Скачать 72.69 Kb.
|
Урок русского языка в 3 классе по программе Эльконина-Давыдова Тип урока: изучение нового материала Учитель: Старикова Татьяна Алексеевна, ГОУ РМЭ «Лицей Бауманский» Тема урока: Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Цель: Познакомить учащихся с написанием буквы Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы. Задачи:
Ход урока: 1.Орг.момент: - Ребята! Герои нашего учебника русского языка - третьеклассники Маша и Алёша - получили задания от Петиного папы, но не со всеми могут справиться. Вы хотите им помочь? Тогда внимание! - Сядет тот, кто разгадал ребус: 2. Актуализация знаний. А) – Какое слово получилось? (пять) - Хлопнуть столько раз, сколько букв в слове ПЯТЬ. Сколько? - Топнуть столько раз, сколько звуков в этом слове. Сколько? Почему звуков меньше? ( ь звука не обозначает) - А для чего тогда он нужен? Какую работу выполняет в этом слове? (ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука) - А еще у буквы ь есть работы? Какие? (разделительный ь – обозначает [ й‘] в позиции после согласного перед гласным в корне слова, ь – после шипящих указывает на 2 лицо слов, называющих действия) - Приведите примеры слов (устно). - Так сколько работ у ь? (три) На доске: показатель мягкости Ь разделительный после шипящих указывает на 2 лицо Б) Самостоятельная работа - Поможем Алеше и Маше разделить слова на 3 группы по работе ь знака, вставив пропущенные буквы. к_ньки, м_двежьи, уж_наешь, за м_рковью, п_льто, в_р_бьи, р_суешь, т_традь - Взаимопроверка (обмен тетрадями по цепочке в ряду, проверка по ответам на доске). коньки медвежьи ужинаешь пальто за морковью рисуешь тетрадь воробьи -Оцените работу по двум показателям: 1 – работа со словарными словами, 2 – распределение по группам. - Поставьте отметки на оценочной шкале. ( У каждого ребенка на отдельном листке) - Встаньте те, кто получил 5? 4? Какой вывод надо сделать тем, у кого было больше 2-х ошибок? - Итак, сколько работ у ь? В) Минутка чистописания: -Посмотрите, какие Маша написала сочетания букв. Как вы думаете, почему? (Показаны 3 работы ь знака). - Пропишите до конца строки. Обменяйтесь тетрадями в парах. Оцените чистописание. Какие критерии принимаем во внимание? (наклон, высота, соединение букв и элементов) - Поставьте на шкале полученную отметку за работу. - Встаньте, кто получил 5? 4? Молодцы! 3. Проблемная ситуация. На доске по одной появляются пословицы. Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра. - Прочитайте пословицу. Объясните смысл. (Не потрудившись, никакого дела не сделаешь, результата не получишь)) - Назовите слова с ь. В какой столбик их можно записать? (ь после шипящих в словах- действиях) Ученье – луч света, а неученье – тьма. - Прочитайте вторую пословицу. Смысл? Назовите слова с ь. Какую работу выполняет ь? В какой столбик можно их записать? Каков ум, такова и речь. - Прочитайте третью пословицу. Смысл? Назовите слова с ь. Куда отнесем слово РЕЧЬ? (Никуда) - Почему? А для чего в нем написан ь знак? Какой возникает вопрос? Все ли мы знаем о работе ь знака? ( на доске фиксация вопроса -?) показатель мягкости Ь разделительный После шипящих указывает на 2 лицо ? - Какая орфограмма есть в слове РЕЧЬ?( шипящий на конце слова) - Найдите еще слова с такой орфограммой в пословицах. (Луч) - Что вы можете сказать о написании этого слова? ( Слово без ь после ч) - Так, может быть, допущена ошибка? Можете ли вы объяснить, почему в одном из этих слов пишется ь знак, а в другом нет? (Нет) - Какой еще у нас возникает вопрос? (Почему в словах, называющих предметы с шипящими на конце в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется + фиксация вопроса на доске - ?) - Сколько получилось вопросов? (Два) 4. Поиск решения. А) Работа в группах. - Для того, чтобы получить ответы на поставленные вопросы поработаем в группах. Тугой мяч Звёздная ночь 1. Прочитать словосочетания. 2.Выписать слова, называющие предметы. Выделить в них окончания. 3. Определить работы окончаний. Сравнить эти работы. 4. Сделать вывод о написании слов, называющих предметы, с шипящими на конце. 5. Составить модель. - Проверка. Защита работ. мяч ед.ч., И.п., м.р. ночь_ ед.ч., И.п., ж.р. ВЫВОД: В словах женского рода с нулевым окончанием после шипящего нужно писать Ь, а в словах мужского рода – нельзя. ШИП.+Ь 1. 2. Ж.р. б) Проверка открытия. - Назовите слова из пословиц, подходящих к нашему случаю (речь, луч). - Запишите словосочетания, докажите правильность написания слов с шипящими на конце. русская печь (ж.р.) новый ключ (м.р.) тёмных туч - ? - Почему не сработал наш способ? - Выделите окончание в слове ТУЧ и определите его работы. - Одинаковы ли они с работами окончания в слове НОЧЬ? (Нет.) туч _ мн.ч., Р.п., ж.р. ночь_ ед.ч., И.п., ж.р. - В каком же случае в конце слов, называющих предметы, после шипящих пишется ь знак? Посовещайтесь в парах и подумайте, что нужно добавить в схему? ШИП.+Ь 1. 2. Ж.р., ед. ч - Что нужно определять сначала – род или число? - Так какую ещё работу выполняет ь знак? (Указывает на ж.р. ед.ч. после шипящих) - Мы получили ответы на вопросы? Можно их убрать? - Оцените свою работу в группе на оценочной шкале. 5. Физминутка. Подпрыгнуть – если слово с ь знаком после шипящих в словах, называющих предметы. Присесть – если без ь знака. Ёж, помощь, чушь, дач, борщ, обруч, горечь, крыш, падеж, фальшь, стриж, ландыш, роскошь, полночь. 6. Закрепление. А) Работа в парах. - На листочках допишите где необходимо ь. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор. ( У каждой пар 4 слова) ноч чиж манеж морж пейзаж экипаж ландыш дич ключ реч рож мелоч помощ чертёж гуляш москвич полноч королевич нож марш дрож камыш вещ тиш Б) - Помогите Маше и Алеше выписать из словосочетаний слова, называющие предметы, в три столбика: в 1 столбик – слова м.р., во 2 столбик – слова ж.р. в ед.ч., в 3 столбик – слова ж.р. во мн.ч. Вставить пропущенные орфограммы. полевая мыш…, надел плащ…, много задач…, испекли калач…, капали с крыш…, мазь для лыж…, - Проверка. Оцените свою работу на оценочной шкале. Встаньте те, кто получил 5, 4. Молодцы! в) Работа с деформированным предложением. Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда. -Составьте высказывание. ( Верный товарищ всегда приходит на помощь.) -Обозначьте орфограммы. -Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? - Значит ли это, что товарищ должен приходить на помощь только тогда, когда его об этом попросят? - Знаете ли вы пословицы о дружбе? ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Нет друга ищи, а нашёл - береги. Старый друг лучше новых двух….) - А вас можно назвать верными друзьями? Кому вы сегодня помогали? Г) Работа в группах. – Алеша написал утверждения по новой теме. Прочитайте и подумайте, согласны вы с ним или нет? /Каждой группе дается лист с утверждением, с которым они соглашаются или нет, и объясняют почему/. 1 группа Все слова, называющие предметы, женского рода ед.числа с шипящими на конце пишутся с “ь”. Слово Берешь пишется с “ь”. Следовательно, слово Берешь – слово, называющее предмет, ж.р. 2 группа Все слова, называющие предметы, женского рода ед.числа с шипящими на конце пишутся с “ь”. Слово Шалаш не пишется с “ь” на конце. Следовательно, слово Шалаш - слово, называющее предмет, не женского рода. 3 группа Некоторые слова, называющие предметы, с шипящими на конце пишутся с “ь”. Слово Грач –называет предмет и с шипящим на конце. Следовательно, слово Грач пишется с “ь” на конце. 7. Подведение итогов. Оценивание. - Итак, что нового узнали на уроке? - Сколько работ у ь знака? Перечислите их. - Когда в словах, называющих предметы, пишется ь? Когда – нет? - Что в первую очередь надо определять? - Оцените свою работу на уроке на шкале. Встаньте те, кто сегодня получил 5, 4. Спасибо! Вы – молодцы! 8.Домашнее задание. ( на листочках) -Заполнить карточку со схемой работ буквы ь . - Заполнить кроссворд по новой теме. - Для желающих – составить свой кроссворд! |
Мягкий знак на конце существительных после шипящих Цель: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих | Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел «Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы» | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после... План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц Цель освоения учебного содержания: сделать вывод, что если сочетание [цы] находится в конце слова – пишется буква ы, если сочетание... | ||
Урок обучения грамоте в 1 классе ... | Основными задачами данного курса являются План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов.... | Тема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект занятия. Тема: Дифференциация звуков с з, Сь Зь План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Тема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных... | ||
Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Урок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен... | Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к» План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Изучение математических понятий в высшей школе в условиях уровневой... План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект занятия по дифференциации звуков [Д] – [Т] в слогах, словах,... План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... |