Аннотация к уроку обучения грамоте
1 класс
Разработал учитель начальных классов Самарская М. В.
г. Красный Сулин МБОУ СОШ №5 Тип урока: открытие нового знания. Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Перспективная начальная школа» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является вторым в теме «Буква Ё ё». Учащиеся знакомятся не с новыми буквами, а с новой функцией уже изученных букв. Учащиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв «ё» после согласных в середине и в конце слов, делают вывод о наличии звуков.
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность;
-приемы критического мышления: шесть «думающих» шляп.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
- принцип научности и доступности изучаемого материала
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.
В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний. Предполагаемый результат : овладение способом определения количества звуков, обозначаемых буквой «ё», на основе её местоположения в словах. Тема: Буква «Ё» - показатель мягкости согласных звуков. Буквы Ё, ё.
Цель урока: Создать условия для знакомства с функцией буквы «ё» в качестве показателя мягкости согласных звуков.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности стихотворной звучащей речи.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные УУД: знать способ обозначения мягкости согласных звуков с помощью буквы «ё»; объяснять функцию буквы «ё» - обозначать два звука [й, о] в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова; выполнят слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов.
Оборудование: фишки – звуки; шаблоны- прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений и схем текста; карточки «лесенка успеха», фломастер на водной основе, шесть «думающих» шляп, микрофон (муляж), ЦОР.
Этапы урока
| Задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Организационный момент
| Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.
| - Проверьте, друзья,
Готовы ли вы начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
- С каким настроением пришли на урок?
- Ребята, вы все сейчас на уроке обучения грамоте. Какая у вас цель? Чего вы хотите?
- Что можем пожелать друг другу на уроке.
| Предполагаемые ответы:
- Нам нужно работать дружно, быть внимательными, помогать друг другу. Хотим узнать интересную важную информацию…
| КУУД
| 1.Вдохновение
ВЫЗОВ
.
| Определить тему урока
Формировать положительную учебную мотивацию
Определить цель урока. Определить эмоциональный фон учащихся.
| - Буковка имеет глазки, для неё расскажем сказку
Она глазоньки потрёт, улыбнётся и уснёт.
-О какой букве пойдёт разговор на уроке? Как догадались? Что уже знаете о букве Ё? - Определите на лесенке «Успеха» на какой ступеньке сейчас находитесь.
Игра «Сочиним сказку» (учащиеся добавляют героев и предметы в названии, которых есть буква ё, определяют её месторасположение)
- Какая у нас будет учебная задача сегодня на уроке?
- Зачем нужно знать новый звук и букву?
(беседа идёт в форме интервью с использованием микрофона –муляжа)
| Учащиеся определяют тему урока: Буква Ёё.
-закрашивают на лесенке «успеха» человечка согласно своему настрою на урок. Определяют цель урока
- Изучить новую работу буквы «ё» в словах и слогах.
- Эти знания помогут нам научиться читать слоги, слова с новой буквой, предложения…
| РУУД
КУУД
|
|
| -Что или кто поможет вам достичь цели?
-Как можно достичь цели?
| -Учитель, учебник, тетрадь, схемы, картинки, собственные знания…
|
| 2.Внедрение
ОСМЫСЛЕНИЕ
Изучение новой темы.
| Учить выделять звук в исходных словах, давать его характеристику, обозначать звуки буквой.
| Работа со звуковым значком (учебник)
-Посмотрите на звуковой значок и подумайте, что вы можете сказать о звуке, который он обозначает?
-Можем ли мы, глядя на этот значок, назвать этот звук?
| Учащиеся рассматривают звуковой значок в учебнике и дают характеристику звука.
| ПУУД
|
| Упражняться в чтении слогов.
Давать звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.
Развивать речь.
| -Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
-Кто изображён слева? Какой инструмент он держит в руках? Где ещё используют этот инструмент?
-Прочитайте слово «лом» по слогам и орфоэпически.
-Сколько звуков? Сколько букв
-Произнесите первый звук. Дайте характеристику этому звуку.
(аналогичная работа проводится со словом «лён»)
Учитель объясняет значение слов «лом» и «лён».
| -Выполняют звуковой анализ слов (лом, лён) на основе их звуковой модели, Чтение модели с акцентированным выделением звука [о].
-Дают характеристику звуку после согласного: [й, о] подарила мягкость предшествующему согласному звуку, а себе оставила звук [o]
| П УУД
| Фонетическая зарядка
(физминутка)
|
| Колкий ёжик вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И спросил енота ёж:
– Ты мне спинку не потрёшь?
| 1.Учащиеся выполняю движения (приседания, прыжки и.т.д) если слышат в слове новый звук.
| РУУД
|
|
|
|
|
| 3 Приверженность
| Учить применять полученные знания
| -Почему важны знания, которые вы сейчас получили? Для чего нужны? А ещё? (беседа идёт в форме интервью с использованием микрофона –муляжа)
Чтение слогов и слов по учебнику С. 40
| Предполагаемые ответы учащихся: что бы быть умным, уметь правильно писать и читать, с кем нибудь поделиться новым знанием…
Учащиеся читают слоги и слова коллективно и индивидуально по «цепочке»
| РУУД
|
|
| Работа со звуковыми схемами индивидуально и на смарт доске.
(раздаточный материал)
-Превратим звуки в буквы и напечатаем слова в тетради.
- Составьте предложения с этими словами( лом, лён). Составьте схемы предложений .
| . Учащиеся выкладывают фишки-звуки на столе, аналогично на смарт доске в программе notebook 10.
Учащиеся печатают слова в тетрадях.
Дети устно составляют предложения и выкладывают схемы-фишки слов предложений аналогично на смарт доске в программе notebook 10.
| РУУД
ПУУД
|
|
|
|
| КУУД
| 4.Завершение
РЕФЛЕКСИЯ
| Подвести итог. Поблагодарить.
| Приём критического мышления 6 «думающих» шляп. Учащиеся примеряют на себя шляпу любого цвета, тем самым размышляют в разном режиме по изученной теме(30 сек. на один ответ)
-Сообщить, что известно, т. е. факты - белая шляпа
-Хорошие (позитивные) моменты. Что получилось?- желтая шляпа
-Своё отношение к теме (эмоции) – красная шляпа
-С какими трудностями столкнулись? – черная шляпа
-Где можно применить знания? творческие идеи – зелёная шляпа
Синюю шляпу надевает учитель перечисляет ответы детей (контроль, обобщение и оценивание: подсчёт талонов, вручение наклеек)
| Предполагаемые ответы детей:
-Буква ё дарит предыдущему согласному мягкость, а себе оставляет звук[o]…
-Понравилось сочинять сказку, работать со схемами-фишками звуков и слов, играть на смарт доске, говорить в микрофон, читать слоги и слова…. Подводят итог урока.
Оценивают свою работу на уроке -закрашивают на лесенке «успеха» человечка «Где я сейчас?»
| РУУД
| |