Скачать 56.1 Kb.
|
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме «"Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В.М. на основе плана - конспекта Фроловой О.Н.;материал сайта festival.1september.ru ) "Буква -ь- после шипящих на конце наречий", 7-й класс Фролова Ольга Николаевна, учитель русского языка Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи». Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий». Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами. Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения. Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с разноуровневыми заданиями, плакат «Кто напрасно бежит за слоном?», выставка словарей, таблицы, карточки – части речи. Ход урока. 1. Объяснение нового материала. - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ. - Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия) - Докажите, что это наречия. ( Неизменяемая часть речи,…) - Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? ( Над шипящими) - Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока. (МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ) - Запишите тему урока в тетради. - Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения) - Вместе читаем правило на доске. Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ - Чтение правила в учебнике на стр. 117. 2. Работа с таблицей. - А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами. ( стр. 116 – 117, учебник)
3. Выборочный диктант ( проверка д/з). - Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. ( сущ., гл., кр. прил.) ( Д/Р оформлена на альбомных листах – это творческое задание) Например: 1) Нева всю ночь Рвалася к морю против бури – Не одолев их бурной дури… И спорить стало ей невмочь. (А.Пушкин) ( Читают 5 учеников) (Примеры с наречиями читает учитель) 6) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. ( С.Есенин) 7) Родная природа И врач и художник: Когда человеку бывает невмочь, Растет для него Вдоль дорог подорожник, Чтоб быть под рукой И от боли помочь. ( А. Гребёнкин) 8) Его зарыли в шар земной. А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой Без званий и наград (С. Орлов) 9) Смолистые поленья сложены, Как будто полнолуний ряд. Мне слышно: кто-то дышит в логове, Шарахается птица прочь. (Е. Шевелева) 4. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно) - Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками). - Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания. 5. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками). - А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом ( дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям). - Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (рисунок №1). Давайте познакомимся с текстом (читают текст). - Докажите, что это текст. - Определите стиль текста (художественный). Докажите своё мнение. Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто». ( с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание) - Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать). - Дальше учащиеся самостоятельно работают по карточкам («колокольчик» - «3», «полуоткрытая книга» - «4», «раскрытая книга» - «5»)
6. Подведение итогов урока. - Сегодня мы с вами повторили тему «Мягкий знак после шипящих». Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом. - В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол) - В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное) - В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие) - В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное) - К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие) 7. Домашнее задание. - Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях. 8. Выставление отметок за урок. Рисунок №1 Константин Федорович Юон «Конец зимы. Полдень» |
Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект занятия. Тема: Дифференциация звуков с з, Сь Зь План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к» План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Основными задачами данного курса являются План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект занятия по дифференциации звуков [Д] – [Т] в слогах, словах,... План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Изучение математических понятий в высшей школе в условиях уровневой... План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | Конспект урока русского языка в 7 классе тема : БуквыОиЕ после шипящих на конце наречий Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет | ||
План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание... Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи | Урок русского языка в 3 классе Цель урока: Формировать умение строить и применять алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих | ||
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия Познакомить учащихся с написанием буквы ь после шипящих на конце слов, называющих предметы | Тема "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" Место в программе: один из уроков по теме «Наречие» по программе М. М. Разумовской | ||
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С.... Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | Мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих |