1. 1 Автор программы





Название1. 1 Автор программы
страница1/8
Дата публикации14.10.2013
Размер1.45 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
Структура учебно-методического комплекса дисциплины СД.Ф.1 Русский язык для студентов, обучающихся по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования, 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью иностранный язык, социальная педагогика
1.1 Автор программы:

Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ.
1.3 Пояснительная записка:

  • Цель курса: сформировать у студентов целостное представление об основных закономерностях и фактах системы современного русского литературного языка во всем многообразии его языковых отношений и явлений; о месте русского языка в жизни и истории российского общества и мировой цивилизации, о его роли в формировании человеческой личности, национального менталитета и языковой картины мира.

  • Задачи курса:

  1. познакомить студентов с теоретическим основами и научным аппаратом науки о русском языке;

  2. сформировать у студентов понимание взаимосвязи языка и сознания, языка и культуры, определить место русского языка среди других мировых языков, его роль как языка межнационального и международного общения;

  3. дать им глубокие знания об устройстве и взаимосвязях разных уровней языковой системы русского языка (лексики, фонетики, грамматики, стилистики, орфографии и пунктуации) и свойствах, типах и функциях языковых единиц разных уровней;

  4. познакомить студентов с необходимыми сведениями по истории русского языка, которые позволят осветить процесс развития языка, объяснить внутреннюю логику и обусловленность существующих в современном языке лексических, фонетических и грамматических особенностей.

  • Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Усвоение родного языка и дальнейшее совершенствование уровня владения им являются необходимым и обязательным условием развития логического мышления и интеллекта каждого человека, успешного прохождения им разных ступеней социализации, вовлечения его в различные виды речевой деятельности и межличностной коммуникации, знакомства с достижениями человеческой цивилизации и культуры, формирования и воспитания гармонически развитой личности. Русский язык является не только родным языком для большей части населения Российской Федерации, но и признанным средством межнационального и международного общения, поэтому русский язык как учебная дисциплина занимает в подготовке учителя начальных классов одно из центральных мест.

Обогащение активного словаря детей и успешная работа по развитию их речевых навыков, эффективное формирование их языковой личности возможны лишь в том случае, если сам учитель будет иметь глубокие знания по современному русскому языку, ясно представлять себе его лексику, фонетику, грамматический строй и стилистику как систему, свободно владеть нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи.

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По окончании изучения курса студенты должны знать:

  • важнейшие лингвистические понятия, исследовательские методы и научный аппарат современной русистики;

  • уровни языковой системы русского языка (лексика, фонетика, грамматика, стилистика, графика, орфография, пунктуация), их устройство и присущие им языковые единицы со всеми важнейшими признаками и свойствами;

  • важнейшие особенности и устройство языковой организации человека, главные этапы формирования языковых механизмов человека в процессе усвоения им системы русского языка как родного;

  • страноведческие факты, раскрывающие специфику функционирования русского языка во времени, пространстве и культуре;

  • нормы современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные);

  • важнейшие учебные и научные словари, пособия и справочники по русскому языку.

Студенты должны уметь:

  • работать с лингвистической и методической литературой;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать лингвистические факты;

  • подбирать примеры к теоретическим положениям, составлять конспекты и тезисы работ на лингвистические темы;

  • делать лингвистический анализ любых текстов, выделять в тексте различные единицы языка;

  • транскрибировать тексты, различать буквы и звуки;

  • различать разные типы орфограмм и пунктограмм;

  • анализировать значения слова и разграничивать разные типы значения слов, омонимию и многозначность, свободные сочетания и фразеологизмы;

  • определять средства и способы выражения грамматических значений, делать разные виды лингвистического анализа языковых единиц (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, стилистический);

  • анализировать с позиции лингвистической теории школьные учебники и пособия по русскому языку;

  • использовать полученные знания в организации своей педагогической деятельности.

  • При подготовке программы использовались учебники, учебно-методические пособия и сборники задача и упражнений, написанные и/или отредактированные Касаткиным Л.Л., Крысиным Л.П., Львовым М.Р., Тереховой Т.Г., Максимовым Л.Ю., Поповым Р.Н, Маловицким Л.Я., Бахваловой Т.В., Карповой А.Н.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

ГОС ВПО 2005:
050708 ПиМНО со специализацией

«Обучение информатике в начальной школе»,

ПиМНО с дополнительной специальностью«Социальная педагогика»

1

2
3
4
5



2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

108

72

64

108

116

52

56

92

80

748

54

36

32

54

58

26

28

46

40

374

28

18

18

28

26

12

12

16

10

168

26

18

14

26

32

14

16

30

30

206




54

36

32

54

58

26

28

46

40

374

экзамен

зачет

зачет

экзамен

-

зачет

экзамен

-

экзамен



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.


