Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия





Скачать 72.69 Kb.
НазваниеБуква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия
Дата публикации11.08.2014
Размер72.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 3 классе по программе Эльконина-Давыдова

Тип урока: изучение нового материала

Учитель: Старикова Татьяна Алексеевна, ГОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

Тема урока: Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Цель:

Познакомить учащихся с написанием буквы Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы.

Задачи:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода единственного числа», а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

  • проверить сформированность понятий “Мягкий знак после шипящих в конце слов, называющих действия (глаголов)”;

  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

  • развивать память, мышление, внимание;

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, в парах и группах;

  • воспитывать уважение к русскому языку.

Ход урока:

1.Орг.момент:

- Ребята! Герои нашего учебника русского языка - третьеклассники Маша и Алёша - получили задания от Петиного папы, но не со всеми могут справиться. Вы хотите им помочь? Тогда внимание!

- Сядет тот, кто разгадал ребус:



2. Актуализация знаний.

А) – Какое слово получилось? (пять)

- Хлопнуть столько раз, сколько букв в слове ПЯТЬ. Сколько?

- Топнуть столько раз, сколько звуков в этом слове. Сколько? Почему звуков меньше? ( ь звука не обозначает)

- А для чего тогда он нужен? Какую работу выполняет в этом слове? (ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука)

- А еще у буквы ь есть работы? Какие? (разделительный ь – обозначает [ й‘] в позиции после согласного перед гласным в корне слова, ь – после шипящих указывает на 2 лицо слов, называющих действия)

- Приведите примеры слов (устно).

- Так сколько работ у ь? (три)
На доске:
показатель мягкости

Ь разделительный

после шипящих указывает на 2 лицо

Б) Самостоятельная работа

- Поможем Алеше и Маше разделить слова на 3 группы по работе ь знака, вставив пропущенные буквы.
к_ньки, м_двежьи, уж_наешь, за м_рковью,

п_льто, в_р_бьи, р_суешь, т_традь
- Взаимопроверка (обмен тетрадями по цепочке в ряду, проверка по ответам на доске).
коньки медвежьи ужинаешь

пальто за морковью рисуешь

тетрадь воробьи

-Оцените работу по двум показателям: 1 – работа со словарными словами, 2 – распределение по группам.

- Поставьте отметки на оценочной шкале. ( У каждого ребенка на отдельном листке)


- Встаньте те, кто получил 5? 4? Какой вывод надо сделать тем, у кого было больше 2-х ошибок?

- Итак, сколько работ у ь?

В) Минутка чистописания:







-Посмотрите, какие Маша написала сочетания букв. Как вы думаете, почему? (Показаны 3 работы ь знака).

- Пропишите до конца строки. Обменяйтесь тетрадями в парах. Оцените чистописание. Какие критерии принимаем во внимание? (наклон, высота, соединение букв и элементов)

- Поставьте на шкале полученную отметку за работу.

- Встаньте, кто получил 5? 4? Молодцы!

3. Проблемная ситуация.

На доске по одной появляются пословицы.

Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. (Не потрудившись, никакого дела не сделаешь, результата не получишь))

- Назовите слова с ь. В какой столбик их можно записать? (ь после шипящих в словах- действиях)

Ученье – луч света, а неученье – тьма.

- Прочитайте вторую пословицу. Смысл? Назовите слова с ь. Какую работу выполняет ь? В какой столбик можно их записать?

Каков ум, такова и речь.

- Прочитайте третью пословицу. Смысл? Назовите слова с ь. Куда отнесем слово РЕЧЬ? (Никуда)

- Почему? А для чего в нем написан ь знак? Какой возникает вопрос? Все ли мы знаем о работе ь знака? ( на доске фиксация вопроса -?)

показатель мягкости

Ь разделительный



После шипящих указывает на 2 лицо
?

- Какая орфограмма есть в слове РЕЧЬ?( шипящий на конце слова)

- Найдите еще слова с такой орфограммой в пословицах. (Луч)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? ( Слово без ь после ч)

- Так, может быть, допущена ошибка? Можете ли вы объяснить, почему в одном из этих слов пишется ь знак, а в другом нет? (Нет)

- Какой еще у нас возникает вопрос? (Почему в словах, называющих предметы с шипящими на конце в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется + фиксация вопроса на доске - ?)


- Сколько получилось вопросов? (Два)

4. Поиск решения.

А) Работа в группах.

- Для того, чтобы получить ответы на поставленные вопросы поработаем в группах.

Тугой мяч

Звёздная ночь

1. Прочитать словосочетания.

2.Выписать слова, называющие предметы. Выделить в них окончания.

3. Определить работы окончаний. Сравнить эти работы.

4. Сделать вывод о написании слов, называющих предметы, с шипящими на конце.

5. Составить модель.
- Проверка. Защита работ.

мяч ед.ч., И.п., м.р.



ночь_ ед.ч., И.п., ж.р.

ВЫВОД: В словах женского рода с нулевым окончанием после шипящего нужно писать Ь, а в словах мужского рода – нельзя.

ШИП.+Ь

1.

