Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов





Скачать 71.96 Kb.
НазваниеКонспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов
Дата публикации27.09.2013
Размер71.96 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста - Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов.







27.03.11 15:07

Цель:

  • Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представление об укладе жизни древних славян;

  • В доступной форме объяснить детям этимологию слов «защитники отечества», «славяне», «предки», «крепость»;

  • Ввести в словарь новые слова: «Кольчуга», «палица», «щит», «латы»;

  • Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях-богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче;

  • Познакомить детей с условными обозначениями на географической карте;

  • Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Заучивание пословиц, поговорок.

 

Оборудование: географическая карта; иллюстрации: внешний вид славян, древние поселения славян, жизнь предков (охота, земледелие, рыболовство), оружие богатырей (щит, меч, булава, палица); репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»,макеты избы, деревьев, забора, блюдце с водой, скатерть зеленого цвета(для создания макета поселения древних славян); два тоннеля, мешочки с песком, стойка для игры «Попади в цель».

 

Ход занятия.


Воспитатель.
Ребята, осмотрите на карту нашей страны.

-Как называется наша страна?

-Страна-это что?

Да, страна - это леса, горы, моря города, села; это место где мы родились и где живут наши родные. Это наша Родина.

Давайте посмотрим на обозначения на географической карте.

-Что обозначается желтым (зеленым, синим, коричневым)цветом?

-Как обозначаются города?

-Городов много?

-Как вы думаете, а раньше, давным-давно, были города?

-Ребята, а всегда ли наша страна была такой, как сейчас? (воспитатель показывает иллюстрации древних поселений).

Сегодня мы будем с вами говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.

Предки – это люди, которые жили перед нами.

-А у вас кто предки?

Предки - это люди, которые жили много-много лет тому назад: это бабушки, дедушки; бабушки и  дедушки наших бабушек и дедушек.

Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именую Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали те поля деревянной сохой, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам и давали им свои имена, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Кубань-река – все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг.

Давным -  давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были наши предки – славяне. (Показ иллюстрации.)

-На что похоже слово «славяне» по звучанию?

Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

-Почему, как вы думаете?

Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные растения и коренья. Позже они научились выращивать хлеб, разводить домашних животных, ловить рыбу. (Показ иллюстрации.)

Воспитатель предлагает сесть полукругом у стола и всем вместе построить макет древнего поселения. В ходе рассказа стелет зеленую скатерть, ставит макеты деревьев, домов, иллюстрируя свой рассказ.

Каждая семья выбирала себе место для строительства жилья на бескрайних просторах нашей Родины. Место такое желательно было выбрать на пригорке, чтобы вода не затопила жилище, недалеко от леса.

-Есть такая пословица «У леса жить  - не быть голодным». Почему так говорят?

-Рядом с жилищем обязательно должна быть река или озеро.

-Как вы думаете, для чего?

Несколько семей объединялись в поселения. Так было легче вести хозяйство и помогать друг другу.

Каждое поселение огораживали забором. А за забором был ров, наполненный водой.

-Для чего нужен был ров и забор?

Вот мы огородили наше поселение, и получилась крепость. Слышали такое слово? Что означает слово «крепость»?

-От кого крепость защищала своих жителей?

Наши предки – славяне были дружелюбные. А вот их соседи – хазары и печенеги были жадные, часто нападали на славян: опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен. Жителям крепости приходилось обороняться, славяне не жалели жизни.

Со временем жителей становилось все больше и больше, и теперь они строили свои дома за стенами поселения. Но враги не оставляли их в покое, и тогда, чтобы дать им отпор, славяне решили объединиться. Так и образовалась Русь.

Русский народ нужно было защищать. Как назывались защитники земли русской?

Мы с вами уже знаем, кто такие богатыри.

Богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.


Давайте вспомним их имена. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
(Выставить картину Васнецова «Три богатыря» - рассказ по картине)
- Какой богатырь самый могучий?

-Какой самый мечтательный?

-Кто держит меч?

-Куда смотрит каждый из богатырей?

-Чем вооружены богатыри?

(Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации оружия: щит, меч, булава, палица.)

-Что надето на богатырях?

-Для чего нужна кольчуга?

-Для чего нужен шлем на голове?

-Что охраняют богатыри?

-Для чего нужен был верный конь?

-Как можно назвать эту картину?

Да, дети, эта картина называется «Богатыри», и написал ее художник В.М.Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев. «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.
В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид -  в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».
Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич -  в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А теперь давайте послушаем песню. (Звучит песня А.Пахмутовой «Богатырская наша сила».)

-Какие чувства вызывает у вас эта песня?

-Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине и любит народ своих богатырей!

Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)

 

А теперь давайте вернемся в наше время.
-Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
-Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
-Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
Мы с вами знаем много пословиц о доблести защитников Отечества.

Есть такая пословица: «Родина – мать, умей за нее постоять».

-Почему Родина названа матерью?

-Что значит «уметь за нее постоять»?

Да, родная земля может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может.

Защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле, ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

-А вы хотите быть защитниками страны?

Вы уже знаете, что защитники Родины должны быть смелыми, ловкими, сильными. И для этого нужно тренироваться. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.

Проводится игра-эстафета «Попади в цель»: дети делятся на две команды, по сигналу нужно пролезть через тоннель взять мешочек с песком, бросить его в цель.

slavyane_01slavyane_02slavyane_03slavyane_04slavyane_05slavyane_06slavyane_07slavyane_08slavyane_09

Древнерусский воин


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: «где прячется здоровье?»
Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста "Число 7, цифра 7"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Творческий отчёт комплексное мероприятие, отражающее целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических,...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Создавать межведомственное взаимодействие между центром «Радуга» и детским садом «Росинка» по профилактике и раннему выявлению семейного...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей...
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи...
России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект занятия Удивительные ладошки
Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе)
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект нод по познавательному развитию детей старшего дошкольного...
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconКонспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-го класса
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Как наши предки-славяне защищали нашу Русь от врагов iconАссертивность как один из психологических механизмов развития социальной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск