Скачать 198.02 Kb.
|
1.1. Информационный блок программы. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 сдана в эксплуатацию в 1975 году. Учредителем школы является муниципальное образование «Селенгинский район». Школа организует свою работу в тесном сотрудничестве с учреждениями различных типов и видов, находящихся в непосредственной близости: Дом культуры «Шахтер», Центральная районная библиотека, Центр детского творчества, Межшкольный учебный комбинат, Спортивный комплекс, Дошкольные образовательные учреждения №№ 8, 10, 13. При оснащении школы учебным оборудованием преследовалась цель создания учебного учреждения базового типа с особой социально-культурной и образовательной средой для организации непрерывного образования и обеспечения роста интеллектуального потенциала малого города. Опыт работы коллектива по реализации инновационных проектов и программ, положительные результаты по повышению квалификации учителей и педагогов позволило выбрать новое направление работы – организацию стажерской площадки. 1.1.1. ФИО разработчика Т.Г. Жигжитова, директор школы, С.М. Козяева, Е.П. Гнеушева, Е. Б. Антохонова, заместители директора по учебно-воспитательной работе, Р.С. Дылыкова, доцент кафедры филологии и методики преподавания ПИ БГУ, к.филол.н., научный консультант. 1.1.2. Название программы «Возможности учебного процесса в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов учебной деятельности». 1.1.3. Направление программы – организация стажировочной площадки по повышению квалификации учителей начальных классов, заместителей директора по учебно-воспитательной работе. 1.1.4. Цель программы – ознакомить учителей с возможностями организации учебного процесса в начальной школе, способствующего достижению предметных, метапредметных и личностных результатов учебной деятельности. 1.1.5. Задачи программы: - обеспечить условия для стажировки по повышению квалификации учителей и педагогов; - разработать и внедрить программу стажировки по ознакомлению учителей с возможностями организации учебного процесса в начальной школе, способствующей достижения предметных, метапредметных и личностных результатов учебной деятельности. - организовать проведение стажировок для учителей начальных классов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по распространению результатов инновационного опыта учителей начальных классов школы в практико-ориентированном формате; - создать пакет отчетной документации по результатам стажировки в установленном порядке; - провести мониторинг качества повышения квалификации в форме стажировки с привлечением общественности, профессионального сообщества; - провести анализ результатов организации стажировочной площадки и представить отчет. 1.1.6. Ключевые идеи опыта. Показать учителям технологию (как учить?) достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов учебной деятельности через реализацию контрольно-оценочной самостоятельности, организованной на совместно-распределенной деятельности, носящей диалоговый характер. Выявить и обосновать совместно со слушателями эффективные способы взаимодействия участников образовательного процесса по обеспечению современного качества начального образования. Рамки, в которые будут погружены стажёры: предполагается организация различных видов деятельности: - презентация системы работы учителей начальных классов МОУ СОШ № 4 по блокам: Организация совместно-распределенной деятельности на уроках и других формах урочной работы учащихся, Конструирование диагностических, коррекционных, стартовых и итоговых работ, Критериальное оценивание – взращивание самоконтроля и самооценки учащихся, Организация уроков постановки учебной задачи, конструирования и моделирования способа действия, решения конкретных практических задач, контроля и оценки; Организация форм организации учебной деятельности: учебного занятия, мастерских, консультаций; - посещение уроков у учителей начальных классов И.А. Доржиевой, Т.Ф. Шишмаревой, С.М. Барышевой, А.Д. Шагдуровой, Л.В. Кузнецовой и др. с целью изучения деятельностного подхода к организации образовательного процесса в начальной школе; - организация консультаций творческими группами учителей начальных классов и основной школы по направлениям:
- участие в практикумах, «круглых столах», дискуссионных площадках по анализу и оценке индивидуальной педагогической деятельности учителя начальных классов, разработке содержания диагностических, коррекционных, стартовых и итоговых работ, моделированию уроков и учебных занятий; - проведение итогового учебно-методического семинара по проблеме стажировки, представление дневника стажера. Основными формами организации стажёрской площадки являются презентация педагогического опыта; посещение учебных занятий, уроков, внеклассных мероприятий; индивидуальных консультации; «круглые столы»; практические занятия; «мастер-классы»; творческие лаборатории. Реализация проекта по организации деятельности стажерской практики даст следующие результаты:
1.2. Содержательный блок программы. Основанием для разработки программы стажировочной площадки является наработанный школой опыт инновационной деятельности: 2002-2005 гг. – участие в широкомасштабном эксперименте по реформе структуры и содержания общего образования (внедрение системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, предпрофильного и профильного обучения); 2006 г. – победитель всероссийского конкурса лучших инновационных школ («Территориальное общественное самоуправление – сообщество успеха»); 2007 г. – победитель регионального конкурса по внедрению новой системы оплаты труда; 2007 г. – победитель регионального конкурса по внедрению системы оценки качества; 2008 – 2009 гг. – победители конкурса «Лучший учитель России» - учителя начальных классов Е.Б. Антохонова, И.А. Доржиева; 2010 г. – победитель регионального конкурса на получение статуса республиканской экспериментальной площадки по внедрению нового ФГОС («Универсальные учебные действия как средство становления учащегося-первоклассника»); 2011 г. – победитель муниципального конкурса методических кабинетов ОУ. На сегодня школа имеет статус республиканской экспериментальной площадки по двум направлениям: организация предпрофильного и профильного обучения (Приказ № 41 от 28.01 2004); внедрение нового ФГОС НОО (Приказ № 423 от 15.04. 2010). Имеется опыт организации деятельности по повышению педагогического мастерства учителей, который проявляется: в участии профессиональных конкурсах (37 лауреатов и победителей различных конкурсов); в активности учителей школы в самоанализе и обобщении опыта педагогической деятельности (126 публикаций (2007-2011 гг.) в материалах научно-практических конференций разного уровня (г. Шадринск, г. Новосибирск, г. Благовещенск, г. Улан-Удэ) (Издательский дом «Первое сентября», Вестник БГУ: Серия Методика преподавания, ПрофиСтарт). На базе школы с 2007 г. организована и действует Ассоциация учителей начальных классов, на площадках которой организуются семинары по распространению опыта учителей школы, работающих в классах развивающего обучения по организации групповой работы, проектированию уроков разной типологии, учебного диалога на уроках, организации внеурочной деятельности пр. Опыт работы коллектива по реализации инновационных проектов и программ, положительные результаты по повышению квалификации учителей и педагогов позволило выбрать новое направление работы – организацию стажерской площадки. 1.2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы, для проведения стажировки. 100 % обеспеченность помещениями. 10 кабинетов для начальной школы, рекреации для подвижных игр и релаксации. В том числе специальные кабинеты: спортивный зал - 2 (в том числе для начальных классов – 1) ; спортивная площадка - 2; хореографический зал - 1 ; костюмерная - 1; слесарно-столярная мастерская – 1; кабинет обслуживающего труда – 1; медицинский кабинет – 1; лаборатории – 3 ; компьютерный класс – 2; лингафонный кабинет – 1; библиотека с книгохранилищем, читальным залом на 30 посадочных мест – 1; кабинет эстетики – 1; кабинет социально-педагогической службы – 1 ; актовый зал – 1; столовая на 180 посадочных мест – 1; учительская – 1; учебная часть – 2 ; методический кабинет – 1; конференц-зал – 1. Наличие технических средств обучения используемых в учебном процессе. В учебном процессе используются следующие технические средства: 5 телевизоров, 4 DVD – плеера, 3 проектора, 20 компьютеров, 8 из них подключены к сети Интернет, интерактивная доска, терминальная система (14 мониторов, 2 системных блока). 1.2.2. Программа стажировки (тема, количество часов, содержание работы по теме). Содержание программы Тема 1. Деятельностный подход: сущность, методологические основы Понятие деятельность и виды деятельности. Суть деятельностного подхода. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин их взгляды на организацию учебной деятельности. Тема 2. Учебная самостоятельность Учебная деятельность – доминирующий вид деятельности в начальной школе. Самостоятельность: сущность. Понятие учебной самостоятельности. Личностный, метапредметный и предметный результаты учебной деятельности и пути их развития как развития учебной самостоятельности. Контрольно-оценочная самостоятельность как основной механизм формирования учебной самостоятельности. Критерии и параметры оценивания КОС, учебной самостоятельности. Тема 3. Моделирование образовательного процесса в начальной школе Образовательный процесс: урочная форма – моделирование. Моделирование содержания урочных форм организации учебного процесса учителем. Тема 4. Планирование урочных форм Дискуссия: Как должен измениться урок с позиций деятельностного подхода? Типы урока, суть учебного занятия. Практическая работа: Типология форм, разработка форм, защита проектов, самоанализ и анализ, отличия, виды анализа и самоанализа урочных форм. Тема 5. Организация форм совместности в школе Групповая форма работы в школе: сущность, организация, позитивы и недостатки. Урочные формы, анализ с позиции организации групповой работы. Практическая работа: критерии оценивания групповой работы, место групповой работы на уроках разных типов. Тема 6. Принцип диалога в обучении Диалогичность образовательного процесса: теоретико-методологические основы. Диалоговый подход к образованию М.