Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель





Скачать 127.15 Kb.
НазваниеТема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель
Дата публикации08.10.2013
Размер127.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Тема.

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация Д-Т.

Цель.

Совершенствовать умение дифференцировать Д-Т.

Задачи коррекционно-развивающие и образовательные:

  • Совершенствовать умение дифференцировать согласные фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, с опорой на зрительный и слуховой анализаторы;

  • Наблюдать в сравнении графическое изображение парных согласных Д-Т с опорой на тактильные ощущения;

  • Развивать слуховое внимание и память;

  • Развивать звукослоговой анализ и синтез;

  • Учить детей адекватному использованию самостоятельной речи

Воспитательная задача – воспитывать в детях доброжелательное и вежливое отношение друг к другу и старшим по возрасту, пожилым людям.

Урок логопедии был проведен во время семинара для директоров и заместителей директоров специальных (коррекционных) школ РМЭ 17 декабря 2008 года.

Методы и приёмы:

Словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся.

Метод свободного выбора (выбор способа действия), использую активные методы – ученик в роли учителя, групповую работу (работа в группах, в парах). Присутствуют на уроке методы, направленные на самопознание и самооценку, взаимооценку.

Оборудование и материалы:

  1. Ученические тетради и ручки, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики.

  2. Сюрпризный момент – Бабушка-кукла

  3. Иллюстрации для словарно-орфографической работы

  4. Таблицы каллиграфического написания букв Д-Т (письменный вариант)

  5. Сигнальные карточки: раздаточный материал к уроку

  6. Слоговая таблица

  7. Зашифрованные слова на карточках (зашифрована тема урока)

  8. Словарные слова: трактор, дрель, молоток и иллюстрации для словарно-орфографической работы на уроке.

  9. Предложение-таблица на доске: «Делай добро друг для друга!»



Этап урока

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Оргмомент.

Проверка готовности детей к занятию. Обратить внимание класса на сюрпризный момент.

- Кто к нам приехал? Бабушка из деревни приехала на вас посмотреть, как внучата учатся в школе. Она привезла подарки для вас и сказку.


Дети отвечают на вопрос логопеда и готовятся к прослушиванию сказки.

Повторение пройденного

материала.

Логопед рассказывает сказку о звуках.

Глухие и звонкие согласные произносятся слитно и на одном дыхании. Доказывают, почему одни согласные – звонкие, а другие – глухие.

-Ощущаем ли мы вибрацию? Дрожит ли горлышко?

- Кто поможет глухим согласным?

Действительно мы призываем на помощь гласные, когда сомневаемся, какую согласную писать - звонкую или глухую. Гласные всегда помогают согласным и никогда не ссорятся, не отказывают никому в помощи. Их девиз: «ДЕЛАЙ ДОБРО ДРУГ ДЛЯ ДРУГА!»

Обобщение учителя: Какие звуки вспомнили?


Дети по ходу прослушивания сопряжено с логопедом делают артикуляционную гимнастику.
Отвечают на вопросы, делают пальчиковую гимнастику.


Гласные звуки
Дети читают девиз гласных хором, индивидуально и с ускорением, как скороговорку.

Актуализация опорных знаний и представлений.
Основная часть

Чтение слоговой таблицы на фланелеграфе.

Гимнастика для глаз по цветным точкам и стрелочкам.

Обобщение: Что мы сейчас делали?

Понравилась ли вам сказка?

Какой девиз был у гласных звуков?

Что мы сейчас будем делать?

Открыли тетради, записали число и день недели. А вот тему урока вам придется отгадать.
Работа с «волшебными прямоугольниками» - Какая буква в правом (левом) нижнем (верхнем) углу.

Отгадайте, какое слово зашифровано

Запись темы урока на доске учителем

Звуки и буквы Д-Т


  1. Составление слова из готовых слогов.

Наша гостья-бабушка шепнула мне слово. В нем три слога, но слоги перепутались: БРО-ТА-ДО.

Какое это слово. Отгадайте, соберите. ДОБРОТА

  1. Знакомство со звуком и буквой.

- Какой первый звук в слове?

- Что вы знаете об этом звуке?
- Какой буквой на письме обозначается этот звук?

- Обведем контур и запомним, как она пишется.

А заглавную букву Д напишем указательным пальчиком на обложке вашей тетради.
У звука Д есть парный согласный.
- Дадим его характеристику.

- Где находится кончик языка?
- Обведем контур буквы, а заглавную букву напишем пальчиком на разрезной азбуке.
Вывод по этапу урока.
3.Звуковой анализ слова ДОБРОТА. Работа со звуковыми домиками.
Проговаривание каждого звука в слове по опорным кружочкам.

- Поставили пальчик на первый звук.

- Сколько всего звуков в слове?

- А сколько букв?

- На каком месте стоит звук Д?

- На каком месте стоит звук Т?

- Какие гласные «живут» в этом слове?

- Какие согласные ?

Вывод по этапу урока.

4. Игра «От Бабушки». Превращение слов – «Волшебная цепочка»
- Открыли разрезные азбуки (по счету). Составляем слово ДОБРО.

- Сколько слогов в этом слове?

На какой слог падает ударение?

Что нужно сделать, чтобы из слова ДОБРО получилось слово ДОБРОТА
- Сколько слогов в слове?

-На какой слог падает ударение?
- Что мы должны сделать, чтобы получить слово ДОБРЯК
- Сколько слогов в слове?

- На какой слог падает ударение?


5. Запись цепочки слов в тетради

Образец выполнения показывает логопед.
Обобщение: Что общего у этих слов

(последний слог ударный и все слова с «добрым»значением) Доброта – волшебное слово, когда мы слышим его, то становимся послушными и ласковыми.
- Какие добрые слова мы знаем еще?
Запишем эти слова в тетради

Работа в тетради (логопед диктует слова и словосочетания)

Обобщение: все задания Бабушки мы выполнили, а теперь сделаем подарок для Бабушки. Порадуем её.


Слоговая таблица читается хором и индивидуально каждым ребенком группы.
Отвечают на вопросы логопеда.

Вспоминают девиз гласных, помогать, делать добро согласных, чтобы наши ушки слышали их четко.

Будем записывать число и день недели. Запись в тетради.

Тетради открываются по счету.


Дети отвечают на вопросы, и глаз ориентируется по пространству прямоугольника (ориентация право - лево, вверх-вниз)

Запись темы в тетрадях

Индивидуальная работа ученика

со слогами у доски.
Класс следит внимательно за выполнением задания.


Ответы на вопросы. Дети отвечают по опорной схеме.

- Согласный, звонкий, парный, может быть и твердым и мягким.
Дети обводят пальчиком контур этой буквы из бархатной бумаги.


Пишут.
Называют звук Т и дают его полную характеристику по схеме.

Работа с зеркалом. Дети отвечают, что кончик языка упирается в зубки, альвеолы.

Составляют звуковую схему слова. Индивидуальная работа.
Хоровое проговаривание.

на первом

на шестом
О О А

Д Б Р Т
Самостоятельная работа. Помощь учителя индивидуальна по мере необходимости.
Взаимопомощь и взаимопроверка.

Отвечают на вопросы логопеда


Словарно-орфографическая работа со словом ДОБРЯК, выяснение лексического значения слова.
Работа в тетрадях. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Ученики называют слова, выделяя дежурные звуки Д-Т

(доброе утро, здравствуйте, спасибо, добрый вечер).
Записывают в тетрадь словосочетания и слова.



Физкульминутка

Зарядка для Бабушки.
Купим мы, Бабушка, тебе курочку.

Курочка по зернышку куда-тах-тах

Купим мы, Бабушка, тебе уточку.

Уточка та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, Бабушка, тебе индюшонка

Индюшонок шалды-балды,

Уточка та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Обобщение логопеда: Кого мы покупали для бабушки на рынке?

Одним словом это ….?

Дети проговаривают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движение кистями рук, туловищем, плечами.

Ответы детей.

Первичное закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

Гимнастика

  • Игра «Молчанка»

Слушаем «добрые слова» и поднимаем карточки с буквами.
Слова: добро, отлично, здравствуй,

здоровье, до свиданья, пожалуйста.
- А что объединяет все эти слова?


  • Группировка слов

Запись слов в тетрадь по группам в два столбика: Д – Т
Голову откинуть назад – 2 раза



  • Работа с компьютером


Вставить в предложение пропущенные буквы Д или Т:

Делай только добрые поступки друг для друга.

Самостоятельная работа детей по дифференциации звуков и букв.
Работа с раздаточным материалом.
Ответ на вопрос
Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь логопеда нуждающимся.

Само- и взаимопроверка.
Работа в парах. Дети, работая в парах, помогают друг другу.

Упражнение на

релаксацию

Наши нежные цветочки

закрывают лепесточки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Выполняют движение вместе с логопедом, кладут головы на парты.

Итог урока.

- Что делали?

- С какими буквами познакомились?

- Понравилось ли вам? Что?

Бабушка благодарит вас за помощь и прощается с вами до зимних каникул. Вручает логопед подарки детям за хорошую работу.

Отвечают на вопросы.

Открытый урок по логопедии проведен во время аттестации школы 27. 02. 2009 года.

Тема: дифференциация букв и звуков Д - Б. Устранение оптической и кинетической дисграфии.

Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать смешиваемые буквы по оптическому и кинестетическому сходству.

Задачи коррекционно-развивающие и образовательные:

  • Развивать слуховое внимание и память

  • Совершенствовать умение дифференцировать согласные буквы, имеющие кинестетическое сходство, с опорой на зрительный, слуховой, речедвигательный и тактильный анализаторы.

  • Наблюдать в сравнении графическое изображение согласных Д // Б с опорой на тактильные ощущения.

  • Развивать слоговой анализ и синтез.

  • Учить детей адекватному использованию самостоятельной речи.

Воспитательная задача – воспитывать в детях доброжелательное и вежливое отношение друг другу, формировать учебные навыки.

Методы и приёмы: Сравнения, наблюдения, обобщения. Самостоятельная работа учащихся с дидактическим материалом аналитического характера, выделение существенных и несущественных признаков в исследуемом материале, постановка проблемных задач.

Оборудование:

  1. Ученические тетради и ручки

  2. Таблица каллиграфического написания букв

  3. Трафареты букв из бархатной бумаги. Сигнальные карточки

  4. Раздаточный материал, картинки, карточки.

  5. Звуковые домики. Кассы букв и слогов

Этап урока

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Оргмомент.

Проверка готовности.

Доклад дежурного.

Повторение пройденного

материала.

На доске картинный план.

- Посмотрите на план и скажите, что мы будем делать?
- Любите ли вы загадки?

- Отгадайте загадку. Учитель читает загадку о дороге и бороде


  • Работа со словами-отгадками

- Какой звук в слове первый?

- Дадим ему характеристику по схеме.

  • Работа с зеркалами. Уточнение артикуляции.

Посмотрите, как ведет себя язычок, губы и зубы.

- Как поступает воздух?

  • Дыхательная гимнастика

Споем на выдохе песенки звуков.

  • Сравнение звуков.


Вывод. Что мы делали? Это согласные, звонкие, отрывистые, с голосом. Но отличаются они – песенка звука Д образуется язычком, а Б – губами.
Каким буквам соответствуют эти звуки?


Обведем пальчиком контур каждой буквы и запомним, как она пишется.
Выложим прописные буквы на волшебных досках из крупы.
Вывод: Что мы сейчас делали?

Какие буквы похожи – строчные (прописные) или заглавные.


Ответы детей.

Дети отгадывают.

