Основными задачами данного курса являются





НазваниеОсновными задачами данного курса являются
страница1/8
Дата публикации08.10.2013
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Данный курс ставит своей целью раскрыть научно-теоретические основы построения процесса воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников, сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта, уметь работать со специально литературой, вооружить будущих дефектологов методами научно-исследовательской работы и способами их применения в практике.

Основными задачами данного курса являются:

- раскрытие значения дошкольного воспитания в коррекционном развитии ребенка с нарушениями интеллекта;

- вооружение студентов знаниями об особенностях физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта;

- знакомство студентов с содержанием и методами обучения детей с нарушениями интеллекта, с организацией их жизни в специальных дошкольных учреждениях.

Курс «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» закладывает теоретическую базу для изучения ряда специальных дисциплин: методов психолого-педагогической диагностики умственной отсталости, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, методики воспитательной работы в дошкольных учреждениях в школе. Содержание и структура курса отражают модель подготовки специалиста и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы коррекционной педагогики (дефектологии).

Учитывая знания студентов, полученные в курсах психологии умственно отсталого ребенка, возрастной, общей и педагогической психологии, теории и методики игры.

В программе уделено внимание вопросам психолого-педагогической характеристике развития детей дошкольного возраста, видам деятельности ребенка дошкольного возраста и их особенностям при нарушении интеллектуального развития.

В плане самостоятельной работы студенты работают с литературой, готовят конспекты занятий, а изучение всего курса заканчивается подготовкой реферата и сдачей экзамена. В лекционном курсе особое внимание уделяется тем вопросам, которые имеют принципиальное значение для понимания методических основ предмета и творческого подхода к решению задач, стоящих перед дошкольными учреждениями компенсаторного типа (дошкольной олигофренопедагогикой). Практические занятия позволяют углубить и закрепить теоретические знания, совершенствовать умения и навыки, предусмотренные программой.

Большинство практических занятий проводятся аудиторно и имеют своей целью обобщение наблюдений, полученные во время исследовательской практики, подведение итогов самостоятельной работы студентов со специальной литературой. Часть практических занятий проводятся на базе дошкольных образовательных учреждений компенсаторного типа (для детей с нарушением интеллекта), где студенты непосредственно наблюдают за поведением этих детей в различных видах деятельности, беседуют с психологом, дефектологом по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, проводят психолого-педагогическую диагностику аномального развития в дошкольном возрасте, изучают программы специальных дошкольных образовательных учреждений.

В процессе изучения курса «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» студенты должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- применять на практике теорию воспитания и обучения умственно отсталых детей;

- осуществлять умственное, физическое, нравственное, сенсорное, речевое развитие с целью подготовки детей с нарушением интеллекта к обучению в школе;

- прививать студентам устойчивый интерес к профессионально трудовой деятельности в соответствии с их личностными особенностями;

- применять методы психолого-педагогического изучения детей в целях научно-обоснованного индивидуального подхода к ним;

- осуществлять коррекцию психофизических недостатков умственно отсталых детей в учебно-воспитательном процессе;

- знать основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с проблемами в развитии;

- владеть навыками организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;

- уметь анализировать состояние педагогической помощи детям с нарушением интеллекта в РФ и за рубежом.

Проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей рассматриваются в работах И.Л. Баскаковой, И.М. Бгажноковой, И.В. Беляковой, Т.Н. Головиной, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, Н.Г. Морозовой, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьева, В.А. Сумароковой, Ж.И. Шиф и др.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

1 вар.

2 вар.

1

Особенности развития моторики детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте

Контрольная работа

8

6

2

История помощи умственно отсталым детям

Реферат

8

6

3

Современные тенденции помощи умственно отсталым детям за рубежом

Реферат

8

6

4

Пути становления дошкольной олигофренопедагогики

вопрос для самостоятельного изучения

8

6

5

Принципы и методы дошкольной олигофренопедагогики

вопрос для самостоятельного изучения

8

6

6

Коррекционно-воспитательная работа в специальном дошкольном учреждении

Составить план работы воспитателя и дефектолога для группы специального дошкольного учреждения

8

6

7

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у умственно отсталых дошкольников

контрольная работа

8

6

8

Физическое развитие и его коррекционная направленность

Составить конспекты фронтального занятия по развитию движений с элементами ритмики, индивидуального занятия по развитию мелких движений рук и пальцев

8

6

9

Речевое развитие и коррекция нарушений речи

Составить конспект занятия по развитию речи для умственно отсталых детей первого года обучения, третьего года обучения

8

2

10

Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии в нашей стране

Реферат

8

5

11

Сеть учреждений для детей со сложным (комбинированным) дефектом

контрольная работа

4

6




ИТОГО




84

61

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Занятие 1.

Тема: Виды деятельности ребенка дошкольного возраста и их особенности при нарушении интеллектуального развития.
План:

  1. Виды деятельности ребенка дошкольного возраста.

  2. Особенности формирования основных видов деятельности у детей с нарушением интеллекта.

  3. Этапы формирования игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

  4. Организация трудовой деятельности в специальном дошкольном учреждении.

  5. Пути формирования предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта.

  6. Методические приемы формирования изобразительной деятельности детей в специальном дошкольном учреждении.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Виды деятельности ребенка дошкольного возраста

  2. Особенности игровой деятельности дошкольника

  3. Особенности трудовой деятельности дошкольника

  4. Особенности предметной деятельности дошкольника

  5. Особенности изобразительной деятельности дошкольника

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить таблицу «Особенности формирования основных видов деятельности у умственно отсталых дошкольников»

Виды деятельности

Особенности у умственно отсталых дошкольников










  1. Подготовить конспекты (1,7,9).

  2. Подготовить доклады (3,5).


Литература:

Основная литература:

  1. Волосова Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / Волосова Е. Б. - М. : Линка-Пресс, 2009. - 69 с. : ил. - Приложение к журналу "Обруч". - ISBN 5-8252-4-5 : 8-00.

  2. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика: Учебн. пособ. для ст-тов деф. фак – тов педвузов. – Киев: Вища школа, 2005.

  3. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2005. Гриф

  4. Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007.Гриф

  5. Мухина В. С. Детская психология : учебник для студ. вузов / Мухина В. С. - 2-е изд. - М. : Апрель Пресс, 2009 ; Эксмо-Пресс. - 352 с. - (Серия "Мир психологии"). - ISBN 5-04-003884-4 : 86-40.

  6. Психология дошкольника : хрестоматия : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. Г. А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2000. - 408 с. - (Педагогическое образование). - ISBN 5-7695-0685-7 : 39-00;74-80.

  7. Развитие детей дошкольного возраста как субъектов различных видов деятельности : межвуз. сб. науч. ст. / М-во общ. и проф. образования РФ, Мурм. гос. пед. ин-т ; науч. ред. Беляева Л. С., Мещерова И. А.;. - Мурманск, 1999. - 65 с. - ISBN 5-88476-150-11 : 15-00;40-00.

  8. Специальная педагогика: Уч. пособ. для ст-тов пед. вузов/Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 211-227.

  9. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Широкова Г. А. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 384 с. : табл. - (Справочник). - ISBN 5-222-05660-0 : 89-25.


Дополнительная литература:


  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей: учебн. для ст-тов деф. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение: Владос, 2005.

  2. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательных школ. – Киев: Вища школа, 2008.

  3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 2006.

  4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 1. – 2009. – С.49-54

  5. Закрепина А.В., Браткова М.В. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 4. – 2012. – С.2-16

  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью.//Дефектология.- №6. – 2007. – С.49-60

  7. Гаурилюс А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектлогия. - № 4. – 2009. – С.13-19

  8. Коробейников И.А. О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость».//Дефектлогия. - № 2. – 2012. – С.14-22

  9. Стребелева Е.А. О результатах научных исследований в области дошкольной олигофренопедагогики.//Дефектология. - № 3. – 2010. – С.22-29



Занятие 2.

Тема: Система помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Коррекционно-воспитательная работа в специальном дошкольном учреждении

План:

  1. Подход к отбору содержания обучения в специальном дошкольном образовательном учреждении.

  2. Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении.

  3. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

  4. Работа с родителями в специальном дошкольном учреждении.

  5. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя в подготовке праздников и развлечений и их роль в коррекционно-воспитательном процессе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Охарактеризуйте основные направления работы с детьми с нарушениями интеллекта

  2. Опишите особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями

  3. Опишите особенности сотрудничества педагога-дефектолога и воспитателя коррекционной группы

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить схему «Направления коррекционно-воспитательной работы» (3)

  2. Подготовить конспекты (2,5,6)

  3. Подготовить доклады (1,4,7)


Литература:

Основная литература:

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-метод. материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. – Гриф

  2. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика: Учебн. пособ. для ст-тов деф. фак – тов педвузов. – Киев: Вища школа, 2005.

  3. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2005. Гриф

  4. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов и слушателей курсов переподготовки, обуч. по спец. 031700 - Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер ; А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. Гриф

  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-метод. материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 181 с. : табл.

  6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : [учеб. пособие для студ. вузов] / [Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  7. Скворцова, В. О.Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии : [пособие для студ. факультетов коррекц. педагогики и спец. психологии] / В. О. Скворцова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006


Дополнительная литература:


  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-пресс, 2004.

  2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

  3. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью//Дефектология. – 1996. №3. – С. 19-24.

  4. Кинаш Е.А., Волкова Е.В. Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях начальной общеобразовательной школы.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 1. – 2010. – С.22-29

  5. Гладкая В.В. Социально-бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 1. – 2009. – С.13-21

  6. Закрепина А.В., Браткова М.В. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 4. – 2012. – С.2-16

  7. Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. .//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 3. – 2008. – С.15-23

  8. Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью. .//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 4. – 2009. – С.29-37

  9. Пучкова Л.П., Корюкина Т.М. Театрализованная деятельность как средство социальной интеграции дошкольников с нарушениями интеллекта. .//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 3. – 2010. – С.72-75

  10. Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А. Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном образовании.//Дефектология. - № 4. – 2008. – С.3-11

  11. Стребелева Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта.//Дефектология. - №3. – 2009. - С.62-67

  12. Емелянова В.В. Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития. .//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 4. – 2011. – С.3-7



Занятие 3.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основными задачами данного курса являются iconИзучение архитектуры современного пк
Основными задачами данного реферата являются рассмотрение основных компонентов архитектуры современного пк, их предназначения, функционирования...
Основными задачами данного курса являются iconЗадачами данного Кодекса являются
Целью данного Кодекса является формирование в студенческом сообществе социального мировоззрения, способствующего воспитанию и самовоспитанию...
Основными задачами данного курса являются iconРабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации»
Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории...
Основными задачами данного курса являются iconОсновными задачами коррекции психического развития ребенка являются
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования
Основными задачами данного курса являются icon«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» Веслополова...
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются
Основными задачами данного курса являются iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с этим основными задачами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, изучающих российское предпринимательское право,...
Основными задачами данного курса являются icon1 Основными задачами Спартакиады являются
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Основными задачами данного курса являются iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено...
План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса. Лекции...
Основными задачами данного курса являются iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основными задачами введения антикоррупционного содержания в преподавание предмета «Иностранный язык. Английский язык» являются
Основными задачами данного курса являются iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
Основными задачами, решаемыми студентами при выполнении курсовой работы являются
Основными задачами данного курса являются iconАннотация примерной программы дисциплины «Направляющие среды электросвязи»...
Целью данного курса является изучение различных направляющих сред электросвязи и их особенностей, а основными задачами изучение теории,...
Основными задачами данного курса являются iconОсновными задачами изучения курса «Мерчандайзинг»
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Основными задачами данного курса являются iconИтоги работы начальной школы за 1 триместр 2012-2013 уч года. Основными...
...
Основными задачами данного курса являются iconПрограмма дисциплины
Основными задачами проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Алтайского края, установленной...
Основными задачами данного курса являются iconЗадачами изучения курса являются
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о предмете, методах и задачах социальной психологии, его месте в системе...
Основными задачами данного курса являются iconЗадачами курса являются
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск