Скачать 51.22 Kb.
|
Е.А. Леонова Челябинский государственный педагогический университет Применение компьютерных и кейс-технологий при подготовке учителя информатики к реализации ФГОС Содержание школьного курса информатики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования должно в полной мере соответствовать его требованиям. Стандарт задает критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, характеризует планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована [3]. При этом Стандарт ограничивается только обозначением образовательных результатов, не раскрывая технологию их достижения. В таких условиях проектировочная деятельность учителя информатики предполагает владение информацией о планируемых результатах освоения образовательной программы, умения целенаправленно осуществлять отбор содержания учебного предмета. Учителю требуется решать такие профессиональные задачи, как: анализ содержания учебного предмета с точки зрения реализации требований Стандарта; выявление потенциала конкретной темы в обеспечении формирования универсальных учебных действий; соотнесение содержания авторской учебной программы с примерной учебной программой; разработка результативно-целевой основы урока; конструирование компонента образовательного учреждения и др. Подготовка учителя информатики к реализации ФГОС должна включать рассмотрение различных ситуаций в профессиональной деятельности, обучение подходам к решению профессиональных проблем. Развить умения решать проблемы с учетом конкретных условий помогают кейс-технологии. Сущность кейс-технологий состоит в том, что учебный материал подается в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов [2]. Активная проработка разнообразных кейсов позволяет учителю получить конкретное, практическое знание. Приведем примеры кейсов, которые характерны для профессиональной деятельности учителя информатики. Кейс «Изучение требований Стандарта». Школа осуществляет опережающее внедрение ФГОС основного общего образования. Перед учителем информатики поставлена задача проанализировать содержание учебного предмета с точки зрения реализации требований Стандарта Кейс «Методическая консультация по содержанию учебного предмета». При разработке урока по теме «Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества» необходимо ответить на вопрос «Формированию каких базовых универсальных учебных действий необходимо уделить внимание?» Пример другого вопроса: «Как содержание авторской учебной программы соотносится с примерной учебной программой?» Кейс «Разработка результативно-целевой основы урока». Учитель информатики разрабатывает содержание урока по теме «Текстовый редактор». Чтобы урок в полной мере отвечал требованиям ФГОС, учителю необходимо определить: планируемые результаты освоения учебной программы, достижение которых обеспечивает содержание урока; характеристику деятельности учащегося совокупности умений, составляющих планируемые результаты; планируемые результаты формирования универсальных учебных действий; опорные предметные темы; предметные темы, изучение которых основывается на полученных по данной теме знаниях и умениях; межпредметные связи и связи с междисциплинарными программами. Кейс «Методическая работа по теме «Возможности учебного предмета по формированию УУД». Тема методической работы учителя информатики направлена на разработку методических рекомендаций по формированию УУД, используя потенциал школьного курса информатики. Цель работы: представить рекомендации по отдельным темам курса, а также предложить использование педагогических технологий на уроках. Выполнение кейс –заданий требует тщательного анализа методической литературы и, конечно, достаточно продолжительно по времени. Повысить эффективность их выполнения позволяет электронная модель содержания образования (ЭМСО) программное средство, разработанное компанией ООО «Матроссофт». В электронной модели содержания образования [1] представлены требования Стандарта, а также материалы сопровождающих документов. В соответствии с примерной программой отражается содержание курса информатики. Предметные темы (дидактические единицы) курса связаны между собой, с планируемыми результатами освоения учебной программы, с элементами научного знания из фундаментального ядра. Планируемые результаты освоения учебной программы имеют связи с целями формирования универсальных учебных действий, а также с результатами освоения образовательной программы. Модель предусматривает включение различных авторских учебных программ. При этом установление связей элементов содержания авторских учебных программ с дидактическими единицами примерной программы позволяет выявить особенности авторской программы, определить степень ее соответствия требованиям Стандарта. Предусмотрена также автоматизация тематического планирования: разработка темы осуществляется путем отбора дидактических единиц, а все необходимые сведения по теме генерируются автоматически. Проектирование вариативной части содержания образования на основе электронной модели обусловливает ее представление в парадигме Стандарта, обеспечивая при этом наглядные средства анализа школьного компонента. Рассмотрим некоторые способы выполнения кейс-заданий с помощью ЭМСО. Первый из кейсов, описанный выше, предполагает построение методической цепочки от Стандарта к учебной программе. Для примера рассмотрим планируемый результат освоения образовательной программы «Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах». Достижение этого результата обеспечивают планируемые результаты освоения учебной программы, которые мы видим на соответствующей панели ЭМСО (на рисунке 1 слева), например, такой: «2.1.1. Использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике». На панели «Планируемые результаты освоения учебной программы» (на рисунке 1 справа) открыв результат 2.1.1, получаем перечень соответствующих предметных тем. Рис. 1. Представление планируемых результатов обучения в ЭМСО Методика выполнения кейса «Разработка результативно-целевой основы урока» с помощью электронной модели содержания образования включает следующие действия: на панели «Учебные предметы» в разделе курса информатики выделить тему (дидактическую единицу) урока; выбрать опцию «Дидактическая единица» из меню «Отчеты»; проанализировать отчет на предмет выявления всех необходимых сведений по теме урока. Использование электронной модели содержания образования как инструмента выполнения кейс-заданий обеспечивает, во-первых, быстрый доступ к методическим материалам; во-вторых, системный подход к в решению профессиональных задач; и в конечном счете, способствует достижению необходимого качества подготовки учителя к реализации федерального государственного стандарта общего образования. Список литературы
|
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К Экзаменам ДОКЛАД “ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ФИЗИКЕ” Подготовил учитель физики Кюкяйской СОШ | Тематическое планирование основного курса информатики и информационных... ... | ||
Применение компьютерных технологий на уроках биологии Слюсарь Т. Д В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных... | ||
Результаты внедрения информационных технологий в область изобразительного искусства Цифровое искусство – применение компьютерных технологий в художественной практике 14 | Баканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных... Баканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных технологий в процессе обучения литературе. // Проблемы информатики... | ||
Окружная педагогическая конференция Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени.... | Реализация требований фгос ООО при обучении учащихся 7 «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации фгос)» | ||
Объем Подготовка учителя основной школы к переходу на фгос. Модуль. Содержание и механизмы реализации фгос ООО при обучении физической... | Центр информационных технологий Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная... | ||
Родные языки и литературы в условиях реализации фгос: проблемы, перспективы... Сегодня и родители и учителя чаще всего задают себе вопрос, что изменится в условиях реализации фгос. Этот вопрос задаем себе и мы,... | Курс истории информатики в магистратуре по направлению «Информационные технологии» Доклад посвящен анализу необходимости изучения истории развития информатики и информационных технологий при подготовке ит-специалистов... | ||
Турова Татьяна Владимировна учитель истории, первая квалификационная категория «Влияние технологий обучения на формирование познавательных ууд у учащихся» (применение кейс-технологии на уроках истории) | Применение технологий olap и Data Mining для поддержки принятия стратегических решений в вузе Дагестанский государственный университет, факультет информатики и информационных технологий, Махачкала, Россия | ||
Опыт применения технологии кейс-стади при подготовке будущих учителей... | Программа профессионального модуля пм. 07 «Применение информационных... ПМ. 07 "Применение информационных технологий в профессиональной деятельности" разработана на основе Федерального государственного... |