Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы





Скачать 104.12 Kb.
НазваниеУпражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы
Дата публикации22.07.2014
Размер104.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

г. о. Тольятти
Урок русского языка

с использованием

информационных технологий.


Разработан учителем

начальных классов

Троицкой Н.И.

Тольятти, 2013

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа2100»

Тема урока: Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для формирования у детей орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи – ши; создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие виды УУД.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации; способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение); осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- постановка цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка.

Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.

Оборудование урока: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Русский язык, 2 класс; слова – карточки; иллюстрации животных, птиц, растений; изображение Старичка – лесовичка; динамическая картина «Лес»; аудиозапись «Звуки леса», компьютер; интерактивная доска; документ – камера; ноутбуки; тренажёр «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу» Автор – составитель: Фокина Л.П. 2012 г., презентация «Правописание сочетаний жи – ши» Составитель: Троицкая Н.И.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  1. Мобилизующий этап.

- Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. (Слайд 2)

Ум и сердце в работу вложи

Каждой минутой своей дорожи

- Сколько предложений в девизе? (2) Докажите. (Каждое предложение имеет законченную мысль)

- Как в устной речи мы обозначаем границы предложений? (С помощью интонации)

- А в письменной речи? (С помощью знаков препинания: ., !, ?, …)

- Поставьте в конце каждого предложения карточку с необходимым знаком препинания.

- Прочитаем предложения согласно расставленным знакам препинания:

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

  1. Орфографическая минутка.

- Ребята, откройте тетради, возьмите ручки, сядьте красиво, ровно. Помните о правилах посадки при письме. Запишем сегодняшнее число. Но сначала нам необходимо найти все «опасные места» - орфограммы в записи сегодняшней даты и поставить ударение в словах:

Тр.на.цатое д.к.бря.

Кла..ная р.бота.

(Дети устно объясняют орфограммы, учитель дописывает необходимые буквы. Ученики записывают дату в тетрадь)

  1. Актуализация знаний с развитием каллиграфического навыка письма.

- Прежде, чем приступить к написанию букв, давайте выполним разминку для пальчиков «Кулачок»:

Этот пальчик – маленький.

Этот пальчик – слабенький.

Этот пальчик – длинненький.

Этот пальчик – сильненький.

Этот пальчик – толстячок.

Ну, а вместе – кулачок!

- Ребята, отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза.

- Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Ж)

Произнесите звук, который обозначает эта буква. ([ж])

- С каким звуком он образует пару и по какому признаку? (Со звуком [ш] по звонкости-глухости)

- Ребята, а какая орфограмма объединяет эти звуки? (Орфограмма жи – ши)

- Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш]? (Буква и)

- Запишем эти сочетания, дополнив их росчерком: …….

- Ребята, как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи – ши).

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. ( Научиться правильно писать слова с данными сочетаниями).

- Вы правы, сегодня на уроке мы вспомним одно из важных правил русского языка. Человека, не знающего этого правила, можно смело назвать неграмотным. Я думаю, никто из вас не желает прослыть таким. Тогда будьте внимательны.

Решение логического упражнения.

На доске карточки с изображением лесных зверей (совёнок, лисёнок, ёжик) и карточки:

ж… тели

малыш.. .

ёж…к

ж…вут

реш…ли

ш…шки


- Лесные жители – малыши - лисичка, ёжик, совёнок живут дружно. Решили они подарить друг другу подарки. Это (показываю изображение) шишка, жёлудь, цветок. У лисички нет ни шишки, ни цветка, у совёнка нет шишки.

- Определите, какой предмет получил каждый зверёк?




  1. Создание проблемной ситуации.

Дифференциация шипящих звуков.

-Назовите изображённые предметы. (Шишка, жёлудь, цветок)

- Что мы узнали об этих звуках в первом классе?

«Согласные [ж] [ш] [ц] только твёрдые».

- Наши лесные жители – малыши живут по правилу, которое написано на доске. (Слайд 3)



Ж…знь дана на добрые дела.



- Прочитайте. Объясните значение пословицы.

- Произнесите название предмета. (Изображение – шишка)

Звукобуквенный анализ слов: жизнь, шишка.

У доски работают два ученика.

1 вариант. 2 вариант.

[Ж] [Ы] [З] [Н’] [Ш] [Ы] [Ш] [К] [А]

Игра: «Что заметили?».

Наблюдения за особенностями написания сочетаний жи, ши.

- Как вы думаете, какая буква пишется в словах «ж…знь», « ш….шка»? (Высказывание детей).

- Давайте проверим наши предположения.

Работа с учебником. Стр. 112. Правило.

- Мы были правы?

- Так почему же в сочетаниях жи, ши пишется буква и, а не ы?

Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы».

Жили-были в лесу шипящие Ж, Ш и гласные И, Ы. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы навести в лесу порядок. Все вышли на работу, кроме буквы Ы. Она сказала, что очень больна, и работать не может. Весь день трудились Ж, Ш, И. Во все щели заглянули, хорошо убираются. И вот, усталые, голодные, решили пойти домой. Подходят к домику и видят, что Ы как ни в чём не бывало, веселится, танцует под музыку. Обиделись Ш, Ж, И, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они рядом с буквой Ы, а только так: ЖИ-ШИ!

- А если серьезно, то в древнерусском языке шипящие и [ц΄] были мягкими согласными. Со временем эти звуки стали твёрдыми. С тех пор и осталось правило написания этих сочетаний.

- Вернёмся к карточкам, с которыми работали в начале урока.

- Обращаемся к карточкам:

ж… тели

малыш.. .

ёж…к

ж…вут

реш…ли

ш…шки

- Напишите в тетради буквы, которых не хватает в словах – карточках.

  1. Формирование навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши .

- Лесные жители – малыши приглашают нас к себе в гости.

Загадка.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем (лес)

Совершим путешествие в лес.

Физкультминутка

Музыка «Звуки леса» – движения.

«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои»!

На доске изображение леса. По ходу урока создаём динамическую картину «Лес». На ней прикрепляю изображение ежика, лисёнка, совёнка.

-Лес.…Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинства.

Это сказочный мир доброго Старичка – лесовичка. (Прикрепляю изображение на доску)

Жалуется Старичок – лесовичок, что люди лес часто беспокоят. Ветки ломают, цветы срывают, бабочек ловят. Это маленькие раны, нанесённые лесу. А если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой друг, третью кто – то ещё, что же станет с лесом?

На протяжении нескольких уроков русского языка Старичок – лесовичок будет обращаться к вам с просьбой помочь лесу.

Давайте познакомимся с первой просьбой Старичка – лесовичка.

Деление текста на предложения. Работа с документ - камерой

В лесу тиш…на там живут разные ж….вотные лес – это дом для всего ж…вого друж… с лесом!

-Сколько предложений в тексте?

Самостоятельная работа.

-Спишите текст, разделив его на предложения.

Проверка учеником под документ – камерой.

- Как обозначить орфограмму жи – ши.

- Почему в лесу надо соблюдать тишину?

- Чем является лес для животных?

Картинный диктант.

-Давайте узнаем, какие животные живут в лесу. Измените слова, так, чтобы они обозначали много предметов.

Образец: карточка-иллюстрация: стриж – это один предмет, стрижи - это много предметов. Записываем слово – стрижи, обозначаем орфограмму жи.

А дальше сами:

(иллюстрации) ёж, мышь, чиж, уж,

Проверка.

(Открываю правильную запись на интерактивной доске). (Слайд 4)

Стрижи, ежи, мыши, чижи, ужи

- Сверьте с доской. Поднимите руку у кого так. Молодцы!

(Заселяем в лесу животных – ежа, мышь, ужа. На деревья прикрепляем чижа, стрижа).

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Кто такие птицы?

- Кто такие звери?

- А что ещё можно отнести к живой природе?

- Давайте узнаем, какие растения растут в лесу.

Работа по уровням.

- На столах лежат карточки с двумя заданиями. Выберите то, которое сможете сделать. Рассчитайте правильно свои силы.

1 уровень. - Карточка с зеленым кружочком - подберите подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания. Обозначьте орфограмму.


Колючие ландыш…

Густые ш….повники

Душ…стые камыш…..



2 уровень.

- Карточка с красным кружочком – ответьте на вопросы. Запишите словосочетания.



- Какие цветы расцветают в лесу в мае?

Душ…стые ……………

- Как называются дикие розы?

Колючие ………………

-Что растёт на берегах лесных озёр?

Густые ……………….
Проверка.

-Прочитайте, какие словосочетания у вас получились. Сравните с эталоном. (Слайд 5)

- Как написали слова на изучаемое правило? (Дополняем динамическую картину растениями – ландыши, шиповник, камыши).

- А сейчас мы проверим как вы усвоили сегодняшнюю тему.

- Перед тем, как вы начнёте работу в парах, вспомним правила сотрудничества. (Слайд 6)

Работа с тренажёром Фокиной Л.П. на ноутбуках в парах.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- В лесу наступают сумерки, солнышко садится. Нам пора возвращаться домой.

- Понравилась ли вам прогулка по лесу?

- А хотелось бы погулять по настоящему лесу?

- Что надо помнить, посещая лес? ( Дети называют правила поведения в лесу.)

- Вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке? Научиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши). Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?

- Для чего необходимо знание орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.)

- Были ли затруднения?

- Какое задание больше понравилось?

- За что вы можете себя похвалить?

Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило (хором)

Психологический приём на выявление настроения детей, их отношение к учёбе.

- Старичок – лесовичок вам на память дарит дубовые листочки из леса. (Показываю корзинку, наполненную листочками).

Кому интересно было на уроке, возьмите красный листик, кому не интересно – жёлтый.

  1. Д. З.

- Ребята, вы не прощаетесь с лесом. Дома выполните упражнение 167 , в котором встретитесь и с лесом, и с животными. Я надеюсь все вспомнят советы Старичка – лесовичка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconТема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ
Цель урока: Постановка и решение учебной орфографической задачи «Обозначение гласных после шипящих Ч, Щ»
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconУрок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов...
Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала...
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconОткрытый урок чтения в 1 классе
А закрепит знания о произношении гласных и согласных букв; показать важность каждой буквы в слове; закрепить знания учащихся о написании...
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconКонспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Имея такую базу можно переходить к освоению броска после ведения. Основным элементом этого упражнения является двушажная техника....
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconУрок 41 (2 ч.). Тема: Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и...
Тема: Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названи­ях. Написание...
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconБондаренко Зинаида Владимировна Тема урок
«Гласные и-ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы и или ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconБуквы П. п, обозначающие звуки [ п], [п′]
Чтение текстов с буквами П,п. Заглавная буква при написании имён, отчеств, фамилий. (К)
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconУрока Организационный момент
Цели: создать условия для упражнения в написании имён прилагательных именительного и родительного падежа
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Создание условий для усвоения орфограммы «Буквы нн в суффиксах прилагательных»
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconПрограмма комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция"
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса...
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconПрочитайте текст, какими же чертами характера обладает герой?
...
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconУрок 13. Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь
Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка?
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что буквы е, ё, я, ю читаются по-разному: в начале слова, после гласных и после ъ...
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы iconУрок русского языка в 1 «В» классе. Тема: обозначение мягкости согласных...
Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих предложениях? (е, и, ю, я, ь.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск