Скачать 3.11 Mb.
|
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I- II вида» Республики Татарстан Введена в действие Принята на заседании приказом №__ педагогического совета от «____»__________2012г. (протокол № __) УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ З.Л.Шахмаева Образовательная программа ГБС(К)ОУ «Нижнекамская школа-интернат I- II вида» Нижнекамск 2012 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Содержание:
1.1. Нормативно-правовая база 1.2. Цели и задачи 1.3. Особенности условий 1.4. Принципы построения
2.1. Пояснительная записка 2.2. Учебный план 2.3. Учебные программы 2.4. Условия реализации образовательной программы 2.5. Планируемые результаты и способы оценивания достижений
1. Пояснительная записка к образовательной программе школы В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании») «разработка и утверждение … образовательных программ ... » отнесена к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы сформирована, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании». В статье 9 (п.1) поясняется, что «образовательная программа определяет содержание образования определённого уровня и направленности», а в статье 14 (п. 5) говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов» относятся к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных, коррекционных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. 1.1. Нормативно – правовая база. Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
Закон РФ «Об образовании»
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
1.2. Цели и задачи. Сегодня руководство страны, республики, города ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, развитие учительского потенциала, современная инфраструктура, здоровье учащихся. Цель образовательного процесса – повысить качество и эффективность школьного образования. Задачи образовательного процесса: - развить содержание образования учащихся с учётом требований общества к выпускнику школы; - обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности; - способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика; - обеспечить коррекционно-развивающее обучение с применением современных технологий, в том числе, информационных, оптимальных средств и приёмов коррекционно-педагогического воздействия; - создать условия для эффективной речевой реабилитации. Образовательная программа ГБС(К)ОУ «Нижнекамская школа-интернат I- II вида» направлена: - на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт; - на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования. - на обеспечение непрерывности образования: 1 ступень – 2 ступень – 3ступень В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
1.3. Особенности условий. При разработке образовательной программы учтены: - возможности образовательной среды; -уровень готовности учителей к реализации образовательных программ; - материально-техническое обеспечение учебного процесса - в школе созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса; -традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д. 1.4. Принципы построения. Образовательная программа определяет:
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений. Образовательная программа регламентирует:
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся. В тексте представлены образовательные программы
Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ. Образовательная программа - это маршрут, на котором образовывается личность, вместе с тем - это нормативный текст, в котором определены цели, ценности образования на соответствующей его ступени, а также пути их достижения. 2. Образовательная программа начального общего образования I ступень обучения (3-4 классы) 2.1. Пояснительная записка. I ступень обучения – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими. Педагогический коллектив школы на первой ступени обучения: - создает условия для проявления и развития способностей и интересов ребёнка; - формирует желание и умение учиться, обеспечивает развитие у ребенка чувства собственной компетентности; - мотивирует интерес к знаниям и самопознанию; - оказывает помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, формирует первые навыки творчества; - обеспечивает достаточно прочную базовую общеобразовательную подготовку, которая дает выпускнику начальной школы эффективно продвигаться в условиях разноуровневого обучения к следующей ступени; - работает над речевой и слуховой реабилитацией обучающихся. Важнейшим приоритетом начального образования первой ступени является формирование учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предоставляет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. Модель выпускника начальной школы. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, навыками элементарного теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны: - освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями; - овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни; - достичь от 70% до 80% различения, от 50 до 60% опознавания слухового материала, до 65% внятности речи; - овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности. У выпускников начальной школы должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как семья, школа, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим. Готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.
Осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества. Уроки «Литературного чтения» помогают детям понять и принять данную компетенцию. Потребность выполнять правила для учащихся, уметь различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основы индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками такими, как умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществлении индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и в школе. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным. Желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом. 2.2. Учебный план Учебный план государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I- II вида» составлен на основе Базисного учебного плана для коррекционных общеобразовательных учреждений 1 вида (IIвариант), утверждённого приказом МО и Н РФ 10.04.2002 года. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между отельными учебными предметами. Образовательные программы и учебный план школы предусматривают выполнение государственного образовательного стандарта. Рабочие программы выполнены по единой форме, с указанием используемого учебно-методического комплекта. Содержание и структура образовательной программы реализуемой посредством данного учебного плана, обусловлена статусом школы. Требования государственного образовательного стандарта в части образовательного минимума содержания образовательных программ выполняются в полном объёме. Учебный план для начальной школы ориентирован на четырёхлетний (или пятилетний в зависимости от подготовленности детей) нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года во II-IV классах – не менее 35 учебных недель. Продолжительность урока для всех классов – 40 минут. Режим работы пятидневная учебная неделя. Образовательный процесс в начальной школе основывается на системе обучения по программ\ам Коррекционной школы I вида и «Школа России», Компонент образовательного учреждения во 2-х - 4-х классах распределен на коррекционные предметы:
Учебный план ориентирован на непрерывность и преемственность в содержании с основным общим образованием. Обеспечивает целостность педагогической системы школы и создает условия для эффективной организации образовательной деятельности на основе концептуальных принципов учреждения, а также учитывает культурно-образовательные потребности. В учебном плане представлены все образовательные области, предусмотренные базисным учебным планом. 2.3. Учебные программы Обучение осуществляется по типовым государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованным МОиН РФ. Все используемые программы обеспечивают получение качественного начального общего образования всеми категориями учащихся. На первой ступени создаются условия для полноценной подготовки детей к обучению в основной и старшей школе; приоритет отдаётся развитию речевого слуха и способности осуществлять речевое общение не только на основе слухо-зрительного, но и слухового восприятия; раннему обучению умению выражать свои намерения, записывая и читая известные фразы для установления взаимопонимания в различных жизненных ситуациях; организации совместных действий в группе. Внутренним условием, обеспечивающим качественную реализацию программ, является их преемственность и завершенность, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего образования. |
1. 1 Автор программы Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Конспект конкурсного урока Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Конспект урока тема: «Одежда» Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Рабочая программа По литературе Для учащихся 6 классов Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Оптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными... Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для... | «Режим, привычки питания» среди учеников 4 классов школы-интерната Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Методической разработки икт на уроке русского языка Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Конспект урока по математике в 1 классе Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Рабочая программа по чтению для 6 класса. Срок реализации 1 год Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Рабочая программа по чтению для 7 класса. Срок реализации 1 год Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Иванова Надежда Викторовна Санкт Петербург 2012 конспект урок Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... |