Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц





Скачать 88.27 Kb.
НазваниеОрфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц
Дата публикации18.08.2014
Размер88.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс:

Автор УМК: В.В.Репкин (Система Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов)

Тема: Орфограммы. Выбор букв Ы, И после Ц.

Число часов, отведённое на её изучение – 2 часа.

Тип урока: ОНЗ (открытия нового знания)

Цель освоения учебного содержания: сделать вывод, что если сочетание [цы] находится в конце слова – пишется буква ы, если сочетание [цы] находится не в конце слова – возможны и буква И, и буква Ы.

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение к деятельности

Предметные: приобретают способ проверки орфограммы «И, Ы после Ц»

Метапредметные

Познавательные: умение на основе наблюдений делать выводы

Коммуникативные: навыки сотрудничества

Регулятивные: навыки планирования учебной деятельности

Основные понятия темы: гласные буквы, гласные звуки, согласные буквы, согласные звуки, всегда твёрдые и всегда мягкие согласные звуки, согласные звуки парные по звонкости-глухости, согласные звуки непарные по звонкости-глухости, работа гласных букв, орфограмма

Оборудование:

  • фоновая звукозапись Э.Григ «Утро»,

  • слайдовая презентация,

  • стенд «Орфограммы: умею проверять, не умею проверять»,

  • записи на доске,

  • Интернет-ресурс «ЕОР» №9, 46, 47

  • «паспорт» звука

  • Фоновая запись «Песенка Красной Шапочки»

  • Письмо Красной Шапочки

  • Карточки [ц], ы, и, ?, схема для таблицы

  • Конверты с наборами слов для групповой работы

Проект урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная



Организация класса

2 мин.

Положительный эмоциональный настрой.

Слайд 2

Учитель читает стих:

«Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Сегодня по дороге в школу я слышала, как молодые листочки спорят, чья почка лопнет первая, как солнечный луч играл с тучкой в догонялки, как распевался скворец. У меня сегодня прекрасное настроение.

Какое у вас сегодня настроение?

Д.:

У.: Прекрасно! Значит, у нас всё получится!





Слушают учителя. Характеризуют своё настроение.






Мотивация к учебной деятельности

5 мин.

Повторение изученного материала, создание «ситуации успеха», проверка домашнего задания.

Учитель организует беседу:

У.: Какую большую тему начали изучать?

Д.: «Орфограммы».

У.: Что такое орфограммы?

Д.: Место в буквенной записи слова, которое пишется не так, как слышится.

У.: Какие звуки и буквы наблюдали на прошлом уроке?

Д.: Шипящие.

У.: В чём особенность шипящих?

Д.: 2 всегда твёрдых и 2 всегда мягких звука.

У.: Какие гласные буквы с ними работают?

Д.: Те, которые умеют выполнять только одну работу (А, О, У, И, Э).

Слайд 3

У.: Какие орфограммы умеем проверять и поместили в таблицу?

Д.: ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

У.: Какое задание выполняли дома?

Д.: Записать слова буквами, выделить орфограммы.

У.: Кто затруднился? Кому пришлось обращаться за помощью?

Д.:

Слайд 4

У.: Выполните взаимопроверку работ друг друга. Эталон на экране. Оцените работу соседа. Кто хочет высказаться?

Д.:

У.: Наш друг Смайлик принёс на наш урок лесенку успеха.

Слайд 5

Оцените свои знания и умения орфограммы «Гласные после шипящих».

Д.:

У.: Кто хочет показать свои знания и умения? Предлагаю вам словарный диктант.




Слушают учителя, осознанно строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу



Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

5 мин.

Выявить место и причину затруднения в пробном действии и на их основе сформули-ровать тему урока.

Словарный диктант (слайды 6 – 10 )

У.:

1.Кто помог Емеле?

2. Из горячего колодца через нос водица льётся.

3. На четыре на ноги надевали сапоги.
Перед тем, как надевать, стали обувь надувать.

4. Под соснами, под ёлками лежат мешки с иголками.

5. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете.

Ученик работает у доски, составляется транскрипция, уточняется работа гласных букв:

щука, чайник, шины, ежи, ц?фра

Подводящий диалог:

У.: Почему в последнем слове поставили знак вопроса?

У.: Не знаем, что писать.

У.: Чего не знаем?

Д.: Какую букву выбрать после буквы Ц: Ы или И.

У.: Какая тема урока?

Д.: «Выбор букв Ы, И после Ц».

Слайд 11





Слушают учителя, осознанно строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, формулируют тему урока



Подвижная физкультминутка.

1 мин.

Различение звуков [т'] и [ц]

Слайд 12

У.: Сегодня наш герой – звук [ц] и буква Ц. Звук [ц] очень хитрый, он любит прятаться за звук [т']. Потренируемся его слышать.

[ц] присели

[т'] потянулись

целый – тёплый – циркуль – тёрка – цапля – тень – цыган – тина – царь – тётя – цинга – терем













Выявление места и причины затруднения

5 мин.




Слайд 13

Организует подводящий диалог:

У.: Как называется предыдущее задание?

Д.: Пробное действие.

У.: Что возникло в результате выполнения?

Д.: Затруднение.

У.: В чём ваше затруднение?

Д.: Не знаем, какую букву выбрать после буквы Ц: Ы или И.

У.: Какой будет следующий шаг?

Д.: Надо самим найти решение.





Слушают учителя, осознанно строят понятные для собеседника высказывания

Составляют план урока.

Построение проекта выхода из затруднения




  1. Составим «паспорт» буквы Ц.

[ц] – согласный, твёрдый, непарный, глухой.

  1. Подводящий диалог: (Слайд 14)

У.: Какая буква (И или Ы) должна стоять после буквы Ц по законам русского письма?

Д.: Буква И, т.к. она выполняет одну работу.

У.: Почему возникло затруднение?

Д.: В «Букваре» мы видели, что есть слова, где после Ц пишется буква Ы.

У.: Я предлагаю вам провести наблюдения слов и попробовать самим найти решение.





  1. Работа в паре, группе, вывод – «паспорт» для буквы Ц.






Реализация построенного проекта

5 мин.




1.Наблюдение. Учитель организует парную работу и исполняет роль помощника.

Задание 2 стр. 53 в учебнике: ваша задача – разделить слова по признаку:

в какой части слова стоит сочетание [цы], в начале или середине – 1, в конце – 2.(разметка карандашом в учебнике).

3. Пары сообщают о своих выводах и ведут построение на доске.

4.Коллективно составляем модель.

Ц?

…Ц?… …цы





Работа в группах.

Совместное моделирование способа.






Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

3 мин.




У.: Чего не знали?

Д.: Что писать после ц.

У.: Что выяснили?

Д.: На конце слов пишется ы, в других случаях – по-разному.

У.: как искали решение?

Д.: Сами.

У.: Что будем делать дальше?

Д.: Нам необходимо проверить наши выводы.

У.: Нам поможет Петин папа.

Работа с ресурсом 46.

Вносим вывод – модель в таблицу.

Ц?

Ц?… …цы





Работа с ресурсом 46 ЕОР.

Проговаривают новый способ.






Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону

5 мин.




У.: Мы открыли новое знание. Что нам теперь предстоит?

Д.: Проверить его работу.

У.: Я предлагаю выполнить самостоятельно упр.34 стр.59 в учебнике.

2. Работа с учебником.

3. Проверка по эталону.

Слайд 15





Самостоятельная работа.

Самопроверка по эталону.






Включение в систему знаний и повторение

5 мин.





1.Самостоятельная работа.

(слайды 16 – 17)

У.: Кто заглянул на наш урок?

Д.: Красная Шапочка.

У.: Она просит помочь заполнить пропуски в письме Волку.

Волк! Верни мою бабушку!

Я принесу тебе ч…й, туш…ную щ…ку, огурц…, голубц… и леденц… . Около домика я посажу ч…дные нарц…ссы.

Будем мы с тобой молодц…!

Поможем?

Проверка работы.

У.: Какая орфограмма была в письме?

Д.: Шип. + [о]

У : Чем займёмся на следующем уроке?

Д.: Будем повторять эту орфограмму.

Слайд 18





Работа в паре, в группе.






Рефлексия учебной деятельности на уроке.

5 мин.




1.Уровень усвоения нового знания.

2.Уровень активности на уроке.

3.Настроение в конце урока.











Выбор букв Ы, И после Ц


Ц?

…ц?… …цы


26 апреля.

Классная работа.

[щ'ука] [ч'ай'н'ик] [шыны] [й'эжы] [цыфры]

Щука чайник шины ежи ц?фры





1 2

…[цы]… …[цы]


удальцы

мальцы

цыкнул

ларцы

цифра

жильцы

цирк

цыпка

купцы


Ц[Ы]?…

ЦЫ




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв,...
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconБондаренко Зинаида Владимировна Тема урок
«Гласные и-ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы и или ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить изученные орфограммы, правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости глухости согласных звуков,...
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconУпражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы
Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПравописание о е после шипящихицв окончаниях существительных
Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в окончаниях имён существительных, формирование умений и навыков...
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок является вторым в теме «Буква ё ё». Учащиеся знакомятся не с новыми буквами, а с новой функцией уже изученных букв. Учащиеся...
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: развитие умения работать с учебной информацией; формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора...
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconОбеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами,...
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconТема: «Разделительные ъ и Ь»
Мы продолжаем повторять орфограммы, изученные вами ранее. Сегодня в начале урока напишем объяснительный диктант, в котором вы должны...
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
З, -с; закрепить навык распозн корней с чередующимся гласными и обоснов выбор орфограмм ( -лаг лож-; раст ращ рос- ); о-ё после шипящих...
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учимся читать; развивающая игра знакомство с алфавитом, выбор букв, составление слов
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconУрок 93 (74). Тема: Написание букв и, а, у после шипящих (повторение)
Воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, чувство прекрасного, любовь к природе
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconКраснодарский край, Красноармейский район, ст. Новомышастовская, маоу сош №10
На уроке изучения новой орфограммы мы обобщаем Подготовительную работу, строим алгоритм применения Орфограммы, усваиваем его с учащимися...
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц
Орфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Допишите в словосочетания слова, в которых работает правило Написание букв А,И,У после шипящих


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск