Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.»





Скачать 138.86 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.»
Дата публикации05.10.2013
Размер138.86 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Министерство образования Саратовской области.

Управление образования Дергачевского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«СОШ п.Красноозерный»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: « Экологические особенности растительного и животного мира тундры.»

Автор: Реброва Гулиря Утепаевна учитель экологии МКОУ СОШ_п.Красноозерный________________

Дергачи 2012

Цели:

  • формировать знания учащихся об экологических особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.

  • познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.

  • развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

  • помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека.

Уметь: определять по основным признакам природную зону.

Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир.

Оборудование: Карта природных зон. Гербарий растений Севера. Глобус.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма : интегрированный урок (экология+география)

Таблички с названием птиц, растений, животных.

Животные

Растения

Птицы

Белый медведь

Лишайники

Белая куропатка

Песец

Ягель

Белая сова

Лемминг

Водоросли

Стерх

Олень

Грибы

Гусь

Таблички:

Положение зоны Климат

Почва

Растения

Животные

Условия жизни человека

Динамические картинки с изображением животных, птиц, растений.

Индивидуальные картинки “В Арктике”, “В тундре” с динамическими картинками растений и животных. Экологическая пирамида.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебных задач урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями природной зоной, с её положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков.

К концу урока вы должны будете: знать особенности животного и растительного мира и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.

Слайд( картина тундры)

А тундра пахнет осенью и веником, и баней,
И гаммой красок поразит тебя,
Туманной свежестью порою ранней,
И криком птиц- так душу теребя.
Они покинут нас собравшись,
Надежду на весну суля.
Так остывает не согревшись
Чукотская холодная земля.

На доске таблички с названиями природных зон:

Зона лесов

Зона пустынь

Зона тундры

Ледяная зона

Зона степей

- В правильной последовательности распределите природные зоны.

Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний.

Проверка. Самооценка

Ледяная зона

 

Зона тундры

 

Зона лесов

 

Зона степей

 

Зона пустынь

- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

/Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северных районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера./

3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.

Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы:

1 группа –экологи, 2 группа - географы.

экология- это наука изучающая, отношения живых организмов между собой и окружающей средой.

География - изучает поверхность земли, “гео” - земля, “графо” - описываю.

Работаем мы, как обычно, по памятке-плану характеристики природной зоны.

1. Расположение.
2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.д.
3. Почва.
4. Растения.
5. Животные.
6. Условия жизни человека

- Во время заочного путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом уроке.

-Если мы будем лететь над севером на самолете,

Как вы думаете, что там под нами будет, белое-белое? /Океан./

Слайд (океан)

- Но океан же синий. /Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом./

- Почему здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает?

/Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет./

- Итак, что же это за зона? /Ледяная зона/

Слайд (ледяная зона)

4. Работа с картой “Природные зоны” по группам.

- Покажите ее на карте и расскажите о её расположении.

Первым слово предоставляется географам. /Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами./

- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.

/Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°./

5. Организация поиска на проблемный вопрос.

-Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны?

/К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа./

Группа экологов покажет на динамической таблице растения, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. /Группы работают с индивидуальными таблицами “В Арктике”./

выходит к доске и по очереди учащиеся выполняют задание - выбирают только те растения, которые приспособились к условиям ледяной зоны. /На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней./

- Рассмотрите гербарии и выберите гербарий мха.

- Там, среди льдов, немало интересных животных.

- Группа географов: назовите животных и населите ледяную зону на динамической таблице.

-работа с динамической таблицей.

Слайд (растительность Арктики)

Выполнения теста (коллективная работа)

Тест

  1. Растительный мир зоны тундр в основном представлен:

  2. А) мхами, лишайниками;
    Б) травами и кустарниками;
    В) кустарниками, мхами и лишайниками.

  3. Причинами безлесья тундр являются:

А) холод;
Б) холод и многолетняя мерзлота;
В) холод, многолетняя мерзлота и сильные ветры.

  1. Земли тундр используются главным образом:

А) под пашню;
Б) под пастбища.

  1. Основные занятия жителей тундр

А) оленеводство;
Б) земледелие и охота;
В) охота и оленеводство.

Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветра завывают за степью,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотой!

Взаимопроверка.

1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.

3. Морж

2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение.

1. Кайра

3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты.

2. Тюлень.

4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками.

4. Кит.

А теперь, давайте проследим цепочки питания наших животных.

Составление цепочек питания.

- Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?

Белые медведи http://festival.1september.ru/articles/212449/img1.jpg

Тюлени http://festival.1september.ru/articles/212449/img1.jpg

Рыбы http://festival.1september.ru/articles/212449/img1.jpg

Рачки http://festival.1september.ru/articles/212449/img1.jpg

Водоросли

- Какая связь между белыми медведями и водорослями? /Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него - ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху - и снова в воду, а зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лед головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь-то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя./

- Каких животных больше всего в ледяной зоне? /Птиц/

- Что они образуют? /Птичьи базары/

Слайд (с голосами птиц)

- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?

Составьте цепь питания птиц.

Птицы http://festival.1september.ru/articles/212449/img1.jpg

Рыбы http://festival.1september.ru/articles/212449/img1.jpg

Рачки http://festival.1september.ru/articles/212449/img1.jpg

Водоросли

Проверка - 1 ученик выставляет таблички на доске,

2 ученик выставляет картинки с изображениями.

/Как только выглянет после полярной ночи солнце, на скалистые северные острова слетаются тучи птиц. Еду - мелких рачков, рыбок - они добывают в море. Многие птицы - прекрасные пловцы. Например, Чистик. Он лапами подгребает, крыльями помогает./

- Как природа позаботилась о внешности животных? /Животные малозаметны и на фоне белесого неба, и на фоне снежного покрова. Внешность, как-бы маскирующая, затрудняет их обнаружение врагами./

- Но раз в Арктике повсюду снег и лед, значит, тут никто не живет?

- Как так никто? Сейчас снизимся немного, и вы увидите среди скал несколько маленьких домиков, как вы думаете, кто в них живет? /Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Потому что из Арктики ветры разносят холод далеко вглубь нашей страны. Вот полярники-метеорологи и предупреждают: холодный воздух движется туда-то и туда-то. Будьте готовы!

Приближаемся к следующей природной зоне...

- А как вы думаете, когда нам легче будет рассмотреть с воздуха эту природную зону - летом или зимой? /Летом, так как кое-где мы увидим зелень. Зимой, мы даже не заметили бы, где кончается

Северный Ледовитый океан и начинается следующая природная зона.../

6. Рефлексия по актуализации знаний.

7. Физкультминутка.

8. Формирование новых знаний и умений.

Мы продолжаем путешествие... Работа с картой.

- Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны.

- Назовите его. /Остров Новая Земля/

- Как называется одна из природных зон? /На юге острова находится зона тундры/

Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”. В конце урока вы выскажете своё мнение по поводу этих слов.

- А теперь посмотрите внимательно, где она находится. Находится она южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей. Найдите на карте тундру и покажите её друг другу.

Организация поиска новых знаний по учебнику по группам.

Географы расскажут о климате, об экологии. Экологи о растениях и о животных.

Самостоятельная индивидуальная работа по закреплению знаний с последующим согласованием в группе. Проверка.

Группа географов

- Где расположена тундра? /На севере России./

Слайд (тундра)

- Что характерно для зимы в тундре? /Зима долгая, холодная, а температура достигает минут 50°./

- Изобразите поверхность тундры зимой, как вы её себе представляете?

/Ответы учащихся: снег, мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров./

- Но за зимой приходит весна, а затем лето. Днем температура достигает 10-20 градусов тепла.

- Как вы думаете, как это отразится на почве?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 52 и ответьте на вопрос: Почему в тундре много болот? /Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 20 до 50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот. И еще вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха./

- К концу урока мы с вами должны выстроить модель экологической пирамиды для тундры.

- Что будет в основании? /Почва, болота./

- Чему дает жизнь почва? /Растительности./

Группа экологов

- Населите тундру динамическими моделями растений.

1 ученик у доски - остальные на индивидуальных картинках “В тундре”.

А сейчас мы поговорим о дереве, которое является символом России. Какое это дерево? /Береза./

- И вот эту красавицу березку, стройную и высокую попробуем поселить в тундре.

Мы попробуем это изобразить.

- Представьте себя березкой. /Дети встали и подняли руки, раскачиваясь, опускают руки/

Видеозапись:...Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце... Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, а на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. Раскачивайтесь ,раскачивайтесь. /Дети приседают опустив руки./

- Что с нашей березкой? /Да, наша красавица березка не устоит./

- Какая березка стала? /Она стала маленькой и стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках./ Демонстрация гербария карликовой березы, голубики, морошки, лишайников, мха.

- Проверьте, правильно ли вы населили растениями таблицу “В тундре”.

А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания?

Сообщение о тундре (ученик)

Пейзаж тундры, наверное, можно сравнить с пейзажем степей: ровное или чуть холмистое открытое пространство, где не увидишь деревьев. Но в тундре нет буйного степного разнотравья. Климат - суровый.

Большая часть года - зима с трескучими морозами, вьюгами. А лето очень короткое и прохладное. Зимой наступает "полярная ночь", солнце не поднимается над горизонтом. Зато летом солнце на небе и днём, и ночью.

За короткое северное лето оттаивает лишь верхний слой почвы, под которым царит вечная мерзлота. Удивительно, но в этой оттаявшей почве появляются дождевые черви! Долгие зимние месяцы от замерзания их защищает капсула из специальной слизи.

Летом тундра покрыта цветами, травой, зеленью мхов и лишайников, яркой россыпью зреющих ягод. Над карликовыми берёзами, ивами возвышаются, словно великаны, грибы.

Правда, сами деревья больше похожи на стелющуюся по земле траву или крошечные кустарники. Под незаходящим солнцем поблескивают многочисленные озёра и болота. В воздухе вьются тучи мошкары.

Летом тундра оживает. Прилетают птицы: рогатые жаворонки, гуси, утки, пуночки, полярные совы... Много в тундре мелких грызунов - мышей - полёвок и леммингов.

Главное транспортное средство в тундре - северные олени. Огромные стада оленей кочуют по тундре в поисках корма - мхов и лишайников.

Шерсть животных севера - густая, длинная. Оперение - густое, много пуха. Окрас?

Летом - светло-коричневый под тон растительного покрова. Зимой - светло-серый под цвет снега.

- Населите таблицу “В тундре” динамическими моделями животных, обитающими здесь.

- Как связаны между собой обитатели тундры.

Давайте проследим цепочки питания животных, обитающих в тундре.

Составление цепочек питания.

Ягель

Олень

Волк

 

Ягода

Лемминг -

Белая сова

Ягода

Лемминг

Песец

 

Ягода

Белая куропатка

Белая сова

- К чему приводит нарушение человеком цепей питания?

- Как не допустить этого?

Составим экологическую пирамиду, на которой мы установим зависимость живой природы от неживой.

 http://festival.1september.ru/articles/212449/img2.jpg

- Пирамида заполнена, стрелками укажите и объясните, как происходит движение веществ в условиях тундры. Итак, сделаем вывод. На экологической пирамиде мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая северный край, люди не должны забывать об этом. Запасы нефти, природного газа, угля нашли в этом суровом крае. И двинулись на тундру вездеходы, а так как почва болотистая, то по одному и тому же месту можно проехать только один раз. Поэтому движение в тундре во многих местах запрещено.

Интересно получается: вездеходы, тракторы калечат тундру, а бесчисленные оленьи стада пасутся и не причиняют ей никакого вреда - ягеля не убывает.

- Почему? Да, природа мудра: олени никогда не выедают ягель до конца - чуть-чуть пощиплют и дальше. Основное занятие местного населения - оленеводство. К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит вред природе.

9. Домашнее задание: подготовить свой проект освоения тундры, который не будет приносить вреда природе, вам жить в 21 веке. Дома прочитать все о тундре и попробовать решить проблемы, которые возникли на уроке.

10. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.

- А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны.

Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение.

Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.

группа - географы. Задание: установи соответствие.

Положение зоны

Природная зона

Климат

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана

Ледяная зона

Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели.

Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем

Зона тундры

Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.

группа -экологи.

Ледяная зона

карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.

Зона тундры

мхи, лишайники.

Капитаны групп выполняют задание.

Животные

Природная зона

Птицы

Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка.

Зона тундры

Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди.

Северный олень, песец, лемминг, волк.

Ледяная зона

Кайра, чайка, гагарка

Взаимопроверка по группам.

Выполняем кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/212449/img3.jpg

  1. Чем занимаются люди в морях Арктики?

  2. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками.

  3. Основная пища для северных оленей.

  4. Обитатель тундры.

  5. Ягода, которая растет в тундре.

  6. Хищник, который следует за оленями, охотится на больных животных.

  7. Животное, похожее на тюленя, но крупнее.

  8. Вторая природная зона в России.

  9. Основное занятие местного населения в тундре.

  10. Крупное, хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.

  11. Ластоногие животные, которые питаются в море, а живут на льдинах.

Проверка. Итоги тестирования.

Вывод детей по теме урока. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

11. Рефлексия деятельности. /Итог урока/ Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Что нового, необычного, интересного вы узнали?

-Каким способом? /С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон./

-Где используется ?

-Каковы результаты /класса, мои собственные, самооценка/? Что нужно сделать еще?

Путешествие закончилось. Урок окончен. Всем большое спасибо

Литература:




Учебник по экологии животных-7класса.Швец.

Портфолио учителя-журнал.

Интернет- ресурс.

ИКТ.

Карта природной зоны.

Сообщения из книги для чтения зоологии .С.А.Молис.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» icon«Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России»
Курс позволит расширить представление о силе давления деятельности человека на состояние животного и растительного мира в целом и...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconКонспект урока: «Тундра. Природа тундры. Экологические проблемы тундры»
Ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной работы школы, гимназии, лицея, дду, класса, группы, путем наблюдения,...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconРазработка урока в 10 классе по теме: «Загрязнение окружающей среды...
Оборудование. Карта «Экологические проблемы мира», учебник Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение,...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconКонспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества»
Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» icon4. Рассказ а о растениях
Изучение особенностей климата, животного и растительного мира субтропической зоны
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconРеферат на тему «Животный мир»
Соленые и пресные водоемы, равнинная и горная степи, светлые лиственные леса, темнохвойная тайга, высокогорные луга и тундры создают...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconVi состояние, охрана и использование объектов растительного и животного мира
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconПлан конспект
Обсудить, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. Знать меры по защите животного и растительного мира...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconКонспект урока по теме: «Обобщения темы Строения органов и их систем»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, индивидуального развития животных...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconОхрана животного мира пермского края
Государственный учет объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconКонспект урока географии в 8-м классе коррекционной школы VIII вида...
Обучающая: закрепить знания о растительном мире Австралии, дать понятие о своеобразии животного мира Австралии, познакомить с особенностями...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconМосковский городской педагогический университет
В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconСоставила учитель Медведицкой оош гречухина Светлана
Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством воспитание изучения растительного...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование представления о своеобразии растительного и животного мира Южной Америки; особенностях размещения природных зон материка;...
Конспект урока по теме: «Экологические особенности растительного и животного мира тундры.» iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск