Скачать 104.12 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81 г. о. Тольятти Урок русского языка с использованием информационных технологий. Разработан учителем начальных классов Троицкой Н.И. Тольятти, 2013 Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа2100» Тема урока: Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы. Цели урока: Образовательные: - создать условия для формирования у детей орфографического навыка записи слов с буквосочетаниями жи – ши; создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы. Развивающие: - развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность. Воспитательные: -воспитывать интерес к окружающему миру; желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других. В процессе обучения формирую следующие виды УУД. Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение); осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями. Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: - постановка цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка. Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка. Оборудование урока: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Русский язык, 2 класс; слова – карточки; иллюстрации животных, птиц, растений; изображение Старичка – лесовичка; динамическая картина «Лес»; аудиозапись «Звуки леса», компьютер; интерактивная доска; документ – камера; ноутбуки; тренажёр «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу» Автор – составитель: Фокина Л.П. 2012 г., презентация «Правописание сочетаний жи – ши» Составитель: Троицкая Н.И. Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений. Ход урока.
Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.
- Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. (Слайд 2) Ум и сердце в работу вложи Каждой минутой своей дорожи - Сколько предложений в девизе? (2) Докажите. (Каждое предложение имеет законченную мысль) - Как в устной речи мы обозначаем границы предложений? (С помощью интонации) - А в письменной речи? (С помощью знаков препинания: ., !, ?, …) - Поставьте в конце каждого предложения карточку с необходимым знаком препинания. - Прочитаем предложения согласно расставленным знакам препинания: Ум и сердце в работу вложи. Каждой минутой своей дорожи!
- Ребята, откройте тетради, возьмите ручки, сядьте красиво, ровно. Помните о правилах посадки при письме. Запишем сегодняшнее число. Но сначала нам необходимо найти все «опасные места» - орфограммы в записи сегодняшней даты и поставить ударение в словах: Тр.на.цатое д.к.бря. Кла..ная р.бота. (Дети устно объясняют орфограммы, учитель дописывает необходимые буквы. Ученики записывают дату в тетрадь)
- Прежде, чем приступить к написанию букв, давайте выполним разминку для пальчиков «Кулачок»: Этот пальчик – маленький. Этот пальчик – слабенький. Этот пальчик – длинненький. Этот пальчик – сильненький. Этот пальчик – толстячок. Ну, а вместе – кулачок! - Ребята, отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. - Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Ж) Произнесите звук, который обозначает эта буква. ([ж]) - С каким звуком он образует пару и по какому признаку? (Со звуком [ш] по звонкости-глухости) - Ребята, а какая орфограмма объединяет эти звуки? (Орфограмма жи – ши) - Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш]? (Буква и) - Запишем эти сочетания, дополнив их росчерком: ……. - Ребята, как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи – ши). - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. ( Научиться правильно писать слова с данными сочетаниями). - Вы правы, сегодня на уроке мы вспомним одно из важных правил русского языка. Человека, не знающего этого правила, можно смело назвать неграмотным. Я думаю, никто из вас не желает прослыть таким. Тогда будьте внимательны. Решение логического упражнения. На доске карточки с изображением лесных зверей (совёнок, лисёнок, ёжик) и карточки:
- Лесные жители – малыши - лисичка, ёжик, совёнок живут дружно. Решили они подарить друг другу подарки. Это (показываю изображение) шишка, жёлудь, цветок. У лисички нет ни шишки, ни цветка, у совёнка нет шишки. - Определите, какой предмет получил каждый зверёк?
Дифференциация шипящих звуков. -Назовите изображённые предметы. (Шишка, жёлудь, цветок) - Что мы узнали об этих звуках в первом классе? «Согласные [ж] [ш] [ц] только твёрдые». - Наши лесные жители – малыши живут по правилу, которое написано на доске. (Слайд 3)
- Прочитайте. Объясните значение пословицы. - Произнесите название предмета. (Изображение – шишка) Звукобуквенный анализ слов: жизнь, шишка. У доски работают два ученика. 1 вариант. 2 вариант. [Ж] [Ы] [З] [Н’] [Ш] [Ы] [Ш] [К] [А] Игра: «Что заметили?». Наблюдения за особенностями написания сочетаний жи, ши. - Как вы думаете, какая буква пишется в словах «ж…знь», « ш….шка»? (Высказывание детей). - Давайте проверим наши предположения. Работа с учебником. Стр. 112. Правило. - Мы были правы? - Так почему же в сочетаниях жи, ши пишется буква и, а не ы? Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы». Жили-были в лесу шипящие Ж, Ш и гласные И, Ы. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы навести в лесу порядок. Все вышли на работу, кроме буквы Ы. Она сказала, что очень больна, и работать не может. Весь день трудились Ж, Ш, И. Во все щели заглянули, хорошо убираются. И вот, усталые, голодные, решили пойти домой. Подходят к домику и видят, что Ы как ни в чём не бывало, веселится, танцует под музыку. Обиделись Ш, Ж, И, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они рядом с буквой Ы, а только так: ЖИ-ШИ! - А если серьезно, то в древнерусском языке шипящие и [ц΄] были мягкими согласными. Со временем эти звуки стали твёрдыми. С тех пор и осталось правило написания этих сочетаний. - Вернёмся к карточкам, с которыми работали в начале урока. - Обращаемся к карточкам:
- Напишите в тетради буквы, которых не хватает в словах – карточках.
- Лесные жители – малыши приглашают нас к себе в гости. Загадка. Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем (лес) Совершим путешествие в лес. Физкультминутка Музыка «Звуки леса» – движения. «Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои»! На доске изображение леса. По ходу урока создаём динамическую картину «Лес». На ней прикрепляю изображение ежика, лисёнка, совёнка. -Лес.…Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинства. Это сказочный мир доброго Старичка – лесовичка. (Прикрепляю изображение на доску) Жалуется Старичок – лесовичок, что люди лес часто беспокоят. Ветки ломают, цветы срывают, бабочек ловят. Это маленькие раны, нанесённые лесу. А если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой друг, третью кто – то ещё, что же станет с лесом? На протяжении нескольких уроков русского языка Старичок – лесовичок будет обращаться к вам с просьбой помочь лесу. Давайте познакомимся с первой просьбой Старичка – лесовичка. Деление текста на предложения. Работа с документ - камерой
-Сколько предложений в тексте? Самостоятельная работа. -Спишите текст, разделив его на предложения. Проверка учеником под документ – камерой. - Как обозначить орфограмму жи – ши. - Почему в лесу надо соблюдать тишину? - Чем является лес для животных? Картинный диктант. -Давайте узнаем, какие животные живут в лесу. Измените слова, так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: карточка-иллюстрация: стриж – это один предмет, стрижи - это много предметов. Записываем слово – стрижи, обозначаем орфограмму жи. А дальше сами: (иллюстрации) ёж, мышь, чиж, уж, Проверка. (Открываю правильную запись на интерактивной доске). (Слайд 4) Стрижи, ежи, мыши, чижи, ужи - Сверьте с доской. Поднимите руку у кого так. Молодцы! (Заселяем в лесу животных – ежа, мышь, ужа. На деревья прикрепляем чижа, стрижа). - На какие две группы можно разделить эти слова? - Кто такие птицы? - Кто такие звери? - А что ещё можно отнести к живой природе? - Давайте узнаем, какие растения растут в лесу. Работа по уровням. - На столах лежат карточки с двумя заданиями. Выберите то, которое сможете сделать. Рассчитайте правильно свои силы. 1 уровень. - Карточка с зеленым кружочком - подберите подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания. Обозначьте орфограмму.
2 уровень. - Карточка с красным кружочком – ответьте на вопросы. Запишите словосочетания.
-Прочитайте, какие словосочетания у вас получились. Сравните с эталоном. (Слайд 5) - Как написали слова на изучаемое правило? (Дополняем динамическую картину растениями – ландыши, шиповник, камыши). - А сейчас мы проверим как вы усвоили сегодняшнюю тему. - Перед тем, как вы начнёте работу в парах, вспомним правила сотрудничества. (Слайд 6) Работа с тренажёром Фокиной Л.П. на ноутбуках в парах.
- В лесу наступают сумерки, солнышко садится. Нам пора возвращаться домой. - Понравилась ли вам прогулка по лесу? - А хотелось бы погулять по настоящему лесу? - Что надо помнить, посещая лес? ( Дети называют правила поведения в лесу.) - Вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке? Научиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши). Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели? - Для чего необходимо знание орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.) - Были ли затруднения? - Какое задание больше понравилось? - За что вы можете себя похвалить? Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило (хором) Психологический приём на выявление настроения детей, их отношение к учёбе. - Старичок – лесовичок вам на память дарит дубовые листочки из леса. (Показываю корзинку, наполненную листочками). Кому интересно было на уроке, возьмите красный листик, кому не интересно – жёлтый.
- Ребята, вы не прощаетесь с лесом. Дома выполните упражнение 167 , в котором встретитесь и с лесом, и с животными. Я надеюсь все вспомнят советы Старичка – лесовичка. |
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ Цель урока: Постановка и решение учебной орфографической задачи «Обозначение гласных после шипящих Ч, Щ» | Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов... Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала... | ||
Открытый урок чтения в 1 классе А закрепит знания о произношении гласных и согласных букв; показать важность каждой буквы в слове; закрепить знания учащихся о написании... | Конспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Имея такую базу можно переходить к освоению броска после ведения. Основным элементом этого упражнения является двушажная техника.... | Урок 41 (2 ч.). Тема: Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и... Тема: Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание... | ||
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок «Гласные и-ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы и или ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц | Буквы П. п, обозначающие звуки [ п], [п′] Чтение текстов с буквами П,п. Заглавная буква при написании имён, отчеств, фамилий. (К) | ||
Урока Организационный момент Цели: создать условия для упражнения в написании имён прилагательных именительного и родительного падежа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Создание условий для усвоения орфограммы «Буквы нн в суффиксах прилагательных» | ||
Программа комплексного собеседования специальность: "Юриспруденция" Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Слог, ударение. Правила переноса... | Прочитайте текст, какими же чертами характера обладает герой? ... | ||
Урок 13. Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что буквы е, ё, я, ю читаются по-разному: в начале слова, после гласных и после ъ... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Урок русского языка в 1 «В» классе. Тема: обозначение мягкости согласных... Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих предложениях? (е, и, ю, я, ь.) |