2. Ж.р.

б) Проверка открытия.

- Назовите слова из пословиц, подходящих к нашему случаю (речь, луч).

- Запишите словосочетания, докажите правильность написания слов с шипящими на конце.


русская печь (ж.р.)


новый ключ (м.р.)

тёмных туч - ?

- Почему не сработал наш способ?

- Выделите окончание в слове ТУЧ и определите его работы.

- Одинаковы ли они с работами окончания в слове НОЧЬ? (Нет.)

туч _ мн.ч., Р.п., ж.р.



ночь_ ед.ч., И.п., ж.р.

- В каком же случае в конце слов, называющих предметы, после шипящих пишется ь знак? Посовещайтесь в парах и подумайте, что нужно добавить в схему?

ШИП.+Ь

1.

2. Ж.р., ед. ч

- Что нужно определять сначала – род или число?

- Так какую ещё работу выполняет ь знак? (Указывает на ж.р. ед.ч. после шипящих)

- Мы получили ответы на вопросы? Можно их убрать?

- Оцените свою работу в группе на оценочной шкале.

5. Физминутка.

Подпрыгнуть – если слово с ь знаком после шипящих в словах, называющих предметы.

Присесть – если без ь знака.
Ёж, помощь, чушь, дач, борщ, обруч,

горечь, крыш, падеж, фальшь, стриж,

ландыш, роскошь, полночь.
6. Закрепление.

А) Работа в парах.

- На листочках допишите где необходимо ь. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор. ( У каждой пар 4 слова)

ноч чиж манеж морж

пейзаж экипаж ландыш дич

ключ реч рож мелоч

помощ чертёж гуляш москвич

полноч королевич нож марш

дрож камыш вещ тиш

Б) - Помогите Маше и Алеше выписать из словосочетаний слова, называющие предметы, в три столбика: в 1 столбик – слова м.р., во 2 столбик – слова ж.р. в ед.ч., в 3 столбик – слова ж.р. во мн.ч. Вставить пропущенные орфограммы.

полевая мыш…, надел плащ…, много задач…,

испекли калач…, капали с крыш…, мазь для лыж…,

- Проверка. Оцените свою работу на оценочной шкале. Встаньте те, кто получил 5, 4. Молодцы!

в) Работа с деформированным предложением.

Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда.

-Составьте высказывание. ( Верный товарищ всегда приходит на помощь.)

-Обозначьте орфограммы.

-Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

- Значит ли это, что товарищ должен приходить на помощь только тогда, когда его об этом попросят?

- Знаете ли вы пословицы о дружбе? ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Нет друга ищи, а нашёл - береги. Старый друг лучше новых двух….)

- А вас можно назвать верными друзьями? Кому вы сегодня помогали?
Г) Работа в группах.

– Алеша написал утверждения по новой теме. Прочитайте и подумайте, согласны вы с ним или нет?

/Каждой группе дается лист с утверждением, с которым они соглашаются или нет, и объясняют почему/.

1 группа

Все слова, называющие предметы, женского рода ед.числа с шипящими на конце пишутся с “ь”. Слово Берешь пишется с “ь”. Следовательно, слово Берешь – слово, называющее предмет, ж.р.

2 группа

Все слова, называющие предметы, женского рода ед.числа с шипящими на конце пишутся с “ь”. Слово Шалаш не пишется с “ь” на конце. Следовательно, слово Шалаш - слово, называющее предмет, не женского рода.

3 группа

Некоторые слова, называющие предметы, с шипящими на конце пишутся с “ь”.

Слово Грач –называет предмет и с шипящим на конце. Следовательно, слово Грач пишется с “ь” на конце.

7. Подведение итогов. Оценивание.

- Итак, что нового узнали на уроке?

- Сколько работ у ь знака? Перечислите их.

- Когда в словах, называющих предметы, пишется ь? Когда – нет?

- Что в первую очередь надо определять?

- Оцените свою работу на уроке на шкале. Встаньте те, кто сегодня получил 5, 4. Спасибо! Вы – молодцы!
8.Домашнее задание. ( на листочках)

-Заполнить карточку со схемой работ буквы ь .

- Заполнить кроссворд по новой теме.

- Для желающих – составить свой кроссворд!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconМягкий знак на конце существительных после шипящих
Цель: познакомить с новой ролью ь – показатель женского рода на конце существительных после шипящих
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconУрока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел
«Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы»
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после...
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconОрфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц
Цель освоения учебного содержания: сделать вывод, что если сочетание [цы] находится в конце слова – пишется буква ы, если сочетание...
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconУрок обучения грамоте в 1 классе
...
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconОсновными задачами данного курса являются
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconТема. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация д-т. Цель
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconКонспект занятия. Тема: Дифференциация звуков с з, Сь Зь
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconТема : Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных...
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconУрок по русскому языку в 3В классе. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель: углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен...
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconКонспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к»
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconИзучение математических понятий в высшей школе в условиях уровневой...
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия iconКонспект занятия по дифференциации звуков [Д] – [Т] в слогах, словах,...
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск