и компьютер. Учебная литература: Окружающий мир : 4 кл.: учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. М.: АСТ: Апрель, 2008 (планета знаний). С. 134-138 Рабочие тетради к учебнику. Ход урока.
А. Приложение №1 (коллективная работа с классом) Б. Индивидуальная работа по карточкам: - Карточка №1 - тест «Арктика» 1. Природная зона арктических пустынь расположена… а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; в) на островах Северного Ледовитого океана. 2. Территория зоны Арктики … а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 3. В Арктике для растений и животных сложились … а) суровые условия; б) комфортные условия. 4. В ледяной зоне растут… а) кедры, береза, черемуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; в) бузина, орешник, айва. 5. В Арктике обитают животные… а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси; в) моржи, тюлени, белые медведи. 6. Найдите верную цепь питания: а) водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь; б) водоросли – рачки – сайки – тюлени. 7. Арктический заповедник расположен … а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 8. Большое скопление птиц на скалах называют… а) «птичьи рынки» б) «птичьи базары» 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по северному морскому пути; б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, очищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары». - Карточка №2 Составь 2 цепи питания, которые сложились в Арктике. - Карточка №3 Дополни текст данными. Арктика – это огромное пространство …… океана, с ….. и …. . Солнце направляет на это пространство …. лучи. Оно светит, но не …. . Зимой в Арктике полярн… …. . Темноту освещают звезды, луна и ….. . Дуют … , бушует …. . Температура опускается до …… градусов. Летом в Арктике полярн… …., но тепла тоже нет. Температура лишь на …… выше …. . Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь . Темноту освещают звезды, луна и северное сияние . Дуют ветры , бушует пурга . Температура опускается до минус 60 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. 3. Сообщение темы и целей урока. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок каждому пошел впрок, Активно в работу включайся, дружок! Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд вам надо разгадать.
Вопросы к кроссворду: 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и …. . 5. Растения, живущие в толще воды. 6. вид рыбы, обитающий в северных морях. (Арктика. Тупик. Врангеля. Льда. Водоросли. Сайка)
Практическая работа по карте (карта природных зон, физическая карта России) - Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите на карте природных зон тундру. Каким цветом она обозначена? В каком тепловом поясе она находится? (за линией северного полярного круга) По физической карте определи, какие формы поверхности характерны для тундры (часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, часть на Западно-Сибирской); на побережье каких морей растянулась тундра? Исходя из всего сказанного и опираясь на ранее полученные знания, расскажите, какой вы представляете тундру. Вывод учащихся: тундра находится на побережье северных морей за северным полярным кругом, туда попадают косые солнечные лучи, зима суровая, много снега, расположена на равнине, с моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут. Показ по интерактивной доске слайдов №1,2 и рассказ учителя (приложение №2 Презентация «Животные тундры») - В тундре долгая и суровая зима, 8-9 месяцев. Почти 2 месяца не появляется Солнце, полярные ночи. Температура воздуха минус 60 градусов. Лето - короткое, холодное. Солнце не заходит почти 2 месяца, полярные дни. Почва оттаивает всего на 40 см, глубже многолетняя мерзлота. Слабое испарение воды и водонепроницаемая мерзлота приводят к образованию болот. Самостоятельное чтение учащимися учебной статьи учебника (стр. 135) по плану: - Какие растения растут? (перечислить/ показ гербарий) - Как они приспособились к условиям тундры? (растения низкорослые, стелющиеся, небольшие корни, маленькие листья, яркие цветы) - Какие животные и птицы обитают? (перечислить) - Как они приспособились к жизни? (у птиц густое оперение, защитная белая окраска, у зверей гутой мех) Физкультминутка Показ по интерактивной доске слайдов №3-12 и рассказ учителя (приложение №2 Презентация «Животные тундры»)
- Составить 2-3 цепи питания. - Работа в рабочей тетради С.53-54 С. 53 № 111 Какая хозяйственная деятельность человека привела к возникновению городов в тундре? (по физической карте определить, какие есть полезные ископаемые в тундре; какие города находятся в тундре) С. 53 № 112 Как природные условия тундры влияют на занятия населения? (Главное занятие коренного населения тундры – оленеводство. Северных оленей разводят для получения мяса, молока и шкур. Из шкур изготавливают теплую одежду и обувь. Кроме оленеводства население занимается охотой и рыболовством.) - Просмотр по интерактивной доске панорамы тундры, игра «Узнай животное» (приложение №3) 6. Подведение итогов урока. - Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь? Выставление оценок. Д/З. Приложение №1 «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс» - мультимедийный учебник из серии «Начальная школа» Урок 09 Задание №3 «Вставь пропущенные слова» Задание №4 «Выбери растения и животных Арктики» Приложение №2 Презентация «Животные тундры» Приложение №3 «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»/ диск 1, диск 2. Диск 2: Мир вокруг меня – приложение – тундра (мультимедиа-панорама) |
География для 9 классов Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Рабочая программа по окружающему миру Предмет Умк: Планета Знаний. Окружающий мир. Г. Г. Ивченкова; И. В. Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений.... | ||
Рабочая программа по окружающему миру Предмет Программа: Планета Знаний. Окружающий мир. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений.... | Конспект занятия Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | ||
Тема: «Южная Америка» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Пояснительная записка к образовательной программе Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | ||
Конспект занятия в разновозрастной группе Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Конспект занятия по окружающему миру Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | ||
Автор проекта Фамилия, имя отчество Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Конспект занятия Образовательная область: «Познание» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | ||
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказку» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа: Планета Знаний. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. 2 класс. Традиционная система. Программы общеобразовательных... | ||
Конспект занятия по математике. Тема: «Путешествие в Африку» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Тема: Разнообразие внутренних вод. Реки Новобусинская о о. ш Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | ||
Лексическая тема: Животные жарких стран. Цели: Коррекционно-образовательные Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Конспект занятия по обучению грамоте «Зоопарк» в подготовительной группе «Красная шапочка» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) |