Тема.
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация Д-Т.
Цель.
Совершенствовать умение дифференцировать Д-Т.
Задачи коррекционно-развивающие и образовательные:
Совершенствовать умение дифференцировать согласные фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, с опорой на зрительный и слуховой анализаторы;
Наблюдать в сравнении графическое изображение парных согласных Д-Т с опорой на тактильные ощущения;
Развивать слуховое внимание и память;
Развивать звукослоговой анализ и синтез;
Учить детей адекватному использованию самостоятельной речи
Воспитательная задача – воспитывать в детях доброжелательное и вежливое отношение друг к другу и старшим по возрасту, пожилым людям.
Урок логопедии был проведен во время семинара для директоров и заместителей директоров специальных (коррекционных) школ РМЭ 17 декабря 2008 года.
Методы и приёмы:
Словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся.
Метод свободного выбора (выбор способа действия), использую активные методы – ученик в роли учителя, групповую работу (работа в группах, в парах). Присутствуют на уроке методы, направленные на самопознание и самооценку, взаимооценку.
Оборудование и материалы:
Ученические тетради и ручки, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики.
Сюрпризный момент – Бабушка-кукла
Иллюстрации для словарно-орфографической работы
Таблицы каллиграфического написания букв Д-Т (письменный вариант)
Сигнальные карточки: раздаточный материал к уроку
Слоговая таблица
Зашифрованные слова на карточках (зашифрована тема урока)
Словарные слова: трактор, дрель, молоток и иллюстрации для словарно-орфографической работы на уроке.
Предложение-таблица на доске: «Делай добро друг для друга!»
Этап урока
| Деятельность логопеда
| Деятельность учащихся
| Оргмомент.
| Проверка готовности детей к занятию. Обратить внимание класса на сюрпризный момент.
- Кто к нам приехал? Бабушка из деревни приехала на вас посмотреть, как внучата учатся в школе. Она привезла подарки для вас и сказку.
| Дети отвечают на вопрос логопеда и готовятся к прослушиванию сказки.
| Повторение пройденного
материала.
| Логопед рассказывает сказку о звуках.
Глухие и звонкие согласные произносятся слитно и на одном дыхании. Доказывают, почему одни согласные – звонкие, а другие – глухие.
-Ощущаем ли мы вибрацию? Дрожит ли горлышко?
- Кто поможет глухим согласным?
Действительно мы призываем на помощь гласные, когда сомневаемся, какую согласную писать - звонкую или глухую. Гласные всегда помогают согласным и никогда не ссорятся, не отказывают никому в помощи. Их девиз: «ДЕЛАЙ ДОБРО ДРУГ ДЛЯ ДРУГА!»
Обобщение учителя: Какие звуки вспомнили?
| Дети по ходу прослушивания сопряжено с логопедом делают артикуляционную гимнастику. Отвечают на вопросы, делают пальчиковую гимнастику.
Гласные звуки Дети читают девиз гласных хором, индивидуально и с ускорением, как скороговорку.
| Актуализация опорных знаний и представлений. Основная часть
| Чтение слоговой таблицы на фланелеграфе.
Гимнастика для глаз по цветным точкам и стрелочкам.
Обобщение: Что мы сейчас делали?
Понравилась ли вам сказка?
Какой девиз был у гласных звуков?
Что мы сейчас будем делать?
Открыли тетради, записали число и день недели. А вот тему урока вам придется отгадать. Работа с «волшебными прямоугольниками» - Какая буква в правом (левом) нижнем (верхнем) углу.
Отгадайте, какое слово зашифровано
Запись темы урока на доске учителем
Звуки и буквы Д-Т
Составление слова из готовых слогов.
Наша гостья-бабушка шепнула мне слово. В нем три слога, но слоги перепутались: БРО-ТА-ДО.
Какое это слово. Отгадайте, соберите. ДОБРОТА
Знакомство со звуком и буквой.
- Какой первый звук в слове?
- Что вы знаете об этом звуке? - Какой буквой на письме обозначается этот звук?
- Обведем контур и запомним, как она пишется.
А заглавную букву Д напишем указательным пальчиком на обложке вашей тетради. У звука Д есть парный согласный. - Дадим его характеристику.
- Где находится кончик языка? - Обведем контур буквы, а заглавную букву напишем пальчиком на разрезной азбуке. Вывод по этапу урока. 3.Звуковой анализ слова ДОБРОТА. Работа со звуковыми домиками. Проговаривание каждого звука в слове по опорным кружочкам.
- Поставили пальчик на первый звук.
- Сколько всего звуков в слове?
- А сколько букв?
- На каком месте стоит звук Д?
- На каком месте стоит звук Т?
- Какие гласные «живут» в этом слове?
- Какие согласные ?
Вывод по этапу урока.
4. Игра «От Бабушки». Превращение слов – «Волшебная цепочка» - Открыли разрезные азбуки (по счету). Составляем слово ДОБРО.
- Сколько слогов в этом слове?
На какой слог падает ударение?
Что нужно сделать, чтобы из слова ДОБРО получилось слово ДОБРОТА - Сколько слогов в слове?
-На какой слог падает ударение? - Что мы должны сделать, чтобы получить слово ДОБРЯК - Сколько слогов в слове?
- На какой слог падает ударение?
5. Запись цепочки слов в тетради
Образец выполнения показывает логопед. Обобщение: Что общего у этих слов
(последний слог ударный и все слова с «добрым»значением) Доброта – волшебное слово, когда мы слышим его, то становимся послушными и ласковыми. - Какие добрые слова мы знаем еще? Запишем эти слова в тетради
Работа в тетради (логопед диктует слова и словосочетания)
Обобщение: все задания Бабушки мы выполнили, а теперь сделаем подарок для Бабушки. Порадуем её.
| Слоговая таблица читается хором и индивидуально каждым ребенком группы. Отвечают на вопросы логопеда.
Вспоминают девиз гласных, помогать, делать добро согласных, чтобы наши ушки слышали их четко.
Будем записывать число и день недели. Запись в тетради.
Тетради открываются по счету.
Дети отвечают на вопросы, и глаз ориентируется по пространству прямоугольника (ориентация право - лево, вверх-вниз)
Запись темы в тетрадях
Индивидуальная работа ученика
со слогами у доски. Класс следит внимательно за выполнением задания.
Ответы на вопросы. Дети отвечают по опорной схеме.
- Согласный, звонкий, парный, может быть и твердым и мягким. Дети обводят пальчиком контур этой буквы из бархатной бумаги.
Пишут. Называют звук Т и дают его полную характеристику по схеме.
Работа с зеркалом. Дети отвечают, что кончик языка упирается в зубки, альвеолы.
Составляют звуковую схему слова. Индивидуальная работа. Хоровое проговаривание.
на первом
на шестом О О А
Д Б Р Т Самостоятельная работа. Помощь учителя индивидуальна по мере необходимости. Взаимопомощь и взаимопроверка.
Отвечают на вопросы логопеда
Словарно-орфографическая работа со словом ДОБРЯК, выяснение лексического значения слова. Работа в тетрадях. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Ученики называют слова, выделяя дежурные звуки Д-Т
(доброе утро, здравствуйте, спасибо, добрый вечер). Записывают в тетрадь словосочетания и слова.
|
Физкульминутка
| Зарядка для Бабушки. Купим мы, Бабушка, тебе курочку.
Курочка по зернышку куда-тах-тах
Купим мы, Бабушка, тебе уточку.
Уточка та-та-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, Бабушка, тебе индюшонка
Индюшонок шалды-балды,
Уточка та-та-та-та.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах. Обобщение логопеда: Кого мы покупали для бабушки на рынке?
Одним словом это ….?
| Дети проговаривают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движение кистями рук, туловищем, плечами.
Ответы детей.
| Первичное закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
Гимнастика
| Слушаем «добрые слова» и поднимаем карточки с буквами. Слова: добро, отлично, здравствуй,
здоровье, до свиданья, пожалуйста. - А что объединяет все эти слова?
Запись слов в тетрадь по группам в два столбика: Д – Т Голову откинуть назад – 2 раза
Вставить в предложение пропущенные буквы Д или Т:
Делай только добрые поступки друг для друга.
| Самостоятельная работа детей по дифференциации звуков и букв. Работа с раздаточным материалом. Ответ на вопрос Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь логопеда нуждающимся.
Само- и взаимопроверка. Работа в парах. Дети, работая в парах, помогают друг другу.
| Упражнение на
релаксацию
| Наши нежные цветочки
закрывают лепесточки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
| Выполняют движение вместе с логопедом, кладут головы на парты.
| Итог урока.
| - Что делали?
- С какими буквами познакомились?
- Понравилось ли вам? Что?
Бабушка благодарит вас за помощь и прощается с вами до зимних каникул. Вручает логопед подарки детям за хорошую работу.
| Отвечают на вопросы.
| Открытый урок по логопедии проведен во время аттестации школы 27. 02. 2009 года.
Тема: дифференциация букв и звуков Д - Б. Устранение оптической и кинетической дисграфии.
Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать смешиваемые буквы по оптическому и кинестетическому сходству.
Задачи коррекционно-развивающие и образовательные:
Развивать слуховое внимание и память
Совершенствовать умение дифференцировать согласные буквы, имеющие кинестетическое сходство, с опорой на зрительный, слуховой, речедвигательный и тактильный анализаторы.
Наблюдать в сравнении графическое изображение согласных Д // Б с опорой на тактильные ощущения.
Развивать слоговой анализ и синтез.
Учить детей адекватному использованию самостоятельной речи.
Воспитательная задача – воспитывать в детях доброжелательное и вежливое отношение друг другу, формировать учебные навыки.
Методы и приёмы: Сравнения, наблюдения, обобщения. Самостоятельная работа учащихся с дидактическим материалом аналитического характера, выделение существенных и несущественных признаков в исследуемом материале, постановка проблемных задач.
Оборудование:
Ученические тетради и ручки
Таблица каллиграфического написания букв
Трафареты букв из бархатной бумаги. Сигнальные карточки
Раздаточный материал, картинки, карточки.
Звуковые домики. Кассы букв и слогов
Этап урока
| Деятельность логопеда
| Деятельность учащихся
| Оргмомент.
| Проверка готовности.
| Доклад дежурного.
| Повторение пройденного
материала.
| На доске картинный план.
- Посмотрите на план и скажите, что мы будем делать? - Любите ли вы загадки?
- Отгадайте загадку. Учитель читает загадку о дороге и бороде
Работа со словами-отгадками
- Какой звук в слове первый?
- Дадим ему характеристику по схеме.
Работа с зеркалами. Уточнение артикуляции.
Посмотрите, как ведет себя язычок, губы и зубы.
- Как поступает воздух? Споем на выдохе песенки звуков.
Вывод. Что мы делали? Это согласные, звонкие, отрывистые, с голосом. Но отличаются они – песенка звука Д образуется язычком, а Б – губами. Каким буквам соответствуют эти звуки?
Обведем пальчиком контур каждой буквы и запомним, как она пишется. Выложим прописные буквы на волшебных досках из крупы. Вывод: Что мы сейчас делали?
Какие буквы похожи – строчные (прописные) или заглавные.
| Ответы детей.
Дети отгадывают.
Ребенок выделяет звук
Согласный, звонкий, парный
Дети смотрят и описывают движения органов артикуляции Проверка ладошкой (тактильные ощущения) С контролем руки под струю воздуха дети поют песенки звуков. Обобщение детей и учителя. Подчеркивается сходство и отличие.
Работа с азбукой. Дети находят буквы и определяют их место среди других букв в алфавите.
дети самостоятельно работают с трафаретами. Обводят контур прописных букв. Самостоятельная работа
Выводы детей.
| Объяснение
нового материала
Физкультпауза
| Работа в тетрадях. Запись
числа и темы урока.
Логопед: Задача научиться различать буквы, соотносить каждую букву со звуком.
Гимнастика для глаз.
Графический диктант
Учитель читает слова: дуб, бобр, долька, дупло, борода.
Задание: в диалоге и самом упражнении услышать в словах звуки Д и Б -Мама, мама!
-Что, что, что?
- Гости едут!
- Ну и что?!
Приехали. Поздоровались.
Чмок-чмок-чмок.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для белки,
Эта долька для ежа,
эта долька для бобра,
Эта долька для воронят,
Эта долька для ребят.
Эта долька для меня.
Ну а волку?
Ко-жу-ра!!
Обобщение: Назовите слова, в которых вы услышали заданные звуки
Проверка выполненного задания 2.Работа над каллиграфией
Сейчас мы «побежим» по дорожке из строчных букв:
- Прочитайте буквы, которые чередуются. Что у букв общего? - Чем отличаются? - Выберите из четырех элементов таблицы только те, которые понадобятся для написания букв
д-б (строчных) .
Наша дорожка привела нас
к домикам.
| Дети пишут в тетради.
Работа над каллиграфией.
Выполняют упражнения Дети символами – стрелочками
обозначают, какую букву написали бы в этом слове.
Выполняют задания.
Выразительное чтение диалога
Пальчиковая гимнастика сопряжено с речью
Загибаем пальчики
Называют. Записывают слова в тетради.
Читают. Отвечают на вопрос.
Работа с таблицей на доске Игра «Четвертый лишний»
Дети читают слова, выделяют нужный звук, называют букву.
Распределяют слова-картинки по домикам.
Запись в тетрадях.
| Обобщающее
повторение
Физкультпауза
| Выполнение упражнений на дифференциацию букв.
Гимнастика для глаз.
Релаксационные упражнения Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы. Буквы подчеркнуть.
| Работа в тетради
Дети выполняют
Пишут, подчеркивают.
| Итог урока
|
|
| |