Скачать 54.06 Kb.
|
Урок русского языка в 5-м классе "Звонкие и глухие согласные" Тема. Звонкие и глухие согласные. Цели:
Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: карточки, таблица «Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные», орфоэпическое лото, «Этимологический словарь русского языка» (сост.Е.Грубер), репродукции картин И.И.Машкова. ХОД УРОКА I. Организационный момент 1) Приветствие Добрый день, мои друзья, Встречи с вами рада я. Сели ровно, всё достали, Вспоминаем всё, что знали. Оставляем все заботы И включаемся в работу. 2) Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы. II. Проверка выполнения домашнего задания 1) Проверка выполнения индивидуального задания. Работа у доски (с тетрадью). Решение фонетической задачи. Задача. Определите, в каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков? а) сел; б) съел; в) сяду; г) съешь; д) поешь. Ответ: г). 2) Выполнение задания, подобному домашнему упражнению 271 Задание. Чем различаются приведённые слова по звуковому составу? Составьте словосочетание с любыми двумя парами слов. Сделайте разбор одного словосочетания. Нос – нёс, был – бил, пуд – путь. 3) Работа по карточке «Продолжи ответ». 1. Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает … 2. Гласные звуки бывают … и состоят только из … 3. Согласные бывают ... , … 4. Не имеют парных звуков твёрдые согласные … и мягкие согласные … III. Актуализация опорных знаний 1) Словарно орфографическая работа (взаимомопроверка) Лу..ший уч..ник, к..ричн..вый п..ртфель, зн..комый пр.дмет , в..сьмилетний п..мощник, ..кончить п..сьмо, ч..дес(?)ный п..ртрет, уд..вит..льная в..кт..рина. Дополнительное задание: разбор слова по составу (помощник). 2) Орфоэпическое лото Распределить слова по учебным предметам (ИЗО, математика, физкультура) и расставить ударение. Слова: гуашь, эскиз, натюрморт, акварель; координата, вектор, интеграл, кроссовый, акробатика, лазанье. – Что такое натюрморт? Запись слова в словарик. Какие натюрморты вам известны? 3) Рассмотрение репродукций картин И.И.Машкова 4) Творческое задание Составить предложение по картине. Художник И.И.Машков изобразил…(дары природы) или нарисовал.. (красочный натюрморт). IV. Усвоение новых знаний и способов действий 1) Слово учителя. Однажды в стране Фонетика появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Когда он узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. . Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Это касалось, в частности, согласных звуков. – Как вы думаете, какой же «костюмчик» приобрели согласные звуки?(Они стали звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими). Твёрдые и мягкие согласные были рассмотрены нами на прошлом уроке, а сегодня мы должны будем научиться различатьзвонкие и глухие согласные звуки. 2) Работа с учебником (с.116.) Ответы на вопросы §56 (в слове стол есть глухие и звонкие согласные, шкаф – все согласные глухие, в слове журнал – только звонкие согласные). – Как вы определили, где глухие, а где звонкие согласные? (Глухие произносятся без голоса, звонкие – с голосом и шумом.) 3) Знакомство с теоретическими сведениями на с.116. – Каких согласных – звонких или глухих – больше в русском языке? (Звонких – 20, глухих – 16). Это одно из доказательств того, что русский язык звучный. 4) Работа с таблицей Пользуясь учебником, заполнить вторую часть таблицы (глухие согласные). V. Первичная проверка понимания изученного 1) Работа с учебником. Упр.276 (устно). Вывод: парные звонкие и глухие согласные – разные звуки, с их помощью мы различаем слова по смыслу. 2) Чтение правила на стр.118 3) Работа с дидактическим материалом Образец: Сказка-сказочка 1) Я люблю народные сказки 2) Как душисты ягодки земляники! 3) От ветра клонилась гибкая берёзка 4) Лодка медленно плыла по реке 5) Громко лает дворняжка. VI. Закрепление новых знаний и способов действий 1) Лексическая работа На доске записаны слова: батут, йогурт, жалюзи, боулинг, бандана, лаваш, билборд. – Где вы встречались с этими словами? Дайте лексическое значение этих слов. Подчеркните: 1 вариант – глухие согласные; 2 вариант – звонкие согласные. 2) Индивидуальная работа Работа с этимологическим словарём (билборд) Синтаксический разбор предложения: Улицы столицы изобилуют билбордами. (Назвать грамматическую основу). 3) Лингвофизминутка. Согласный звонкий – хлопок над головой; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки в сторону. VII. Обобщение и систематизация знаний Разноуровневые самостоятельные задания. На «5»:Записать в 1-й столбик слова, в которых происходит озвончение глухого согласного, а во 2-й столбик – слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Образец: Озвончение: просьба; оглушение: дуб. Слова для распределения: моло..ьба, ла.., ре..кий, о..жил, ..двинул,ро.., про..ка, во..зал, ло..кий, ..бил. На «4»:Подчеркнуть в предложении одной чертой звонкие согласные, двумя – глухие согласные. Есть много гипотез о происхождении «Круглого здания» На»3»: Допишите знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков. [б], [в], [г], [д], [ж], [з] ------------------------ [п] VIII. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Проверочная работа. Тестирование. 1. Сколько звуков в слове день? А) 4; Б) 3; В) 5. 2. Какой согласный не имеет пары по глухости? А) [м] Б) [ж] В) [б] 3. Оглушение – это: А) звонкий согласный меняется на парный глухой; Б) глухой согласный меняется на парный звонкий. 4. Какой согласный имеет пару по глухости? А) [х] Б) [щ] Ответы: 1) б; 2) а; 3) а; 4) в. IX. Коррекция знаний и способов действий Дополнительное задание: Луна или Марс? Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал: «Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов». Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков. X. Информация о домашнем задании Индивидуальное задание:решить фонетическую задачу. Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ? А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все. Ответ: Б. § 55, стр.116, 118. Упражненние 277 или 279 (по выбору). XI. Подведение итогов урока – Пользуясь составленной вами таблицей, выясним, какие же звонкие и глухие согласные образуют пары? – Какие звуки не имеют парных звуков? XII. Рефлексия «Выбери дистанцию» |
Тема. Звонкие и глухие согласные Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока Звонкие и глухие согласные | Тема: Парные и непарные звонкие и глухие согласные (одно занятие... Цель: Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;... | ||
Конспект урока 2 класс Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки.... Цель урока: научить различать звонкие и глухие парные согласные звуки; понимать важность орфографического написания слов с парными... | Конспект открытого занятия «Согласные д-т». Тема. Парные звонкие и глухие согласные Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: определить роль согласных звуков. Научить различать в словах парные звонкие и глухие согласные звуки, непарные согласные,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: определить роль согласных звуков. Научить различать в словах парные звонкие и глухие согласные звуки, непарные согласные,... | ||
Тема урока Парные звонкие и глухие согласные Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: Путешествие в сказочный лес ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Петровой Светланой Анатольевной Г. Дубна Московской области 2012-2013... Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Урок русского языка ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правописание согласных в корне слова: звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Замена в речи звуков, сходных по звучанию. Меняются о-у,е-ю,р-л,й-и,ц-ч-щ. А так же парные согласные – звонкие и глухие, шипящие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Характеризиро-вать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные, согласные твердые/мягкие, парные/непарные, звонкие/глухие) |