В. Каминской. Проблемный урок или как открывать новые знания учащимся Е.Л. Мельниковой: обсуждение видеоуроков. Практическая работа: Разработка учебного диалога на уроках и во внеурочное время. Тема 7. Разработка программ с позиции достижения результатов обучения Практическая работа: разработка программ, формулирование целей и задач. Выявление результатов на уровнях, их соотнесение с содержанием знаний, умений и навыков. Представление комплекса результатов и показателей, составляющих их. Тема 8. Разработка КИМ-ов по оценке результатов Личностный, метапредметный и предметный результаты учебной деятельности: диагностика и контроль. Виды, типы измерителей. Самостоятельная работа и Проектная работа как содержание реализации результатов учебной деятельности. Содержание деятельности стажерской площадки 1. Творческая педагогическая мастерская. Самообразование как необходимое условие профессионального становления педагога. Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ и Республики Бурятия, регулирующие современное образование в начальной школе. Самообразование учителя: понятие деятельность и виды деятельности. Суть деятельностного подхода. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин их взгляды на организацию учебной деятельности, учебная деятельность – доминирующий вид деятельности в начальной школе. Самостоятельность: сущность. Понятие учебной самостоятельности. Личностный, метапредметный и предметный результаты учебной деятельности и пути их развития как развития учебной самостоятельности. Контрольно-оценочная самостоятельность как основной механизм формирования учебной самостоятельности. Круглый стол «Современные вызовы общества в ФГОС НОО и мои ожидания от содержания стажировочной площадки: выстраивание образовательной программы слушателя» Семинар «Организация учебного процесса по формированию субъекта собственных действий в учебной деятельности». 2. Урок и другие формы в развитии контрольно-оценочной деятельности младших школьников. Образовательный процесс: урочная форма – моделирование. Моделирование содержания урочных форм организации учебного процесса учителем. Типы урока, суть учебного занятия. Групповая форма работы в школе: сущность, организация, позитивы и недостатки. Урочные формы, анализ с позиции организации групповой работы. Практическая работа: критерии оценивания групповой работы, место групповой работы на уроках разных типов. Диалогичность образовательного процесса: теоретико-методологические основы. Диалоговый подход к образованию М.В. Каминской. Проблемный урок или как открывать новые знания учащимся Е.Л. Мельниковой: обсуждение видеоуроков. Практическое занятие «Посещение открытых уроков с последующим анализом». Моделирование учебных занятий по предложенным структурам». Дискуссия: Как должен измениться урок с позиций деятельностного подхода? Практическая работа: Разработка и защита проектов, самоанализ и анализ урочных форм. Разработка учебного диалога на уроках и во внеурочное время. Стажерская проба «Уроки в начальной школе». 3. Разработка программ с позиции достижения результатов обучения. Разработка КИМ-ов по оценке результатов обучения. Разработка программ, формулирование целей и задач. Выявление результатов на уровнях, их соотнесение с содержанием знаний, умений и навыков. Представление комплекса результатов и показателей, составляющих их. Личностный, метапредметный и предметный результаты учебной деятельности: диагностика и контроль. Виды, типы измерителей. Самостоятельная работа и Проектная работа как содержание реализации результатов учебной деятельности. Практическая работа: Разработка и защита рабочей программы на материале одного раздела определенной дисциплине. Стажерская проба «Апробирование КИМ-ов на уроках». 4. Подведение итогов работы стажерской площадки учителей начальных классов. Оценка деятельности стажерской площадки, выявление готовности учителей к работе в формате развивающего обучения. Презентация слушателями собственного видения технологии достижения личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности. 1.2.3. Учебный план стажировки на 36 учебных часов Учебный план стажерской площадки
Для организации продуктивной работы стажеров предполагаются аналитические (направленные на анализ состояния введения деятельностного подхода в практику ОУ и самоанализ собственной деятельности), рефлексивные (направленные на выявление собственных проблем и достижений в ходе стажировки), проектировочные (направленные на освоение новых способов и средств практической деятельности) задания: а) Презентация-анализ ИО по внедрению системно-деятельностного подхода к обучению, способствующего достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности. б) Круглый стол по определению стажерами личностно значимых целей обучения в формате стажировки. в) Организация проектной деятельности стажеров: проектирование уроков и учебных занятий, рабочей программы, КИМ-ов, собственной деятельности. г) Презентация-анализ стажерских проектов. Анкетирование. д) Организация самостоятельной деятельности стажеров, индивидуальное консультирование в удобных для стажеров формах, в том числе и в режиме on-lain для создания итогового проекта. е) Эссе на тему для дискуссии «Как должен измениться урок с позиций деятельностного подхода?» Стажеры, успешно освоившие программу: а) получат представления:
б) научатся:
в) разработают:
1.3.Способы оценки результатов стажировки. Содержание курсов будет передаваться в интерактивном режиме, на деятельностной основе. Отслеживание результатов организации курсовой подготовки предполагается организовать в формах опроса и анкетирования, когда слушатели после каждого занятия будут давать собственную качественную характеристику своим действиям, действиям организаторов курсов. Предполагается входное анкетирование и выходное: анализ и сравнение результатов, как самими слушателями, так и руководителями СП. Будут использованы следующие средства: Опросник «Понимание объяснительного процесса», Методика для определения ориентации педагога на сотрудничество с учащимися (Балашов М.М., Лукьянова М.И.), Методика диагностики уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения, Определение типа центрации (направленности педагогической деятельности). 1.3.1. Внешняя оценка результатов стажеров Показатели: - количество слушателей; - результативность форм организации СП – оценка слушателями (критерии результативности каждой формы разрабатывается совместно со слушателями); - количество разработанных методических рекомендаций учителями школы; - рецензии на методические рекомендации учителей школы; - качество стажерских проб слушателей; - количество положительных рецензий в результатах Интернет-голосований; - качество проектирования разработок слушателями:
Внешняя оценка будет осуществляться руководителями СП, профессиональным сообществом и общественностью через Интернет-голосование. 1.3.2. Самооценивание стажёрами собственных результатов: Анкета для учителя «Осознанность выбора педагогической системы», Опросник о характере общения с учащимися (Балашов М.М., Лукьянова М.И.). Формы обобщения результатов стажерами:
|
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Фгос ноо второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной... | Программа по литературному чтению пояснительная записка Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного... | ||
Программа по литературному чтению пояснительная записка Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного... | Урока: «Экономическое пространство Южной Америки» Дидактическая цель: Создать условия для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов учащимися, усвоения знаний... | ||
Программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного... | О проведении стажировки Кос) школьников с целью обеспечения комплексной оценки образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) в соответствии... | ||
Программа реализуется через учебно-методический комплекс «Spotlight» Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных ) результатов данного предмета | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных ) результатов данного предмета | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова... | Рабочая учебная программа Учебный предмет технология Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направлена на достижение учащимися личностных,... | ||
Тема Сроки обучения В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,... | Применение компьютерных и кейс-технологий при подготовке учителя информатики к реализации фгос Дарт задает критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, характеризует планируемые результаты, возможность... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального государственного образовательного стандарта линия учебников «Изобразительное искусство» для 1–4 классов под руководством... | Рабочая программа предмета Музыка в 3 классе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по музыке... | ||
Географическая карта. Раздел План и карта. №12 Данные методические разработки уроков разработаны с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего... | Современный урок и требования фгос При этом основным условием достижения учеником предметных, метапредметных и личностных результатов выступает вовлечённость ученика... |