ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Е.В. Федченко, ст. преподаватель кафедры информатики
Магнитогорский государственный университет, Россия Профессиональная деятельность любого учителя предметника может вызывать различные затруднения, в том числе и в процессе применения компьютерных тестов на уроках. Такие затруднения он, как правило, формулирует в виде «проблем» или «проблемных ситуаций», которые и стремится разрешить для продолжения своей деятельности. Если учитель попадает в относительно знакомые (аналогичные) ситуации, он более или менее успешно их решает, слегка «корректируя» свой опыт и трансформируя свои представления о «нормальном» поведении в сложившейся ситуации. Однако бывает, что учитель «останавливается» перед тотальным несоответствием привычных норм деятельности и «необычной ситуацией». И если его профессиональные знания были просто заучены, то они в данных ситуациях являются пригодными только лишь для воспроизведения, но не для применения - анализа или построения различных частных случаев, поиска применения в практической деятельности. Для разрешения данной проблемы мы предлагаем использовать кейс-технологии.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии.
В данной статье мы рассматриваем использование метода «Кейс-стади» (case-study, КС) в процессе подготовки будущих учителей к осуществлению КТ в учебном процессе.
Метод КС начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации [1]. Постепенно этот метод завоевывал позиции, и стал использоваться как одни из самых эффективных способов обучения менеджеров навыкам решения типичных проблем. Впоследствии, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга. В среднем изучению типовых ситуаций в западных школах посвящается 35-40% учебного времени.
На наш взгляд, применение метода КС также эффективно при изучении педагогических дисциплин, так как он позволяет рассматривать и быть готовыми к решению тех проблем, которые могут возникнуть у будущих учителей в ходе их дальнейшей профессиональной деятельности.
Суть метода КС в том, что студенту предлагается для изучения описание решения, т.е. рефлексивного контура, включающего следующую информацию: «почему принято именно это решение», «как это решение реализовано на практике», «какие были результаты». КС - метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных практических примеров. Увязывая теорию с практикой, КС эффективно развивает способность обоснованно принимать решения в условиях ограниченного времени [1].
Следует отметить, что кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. К примеру, задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. В свою очередь обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
В настоящее время метод КС относят к одному из «продвинутых» активных методов или к новым технологиям обучения.
К технологическим особенностям метода КС мы относим следующие:
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Метод КС выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
Метод КС в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
Метод КС интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств студентов.
Метод КС выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идёт процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе КС идёт формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
Метод КС концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нём предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчёркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
В нашем исследовании метод КС рассматривается как технология неслучайно. Действительно, на сегодняшний день КС стали более чем просто одним из методов активного и ситуативного обучений. Для доказательства этого в своих рассуждениях будем исходить из того, что технология должна давать ответы на 3 вопроса: «Что надо получить?», «Как сделать?» и «Какими средствами?». В рамках технологического аспекта метода КС рассмотрим две технологии: технологию создания кейсов и технологию использования кейсов при обучении.
Технология создания кейсов включает две модели: модель М. Мюнтера [4] и модель, предложенная М. Линдерсом и Дж. Эрскиным. В нашем исследовании мы считаем оптимальным использование первой модели, так как она более приближена к созданию кейсов для педагогических дисциплин. Модель же М. Линдерсома и Дж. Эрскина будет более продуктивна для экономических дисциплин [2, 3].
Технология определения профессиональной и ролевой направленности КС в нашем исследовании включает ряд этапов: создание банка профессиональных ситуаций; определение системы ролей и видов деятельности; описание знаний, умений, навыков для выполнения деятельности; определение личностных качеств, необходимых для эффективного использования будущими учителями КТ в учебном процессе.
Перейдем к рассмотрению технологии использования метода КС в обучении. Жизненный цикл кейса в студенческой аудитории включает следующие традиционные этапы: зарождение, становление, зрелость, старение. Жизнь кейса коротка, в среднем кейс-материал можно активно использовать 2-3 года. В процесс использования кейса в обучении вовлечены следующие участники: студент (будущий учитель), преподаватель, разработчики кейса. Студент в процессе работы с кейсом является активным познающим субъектом, работающим в команде. Преподаватель организует и моделирует дискуссию, помогает студентам ответить на вопросы: «Какие задачи решаются в рассматриваемом кейсе?», «Каким образом решаются поставленные задачи?», «Какой информацией нужно при этом пользоваться?», «Как найти необходимую информацию и в каком виде ее лучше представить?», «Как провести анализ собранных данных?».
Обучаясь по методу ситуативного обучения, студенты объединяются в рабочие группы от 3 до 7 человек. В ходе рабочих обсуждений студенты используют знания из различных научных областей. Так, например, для решения возможных проблемных ситуаций в процессе осуществления КТ им необходимы знания в области педагогики, психологии, тестологии, математической статистики, новых информационных технологий. Пробуя свои индивидуальные возможности и возможности работы в коллективе, студенты формулируют гипотезы, разрабатывают решения и выбирают с их точки зрения наилучшее.
Таким образом, технология КС придерживается общих целей обучения: усвоение содержания и отработка навыков на требуемом уровне, личностное развитие студента, развитие аналитических навыков и умения работать в команде, способность выслушать и понять альтернативную точку зрения, умение вырабатывать обобщающее решение с учетом альтернатив, планировать свои действия и предвидеть их последствия.
В результате практического использования технологии КС можно сделать вывод о том, что оптимальным предполагается такой способ проектирования и организации образовательного процесса, при котором:
образовательные цели кейса детально обозначены;
способы достижения заданных результатов поэтапно описаны;
основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых;
преподаватель выступает в роли педагога — менеджера, а не транслятора учебной информации;
информация используется как средство организации деятельности, а не цель обучения;
студент выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей;
обратная связь используется системно с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
достигаемые результаты обучения гарантированны;
процесс воспроизводим вне зависимости от мастерства педагога;
затрачиваемые ресурсы и усилия оптимальны.
Исходя из вышесказанного, отметим следующее: технология КС позволяет применять теоретические знания к решению практических задач, является наиболее успешной и распространенной для обучения практическим навыкам с минимальным участием преподавателя.
Данная технология ориентирована на самостоятельную или групповую работу студентов над изучением информации и документов, характеризующих состояние и развитие определенной практической ситуации. При этом каждый студент имеет возможность и должен продемонстрировать свои способности не только к анализу информации, но и к непосредственному влиянию и воздействию на изучаемый процесс. Студент «погружается» в ситуацию, становится ее участником и, часто в соревновательной форме, творчески ищет и применяет практические действия для достижения заданных целей обучения, тем самым, включаясь в самостоятельную деятельность.
Нами был разработан пакет кейсов для изучения проблем, с которыми могут столкнуться будущие учителя в процессе осуществления КТ. Кейсы рассматривали следующие темы в области использования КТ в учебном процессе: проектирование тестов, требования к формулировкам тестов; анализ результатов тестирования; выбор оптимальной системы компьютерного тестирования (СКТ), анализ существующих СКТ; требования к проведению процесса компьютерного тестирования и т.д.
На практических занятиях мы предлагали студентам разделиться на группы посредством метода модерации и каждой группе выдавали свой кейс, который должна была разыграть группа и в результате решить его.
Процесс решения проблемной ситуации в кейсе сводился к пошаговому выделению нескольких вариантов, их анализу и выбору в итоге одного - наиболее эффективного варианта решения. Переход между уровнями происходил в следующих случаях: рассмотрены все возможные варианты; истекло время, отведенное на анализ вариантов; поступают новые данные о развитии событий.
Также необходимо было продумать технику принятия решения, если имелось несколько вариантов. В результате использовались методы прямого простого голосования, методы взвешенного голосования (каждому члену подгруппы присваивается вес - баллы для голосования), методы парных сравнений и т.д. В некоторых случаях модератор мог взять на себя ответственность за принимаемые решения.
В заключении отметим следующее: использование технологии КС в процессе подготовки будущих учителей к осуществлению КТ способствует формированию у них опыта проведения КТ, знакомит студентов с проблемными ситуациями, которые могут возникнуть в их профессиональной деятельности при использовании данной формы педагогической диагностики, а также заранее готовит к ним (проблемным ситуациям), дает практические советы по разрешению конфликтов.
Литература:
Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. – М. : Издательский цент «Академия», 2006. – 400с.
Erskine James A., Leenders Michiel R. Technigs with cases // School of Business Administration, The University of Western Ontario London. - Canada, 1981. - 305 с
Leenders Michiel R.., Erskine James A. Disc Research: The Case Writing Process. Ontario: School of Business Administration the University of Western Ontario, 1989.
Munter M. Cross-Cultural Communication for Managers- // Business Horizons, 1993, (May-June), P.69-78.
|