Ребенок выделяет звук

Согласный, звонкий, парный

Дети смотрят и описывают движения органов артикуляции
Проверка ладошкой (тактильные ощущения)
С контролем руки под струю воздуха дети поют песенки звуков.
Обобщение детей и учителя. Подчеркивается сходство и отличие.

Работа с азбукой. Дети находят буквы и определяют их место среди других букв в алфавите.

дети самостоятельно работают с трафаретами. Обводят контур прописных букв.
Самостоятельная работа

Выводы детей.

Объяснение

нового материала

Физкультпауза

  • Работа в тетрадях. Запись

числа и темы урока.

Логопед: Задача научиться различать буквы, соотносить каждую букву со звуком.

  • Гимнастика для глаз.

  • Графический диктант

Учитель читает слова: дуб, бобр, долька, дупло, борода.

Задание: в диалоге и самом упражнении услышать в словах звуки Д и Б
-Мама, мама!

-Что, что, что?

- Гости едут!

- Ну и что?!

Приехали. Поздоровались.

Чмок-чмок-чмок.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для белки,

Эта долька для ежа,

эта долька для бобра,

Эта долька для воронят,

Эта долька для ребят.

Эта долька для меня.

Ну а волку?

Ко-жу-ра!!

Обобщение: Назовите слова, в которых вы услышали заданные звуки

Проверка выполненного задания
2.Работа над каллиграфией

Сейчас мы «побежим» по дорожке из строчных букв:

- Прочитайте буквы, которые чередуются. Что у букв общего?
- Чем отличаются?
- Выберите из четырех элементов таблицы только те, которые понадобятся для написания букв

д-б (строчных) .


  1. Наша дорожка привела нас

к домикам.



Дети пишут в тетради.

Работа над каллиграфией.


Выполняют упражнения
Дети символами – стрелочками

обозначают, какую букву написали бы в этом слове.

Выполняют задания.


Выразительное чтение диалога

Пальчиковая гимнастика сопряжено с речью

Загибаем пальчики


Называют. Записывают слова в тетради.

Читают. Отвечают на вопрос.

Работа с таблицей на доске
Игра «Четвертый лишний»

Дети читают слова, выделяют нужный звук, называют букву.

Распределяют слова-картинки по домикам.

Запись в тетрадях.


Обобщающее

повторение

Физкультпауза

Выполнение упражнений на дифференциацию букв.

Гимнастика для глаз.

Релаксационные упражнения
Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы. Буквы подчеркнуть.


Работа в тетради

Дети выполняют

Пишут, подчеркивают.

Итог урока







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconТема. Звонкие и глухие согласные
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока Звонкие и глухие согласные
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconТема: Парные и непарные звонкие и глухие согласные (одно занятие...
Цель: Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода ве­щества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconКонспект урока 2 класс Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки....
Цель урока: научить различать звонкие и глухие парные согласные звуки; понимать важность орфографического написания слов с парными...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: определить роль согласных звуков. Научить различать в словах парные звонкие и глухие согласные звуки, непарные согласные,...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: определить роль согласных звуков. Научить различать в словах парные звонкие и глухие согласные звуки, непарные согласные,...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconКонспект открытого занятия «Согласные д-т». Тема. Парные звонкие и глухие согласные
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconУрок русского языка
...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconТема урока Парные звонкие и глухие согласные
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconТема. Звонкие и глухие согласные
Целью семинара является обсуждение и проработка лучших мировых практик и современных моделей реализации проектного подхода в инженерном...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconУрок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес
...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Совершенствовать умения различать звонкие и глухие согласные звуки и буквы,развивать навыки грамотного письма, воспитывать...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconПетровой Светланой Анатольевной Г. Дубна Московской области 2012-2013...
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель icon5 марта 2012 год Фомичева Ольга Владимировна, предмет Логопедия,...
Цель: Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода ве­щества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;...
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме....
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правописание согласных в корне слова: звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск