Скачать 358.8 Kb.
|
«Основы программирования - первая ступень к творчеству» Возраст обучающихся: 11-14 лет Срок обучения - 3 года ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы - научно-техническая. Тип программы – авторская, автор Лементуева Татьяна Юрьевна, Центр детского творчества «МОСКВОРЕЧЬЕ», 2007 год. В ДЮЦ «Звезда» реализуется с 2012с года. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы. Хорошо известно, что компьютеризация отечественной школы начиналась с лозунга академика А.П.Ершова «Программирование - вторая грамотность»: «Человек неизмеримо усилит свой интеллект, если сделает частью своей натуры способность планировать свои действия, вырабатывать общие правила и способ их применения к конкретной ситуации, организовывать эти правила в осознанную и выразимую структуру, - одним словом, сделается программистом». Безусловно, программирование в данном случае понимается в широком смысле овладения алгоритмическим мышлением, значительно повышающем эффективность деятельности человека в любой области знаний. Включение в курс «Информатики» все большего числа разделов, посвященных ознакомлению с прикладными программами (Word, Excel и др.), оставляет все меньше времени на изучение программирования, причем самым существенным сокращениям подвергаются основы алгоритмизации. Вместе с тем, именно развитие алгоритмического мышления является первоочередной задачей обучения информатике вообще и программированию в частности. Как ни парадоксально это звучит, но именно преподавание программирования как базового предмета в информатике в условиях дополнительного образования и следует считать одной из главных особенностей данной программы. На наш взгляд роль программирования нисколько не ослабла с появлением большого количества прикладных программ, а наоборот, возросла, т.к. именно оно позволяет сформировать базовое, алгоритмическое понимание целостности информационных процессов, что невозможно переоценить для дальнейшего роста личности способной к самостоятельному развитию. При этом необходимо отметить постепенное изменение методики преподавания программирования по мере развития курса. Отталкиваясь от общепринятого академического подхода к изучению программирования, программа обучения имеет ряд ощутимых отличий, что делает возможным реализовать сложный теоретический курс в учреждении дополнительного образования. Для повышения алгоритмической составляющей программирования уменьшено число изучаемых команд (операторов) и тренировочных, часто математических заданий. Изучив основной набор инструментов (операторов и основных конструкций языка программирования), учащиеся многократно применяют их при выполнении заданий, способных вызвать их интерес и дающих им возможность творчески развить предлагаемую задачу (игровые программы или программы, позволяющие создать красивые узоры и т.д.). Такой подход позволяет перенаправить усилия учащихся с запоминания синтаксиса многочисленных команд на умение использовать основные команды для решения самых разнообразных задач, что значительно более целесообразно для развития алгоритмического стиля мышления. Следующий шаг в изучении программирования - современный объектно-ориентированный язык программирования Visual Basic, который позволяет, даже обладая относительно небольшим набором средств, создавать конкурентно способное мультимедийное приложение, которое и становится итоговой работой коллектива учащихся по программированию и в дальнейшем, в случае успешной работы, участвует в конкурсах. Перспектива создания общественно значимого продукта, позволяет заметно повысить личную заинтересованность учащихся в успешности создаваемого проекта, что, в свою очередь, приводит к заметному повышению уровня освоения программирования. В целом, программирование рассматривается как общекультурный феномен, как базовое свойство, способность, которая должна быть присуща человеку для его прогрессивного развития, где прогресс рассматривается как повышение уровня развития интеллектуальных способностей и интеллектуального потенциала. Кроме того, учащиеся, освоившие основные навыки программирования, заметно легче и глубже осваивают пользовательские пакеты программ, а ведь современный специалист в любой области человеческой деятельности немыслим без свободного владения широким спектром возможностей вычислительной техники. Программа предусматривает изучение широкого спектра прикладных программ, к которым относятся MSOffice (Word, Excel, Access), графические редакторы Adobe Photoshop, Macromedia Flash, CorelDraw. На дополнительное, факультативное изучение оставлены такие темы как Web-дизайн, трехмерная графика в редакторе 3DS Мах. И число тем для факультативных занятий постоянно расширяется. Изучение такого широкого спектра прикладных программ (без учета факультативных курсов) за 3 года возможно благодаря именно первоначальному, базовому курсу программирования. Знакомство с объектно-ориентированным принципом устройства приложений, понятием объекта, его свойств, использование элементов программирования в различных прикладных программах, например, Macromedia Flash, позволяет заметно повысить эффективность обучения, помогая учащимся сначала понять общую структуру и логику работы приложения, а потом изучать конкретные приемы работы в нем. В данной программе реализован комплексный подход к изучению информатики. Базируясь на изучении программирования, данная программа дает возможность овладения большим спектром пользовательских программ, причем через все темы красной нитью проходит целесообразность алгоритмического стиля мышления в процессе освоения навыков работы в самых различных приложениях. Подобная практика приводит к тому, что по окончании курса многие учащиеся уже способны самостоятельно определять приоритеты своего дальнейшего развития в области изучения информационных технологий. Цели и задачи программы. Исторически сложилось так, что изначально курс информатики был направлен на развитие алгоритмического мышления, в основе которого, прежде всего, лежит логическое мышление. В связи с появлением средств мультимедиа появились широкие возможности развивать воображение, фантазию, творческое мышление, проводить разнообразные коммуникативные упражнения на основе использования сетевых технологий. Основная цель учреждений дополнительного образования - создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения. Если сформулировать конкретные задачи изучения информатики, то они приобретают вид: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
В конечном счете, учитель должен сформировать у учащихся устойчивую потребность в использовании средств ИКТ, т.е. выработать привычку обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на владении ими информационными технологиями и умениями взаимодействовать с компьютером. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих. Сегодня компьютерный класс есть почти во всех Домах Творчества. Подавляющее число действующих программ можно условно разделить на три группы: изучение пользовательских навыков (прежде всего в текстовом редакторе и математических таблицах); графика, анимация, дизайн и курс предпрофессиональной подготовки по программированию для желающих специализироваться в этой области. Как правило, эти курсы преподаются или по отдельности или в программу входит два направления. Настоящая программа имеет комплексный характер. Подросткам 12-15 лет, на которых рассчитана данная программа, свойственна так называемая первичная профориентация - выбор специализации обучения и профильных классов с углубленным изучением образовательных предметов и дисциплин в школе. Данный курс дает теоретическую базу за счет объемного пользовательского курса и программирования, а также помогает учащимся попробовать свои силы в различных областях информационных технологий, расширить свой кругозор за счет изучения прикладных, пользовательских программ. Разносторонняя подготовка на базе программирования помогает более осознанно выбирать будущую профессию. Направленность и сроки реализации дополнительной образовательной программы. Данная программа является образовательной программой дополнительного образования научно-технического цикла. Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся 11-14 лет на основе изучения пользовательских навыков работы на компьютере, основных приемов программирования, средств Microsoft Office, графических и анимационных редакторов и последующем их применении в процессе работы над индивидуальными и коллективными проектами. Срок реализации программы - 3 года. Возраст учащихся: 11—14 лет. Группа состоит из 10-12 человек, что обусловлено материальной базой: класс оборудован 9 рабочими станциями и сервером. Продолжительность занятий - 1 и 2 часа (3 часа в неделю) на первом году обучения и 2 занятия по 2 часа (4 часа в неделю) на 2-м и 3-м году обучения Время непрерывной работы за компьютером регламентируется соответственно с санитарными нормами, чередуясь с объяснениями преподавателя, обсуждениями изучаемых вопросов, упражнениями для глаз и т.д. Минимальное оборудование - компьютеры IBM PC Celeron 1000Hz, 128Mb ОЗУ, HDD 40Mb. Этапы образовательного процесса, ожидаемые результаты и способы их проверки Предлагаемая программа направлена на формирование системно-информационного взгляда учащихся на мир, включающего абстрагирование, моделирование, и алгоритмическое мышление, а также навыков владения компьютером как на уровне «грамотного пользователя», так и начинающего программиста. Можно выделить следующие логические и содержательные этапы образовательного процесса:
К концу первого года занятий учащиеся овладевают начальными пользовательскими навыками и заканчивают изучение программирования в среде QBasic:
К концу второго года занятий учащиеся развивают свои пользовательские навыки, осваивают программирование в среде Visual Basic, создают коллективный проект, осваивают основные приемы работы в MS Word, MS Excel и MS Access:
К концу третьего года занятий учащиеся развивают свои пользовательские навыки, осваивают графические и анимационные редакторы Photoshop, Macromedia Flash, CorelDraw, создают индивидуальные творческие проекты:
Для проверки знаний учащихся активно применяются следующие технологии:
Программа составлена таким образом, что динамика изменения содержания образовательного процесса и форм проверки полученных знаний представляет собой некую эволюцию от общепринятых в школе форм проверки знаний к созданию индивидуальных или творческих проектов учащихся. Такая логика развития обучающего процесса заложена самой идеей образовательной программы, стремящейся к развитию творческих способностей учащихся. Наряду с этим нельзя недооценивать роль классических форм контроля знаний незаменимых для фиксации большого объема теоретических и практических знаний. Данная образовательная программа активно использует общепринятые формы и методы образовательной деятельности, развивая и дополняя их использованием метода учебных проектов и элементов проектной формы организации работы для активизации творческого потенциала учащихся. Формы подведения итогов реализации программы. Основным направлением данной программы дополнительного обучения является развитие творческих способностей учащихся, а творчество сложно оценить точными категориями. Одним из важнейших итогов реализации программы, на наш взгляд, можно считать самоопределение учащимися в мире информационных технологий, определение своих предпочтений. Большинство учащихся после окончания курса продолжают обучение, выбрав интересующий их факультативный курс или перейдя в другие коллективы. Нередко учащиеся поступают в средние и высшие учебные заведения родственных направлений. Учащиеся коллектива создают творческие проекты в разных областях информационных технологий и представляют их на самых разнообразных конкурсах. Учащиеся коллектива неоднократно принимали участие и занимали призовые места в окружных, городских и Всероссийских конкурсах. Необходимо отметить, что на конкурс представлялись проекты самого различного содержания от обучающих программ, созданных на Visual Basic, до мультимедийных презентаций, созданных во Flash, и мультфильмов. Подобная разносторонность работ не могла бы возникнуть без творческого энтузиазма учащихся. Для коллектива традиционным стало участие в следующих конкурсах и фестивалях:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН 1-го года занятий
2-го года занятий
3-го года занятий
СОДЕРЖАНИЕ Первый год занятий Вводное занятие. Программа занятий на год. Правила поведения в аудитории. Техника безопасности. Определение рабочего места для каждого. Требования к его состоянию. История создания устройство и порядок загрузки ЭВМ. Этапы развития ЭВМ, принцип открытой архитектуры компьютера, основные составные части системного блока, назначение программы BIOS и операционной системы на примере Windows XP. Практика. Освоение порядка загрузки. Пользовательский интерфейс Windows XP. Понятия рабочего стола, панели задач, иконки, ярлыка, главного меню Windows, контекстных меню. Практика. Работа с окнами, изменение их местоположения и размеров, сворачивание до пиктограммы, закрытие и т.д. Представление информации в компьютере. Способ представления информации в компьютере и единицы измерения информации. Практика. Принцип записи чисел в позиционной системе счисления и перевод чисел из одной системы счисления в другую (2ная,10ная и 16ная), сравнение различного количества информации. Программные оболочки FAR и Проводник. Понятия каталога, файла, расширения файла, две программных оболочки - FAR и Проводник: интерфейс, путь к файлу, создание, копирование, перемещение, удаление и поиск по маске каталогов и файлов, архивирование, горячие клавиши. Практика по программным оболочкам. Работа в QBasic. Знакомство со средой QBasic4. Работа в текстовом редакторе QBasic (изучение особенностей выделения, копирования и вставки текста, работа с блоками текста и т.д.), верхнее меню QBasic. Практика. Создание, сохранение и загрузка программ. Основные понятия программирования. Графические операторы QBasic. Базовые понятия оператора (команды), программы, алгоритма программы. Практика. Определение режима экрана и графические операторы. Циклы QBasic. Разновидности циклов, их отличия и области применения. Подробно изучается только цикл со счетчиком FOR ...NEXT. Практика. Вывод на экран различных числовых последовательностей, изменение параметров графических примитивов с помощью параметра цикла. Итоговая работа - орнамент из графических фигур, которая становится первым самостоятельным рубежом изучения программирования. Условные и безусловные переходы, генератор случайных чисел. Разновидности условных переходов в QBasic, их отличия. Условный переход IF ... THEN ... ELSE ..., безусловный переход GOTO, функции ввода данных с клавиатуры INKEY$. Практика. Набор тренировочных заданий. Создание программы «светофор». Игры на угадывание числа, загаданного компьютером. Опрос клавиатуры INKEY$, условные и безусловные переходы. Программа графический редактор. Практика. Использование в «Графическом редакторе» всех ранее полученных знаний по программированию. Понятие подпрограмма, прерывания. Понятия подпрограммы, прерывания, событийной процедуры которые являются основополагающими в дальнейшем программировании на Visual Basic. Практика. Игровая программа «тир». Символьные функции, массив данных. Синтаксис символьных функций, массив данных. Практика. Игровая программа с зашифрованными словами, которая требует не только освоение нового материала, но и уверенное владение изученным материалом. Работа в каникулы. Совместные экскурсии, посещения конкурсов, где можно увидеть работы учащихся из других творческих коллективов и принять участие в мастер-классах, проводимых Всероссийским мультимедийным фестивалем «Волшебная мышь». Проведение клубных вечеров, различных конкурсов и викторин. Итоговое занятие. Знание операторов QBasic. Синтаксис QBasic'a поддерживается и средой профаммирования Visual Basic. Рабочие и итоговые задания могут изменяться, но необходимое условие:
Выполнение всех итоговых заданий является обязательным для перехода к программе следующего года обучения. В случае невыполнения заданий по уважительным причинам необходимый материал или навёрстывается на дополнительных занятиях или часть материала переходит на следующий учебный год. Второй год занятий Вводное занятие. Программа занятий на год. Правила поведения в аудитории. Техника безопасности. Определение рабочего места для каждого. Требования к его состоянию. Устройство и основные характеристики компьютера, принцип действия периферийных устройств. Повторение теоретических вопросов по принципу устройства компьютера, определению характеристик компьютера. Практика. Изучение принципа действия периферийных устройств компьютера (клавиатура, мышь, принтер, сканер). Представление информации в компьютере. Повтор единиц информации, принципа представления чисел в позиционных системах счисления. Практика. Изучение сложения и вычитания чисел в двоичной системе счисления, практическое задание на умение распределить набор файлов на нескольких дискетах, вопросы по алгоритмам, что помогает подготовиться к программированию в Visual Basic. Знакомство с интерфейсом Visual Basic. Наладка среды программирования, понятия формы и программного кода, объекта, свойств объекта. Практика. Создание рисунка из объектов Shapes, изменяя свойства объектов в панели Properties. Понятие событийных процедур и отработка события Click для изменения свойств объектов. Понятие событийной процедуры, параметра процедуры, разновидности событий, изменение свойств объектов с помощью программного кода по схеме объект. свойство = значение. Практика. Изменение свойств объектов по событию Click для объектов Command Button. Результат выполнения задания - сценки, где по нажатию на командные кнопки, перед зрителем проигрывается законченный сюжет. Цикл со счетчиком + изменение свойств объекта программным способом + массивы объектов. Массивы объектов, изменение свойств массива объектов с помощью цикла. Практика. Орнамент в Visual Basic. Старая тема отрабатывается в новой форме. Переходы между формами осуществляются с помощью создания верхнего меню. Циклы со счетчиком + изменение свойств объекта + условные переходы + генератор случайных чисел. Постепенное нарастание сложности через добавление условных переходов и RND. Практика. По событию Click для объектов Command Button изменяются и сравниваются свойства элементов двух соответствующих массивов объектов с помощью генератора случайных чисел. Задание на ознакомление с различными объектами доступными в стандартной конфигурации Visual Basic. Несложные программные коды, которые помогают раскрыть функциональные особенности объектов. Практика. Освоение адаптированного алгоритма. |
"Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип программы (мо рф, модифицированная, авторская – автор, полное название, год издания) | Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013... Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы... В 2012/2013 учебном году государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского творчества «Южнопортовый»... | «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот» Кадров Фаиль Мансурович директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского... | ||
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр... | Примерная программа мероприятий по реализации программы «Здоровье здоровый образ жизни» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» | ||
Программа «Дороги, которые мы выбираем» является модификацией типовой... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского (юношеского) технического творчества | Бруцкая Тамара Анатольевна Образовательное учреждение мбоу дод «Дом... ... | ||
Районная научно-практическая конференция учащихся Саянского района Полное название темы работы Моу дод «Саянский районный Центр детского творчества», объединение «Юный исследователь» | Образовательная программа детского объединения «авиамодельный кружок» Составитель: Тихонов Юрий Яковлевич, педагог дополнительного образования моудод «Центр детского творчества» | ||
Анализ работы Дома детского творчества за 2013 год Миссия мбоу дод дома детского творчества обеспечение доступных и качественных дополнительных образовательных услуг в интересах формирования... | Пояснительная записка направленность программы Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической... | ||
Пояснительная записка направленность программы Направленность программы. Программа реализуется на стыке двух направленностей дополнительного образования детей: социально-педагогической... | Программы «Возможности учебного процесса в достижении предметных,... Дом культуры «Шахтер», Центральная районная библиотека, Центр детского творчества, Межшкольный учебный комбинат, Спортивный комплекс,... |