1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.

18.
19.
20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.
28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.
36.

37.
38.

39.
40.
41.

42.

43.
44.
45.

46.
47.

48.
49.

50.

51.
52.

53.
54.
55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.


62.

63.

64.
65.
66.

67.

68.

69.
70.

71.

72.
73.

74.

75.

76.

77.

78.

2 семестр

Введение в науку о языке. Содержание понятия «современный русский язык».

Структура русского национального языка.

Русский литературный язык.

Язык как механизм общения. Язык и речь.

Язык как знаковая система.

Лексикология как раздел науки о языке.

Системные отношения в лексике.

Лексика русского языка с точки зрения происхождения.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.

Лексика русского языка с точки зрения экспрессивной окраски и функционально-стилистической принадлежности.

Ономастика.

Топонимика.

Фразеология.

Лексикография русского языка. Толковые словари.

Лексический и фразеологический анализ текста.

3 семестр

Фонетика как наука о звуковой стороне русского языка.

Фонетические единицы и фонетические средства. Типы сегментных фонетических единиц.

Акустическая характеристика звуков русского языка.

Артикуляционная характеристика звуков русского языка. Устройство речевого аппарата.

Классификация гласных звуков русского языка.

Классификация согласных звуков русского языка.

Суперсегментные фонетические единицы русского языка.

Фонетический разбор слова.

4 семестр

Фонетическая транскрипция.

Позиционные чередования звуков русского языка. Понятие фонемы. Фонологическая транскрипция.

Орфоэпические нормы русского литературного языка. Разделы орфоэпии. Основные виды орфоэпических норм. Акцентологические нормы.

Графика. Слоговой принцип русской графики.

Орфография. Основные принципы русской орфографии.

5 семестр

Морфемика. Виды морфем русского языка.

Словоизменительные и словообразовательные аффиксы. Типы основ в русском языке.

Исторические изменения в морфемном составе. Морфемный разбор слова.

Словообразование. Основные понятия раздела.

Словообразовательное гнездо и цепочка.

Словообразовательный тип.

Способы словообразования.

Словообразовательный анализ

Морфология как раздел грамматики. Предмет и задачи морфологии.

Способы выражения грамматического значения.

Принципы классификации частей речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды существительных.

Категории рода, числа и падежа у существительных.

Типы склонение существительных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Склонение прилагательных.

Краткие формы и степени сравнения прилагательных.

Имя числительное. Разряды числительных. Особенности склонения числительных.

Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений.

6 семестр

Глагол как часть речи. Система форм глагола. Классы глаголов.

Категории вида, залога и переходности глагола.

Категории наклонения, времени, лица и числа глагола.

Спряжение глаголов.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Образование причастий и деепричастий глагола.

Морфологический разбор глагольных форм

7 семестр

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Слова категории состояния как части речи. Вопрос о статусе слов категории состояния.

Служебные части речи. Разряды предлогов, союзов, частиц.

Модальные слова. Междометия. Разновидности модальных слов и междометий.

Синтаксис русского языка.

Синтаксис как раздел грамматики. Основные понятия синтаксиса. Виды синтаксической связи в простом предложении.

Словосочетание. Признаки словосочетаний. Классификации словосочетаний. Сочетания слов в предложении, не являющиеся словосочетаниями.

Типы словосочетаний по количеству компонентов и частеречной принадлежности стержневого слова.

Типы словосочетаний по характеру синтаксических отношений и связей между компонентами словосочетания.

Синтаксический разбор словосочетаний и видов связей в простом предложении.

8 семестр

Простое предложение. Простое предложение как центральная единица синтаксиса. Предикативность как главная синтаксическая категория предложения.

Модальные типы предложения.

Структурные типы простых предложений.

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов.

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Виды второстепенных членов и способы их выражения. Членимые / нечленимые и полные / неполные предложения.

Виды осложнений простых предложений.

Актуальное членение предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

9 семестр

Сложное предложение. Признаки сложного предложения. Классификация сложных предложений.

Сложные предложения минимальной структуры. Сложносочиненные предложения минимальной структуры.

Сложноподчиненные предложения минимальной структуры.

Бессоюзные сложные предложения минимальной структуры.

10 семестр

Многочленные сложные предложения.

Сложные синтаксические конструкции.

Текст. Признаки текста.

Способы передачи чужой речи.

Основы русской пунктуации.

54

10
6
6
3
3
6

4

4

4

6
2

36

2
4
2
6
4

6

8
4

32

6

6

2

4

6

8
54

2

2
2

2

2

2

4

4

2

2
3

3
2

4
2
4

4

2
3
3
58

10
8

10
10

10

10

26

4

4
4
2

2

2

3

3

2
28

2


2

4

2
2
6

4

2

4

46

10

12

12
12
40

12

12

6

4

6

28

8
2
4
1
1
2

2

2

2

4
-

18

2
2
2
4
2

2

4
-

18

2

2

2

4

4

4
28

2

-
2

-

2

-

2

2

-

2
2

2
2

2
2
2

2

-
1
1
26

4
4

4
6

4

4

12

2

2
2
-

2

2

1

1

-
12

2


-

2

2
-
2

2

2

-

16

4

4

4
4
10

2

2

2

2

2

26

2
4
2
2
2
4

2

2

2

2
2

18

-
2
-
2
2

4

4
4

14

4

4

-

-

2

4
26

-

2
-

2

-

2

2

2

2

-
1

1
-

2
-
2

2

2
2
2
32

6
4

6
4

6

6

14

2

2
2
2

-

-

2

2

2
16

-


2

2

-
2
4

2

-

4

30

6

8

8
8
30

10

10

4

2

4




54

10
6
6
3
3
6

4

4

4

6
2

36

2
4
4
6
4

6

8
4

32

6

6

2

4

6

8
54

2

2
2

2

2

2

4

4

2

2
3

3
2

4
2
4

4

2
3
3
58

10
8

10
10

10

10

26

4

4
4
2

2

2

3

3

2
28

2


2

4

2
2
6

4

2

4

46

10

12

12
12
40

12

12

6

4

6


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Введение в науку о языке. Содержание понятия «современный русский язык». Узкое и широкое понимание «современности» русского языка. Языковое родство русского языка с другими славянскими и индоевропейскими языками.

Структура русского национального языка. Главная и периферийные разновидности русского национального языка. Особенности формирования территориальных диалектов, просторечия, жаргонов и профессиональных подъязыков русского языка.

Русский литературный язык как главная, образцовая разновидность русского национального языка. Особенности литературного языка. Нормированность как главное свойство литературного языка.

Язык как механизм общения. Сущность и функции языка. Язык и речь. Речь как деятельность.

Язык как знаковая система. Основные языковые единицы. Уровневое представление о системе языка. Разделы, изучающие уровневое устройство русского языка.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. 1 Автор программы iconПрограмма дисциплины Институциональная экономика для направления...
Автор программы: к э н., профессор Полищук Леонид Иосифович ()
1. 1 Автор программы iconРабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013...
Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
1. 1 Автор программы iconПрограмма дисциплины Гражданский процесс зарубежных стран для специальности...
Автор программы: доцент, к ю н. Кудрявцева Е. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры
1. 1 Автор программы iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Булакская сош на 2013-2014 учебный год, на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же программы курса...
1. 1 Автор программы iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Булакская сош на 2013-2014 учебный год, на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса...
1. 1 Автор программы iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Булакская сош на 2013-2014 учебный год, на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса...
1. 1 Автор программы iconПрограмма составлена на основе учебной программы «Наша родина Ямал» (автор Федорова Л. В.)
Автор-составитель – Ресухина С. Г. Программа составлена на основе учебной программы «Наша родина Ямал» (автор Федорова Л. В.) регионального...
1. 1 Автор программы iconПредмета /курса. Автор программы оом «Ознакомление с окружающим миром» Автор А. А. Плешаков
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Арзгир Арзгирского района
1. 1 Автор программы iconАвтор Н. Н. Гара. Гара Н. Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов...
1. 1 Автор программы iconПрограмма по информатике и икт, автор Смыковская Т. К. (наименование программы, автор программы)
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
1. 1 Автор программы iconНикитина Н. А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс
Примерной программы основного общего образования по географии а также программы. Автор программы И. В. Душина «Материки, океаны,...
1. 1 Автор программы iconГ. липецка имени п. Н. Шубина
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004г., Примерной программы...
1. 1 Автор программы iconПояснительная записка автор программы: старший преподаватель кафедры...
Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента Калявина Ирина Николаевна
1. 1 Автор программы iconНаправленность программы научно-техническая. Тип программы авторская,...
Тип программы – авторская, автор Лементуева Татьяна Юрьевна, Центр детского творчества «москворечье», 2007 год. В дюц «Звезда» реализуется...
1. 1 Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно- тематическое планирование всего за год -68 часов, 2 часа в неделю, согласно календарно- тематическому планированию материала...
1. 1 Автор программы iconПрограмма курса химии в 11 классе рассчитана на 68 ч.: 2 ч в неделю....
Программа курса химии в 11 классе рассчитана на 68 ч.: 2 ч в неделю. Автор программы О. С. Габриеляном


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск