Занятие "В гости к осени" (экскурсия в лес)





Скачать 66.35 Kb.
НазваниеЗанятие "В гости к осени" (экскурсия в лес)
Дата публикации08.10.2013
Размер66.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Занятие "В гости к осени" (экскурсия в лес)


Цель: формирование начал экологической культуры воспитанников, навыков экологически правильного поведения в лесу.

Программное содержание:

  1. Дать детям знания о лесе, как экосистеме. В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу все нужны друг другу

  2. Подготовить восприятие детей к выделению морфофункциональных признаков обитателей леса.

  3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса, умение делать умозаключения.

  4. Систематизировать знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, о простейших связях и взаимозависимостях, существующих в природе.

  5. Развивать познавательную активность детей.

  6. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Предварительная работа

  • Беседы – «О лесе».

Цель: дать понятие «Лес – экосистема, в которой живут растения и животные, они нужны друг другу»

- Напомнить правила поведения в лесу.

  • Чтение художественной литературы: Н. Н. Павлова «Растения осенью»,

Г. Скребицкий «Как звери и птицы готовятся к зиме», «Осенние похождения крольчат» /кн. «Лес осенью».

  • Повторение пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстративного материала на темы «Какие бывают леса (смешанный, хвойный, ельник и т.д.)»

  • Чтение стихов, отгадывание загадок о лесе.

  • Подготовка материала к экскурсии: лупы, корзинка для сбора интересных находок.

  • Дидактическая игра «Что растёт в лесу». «Наблюдения на прогулке (деревья, птицы, насекомые).

ХОД ЭКСКУРСИИ

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

1. Сообщение темы и целей экскурсии.

Воспитатель.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться.
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи;
Ребята, послушайте, какие времена 
Года описаны в этих отрывках?
«Солнце светит, но уже не так греет».
«Вечера все холоднее».
«Желтеют листья, сохнут травы».
«Улетают птицы».

Воспитатель: Какое время года описано?

Дети. Осень.

Воспитатель: Почему грустное это время года?

Дети. Прошло лето становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скора облетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.

Воспитатель: А чем прекрасно это время года?

Дети. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.

Воспитатель: Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.

И так для чего мы идем на экскурсию?

Дети. Наблюдать за признаками осени.

III. Экскурсия.

1. Беседа

Воспитатель: Какая погода сегодня? Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.

Дети. Пожелтение листьев, похолодание.

Воспитатель: Сравните летнее и осеннее время.

Дети. Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.

Воспитатель: Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев?

Дети. Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые.

Воспитатель: Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.

Дети. Солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.

Воспитатель: Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод. Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить.

Дети. Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; Ель – хвойное, вечно зеленое дерево.

Ель

Ель является жемчужиной русского леса. У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.

Береза

В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Зацвела береза – началась настоящая весна.

Воспитатель: Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают)

А как изменились травяные растения?

Дети. Тоже пожелтели, засыхают.

Воспитатель: Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?

Дети. Да.

Воспитатель: Так ли их много, как летом?

Дети. Цветущих растений очень мало.

Воспитатель: А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?

Дети. Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.

Воспитатель: Обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?

Дети. Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.

Воспитатель:. Насекомые прячутся на зимнюю спячку. Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о не живой природе?

Дети. Меньше стало солнечного тепла, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.

2. Работа в группах

Воспитатель: Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.

Задание № 1

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Задание № 2

Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.

Задание № 3

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Задание № 4

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Задание № 5

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.

Задание № 6

По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.

Ответы детей.

IV. Итог занятия.

Воспитатель: Что мы узнали на экскурсии. За чем наблюдали?

Дети. Наблюдали за живой и неживой природой. Узнали, какие изменения происходят осенью в природе.

Работа после экскурсии.

Цель: закрепление полученных знаний о лесе и уточнение. Формирование основ осознания.

• Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишки домой спешили», рассказа О. Дмитриева «Что такое лес?»

• Подборка иллюстраций с изображением лесных обитателей и растений для оформления альбома «Лесное царство»

• Коллективное рисование «Наш лес»

• Придумывание загадок «Что нам осень подарила?»

• Дидактическая игра «Зоологическое лото», «Ботаническое лото»

• Засели северный лес животными»

- Составление творческих рассказов «О чём шептались деревья в лесу»

- Задание: обвести трафареты грибов, кустарников, деревьев, птиц, зверей, насекомые, и раскрасить.

- Беседа «Как звери и птицы, растения готовятся к зиме».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconУрок экскурсия с элементами исследования по окружающему миру во 2...
Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического...
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconУрок окружающего мира по теме «В гости к осени»
Цель: учить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий...
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconВ путь-дорогу собирайся
Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Вы хотите, чтобы занятие началось как обычно или необычно, со сказки?
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconКонкурс на выразительное чтение стихов об осени. • Конкурс поделок...
...
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconНовый год в рованиеми в гости к санта клаусу
Дополнительная экскурсия: Поездка в арктический зоопарк Рануа (€80/взрослый, €65/ребенок 4-12 л.)
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconМосква
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconВолков история христианства
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconКонспект занятия «Поездка на ярмарку»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconГород: Магнитогорск оу: мс(К)оу с(К)оши №4 Учитель
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconТема: «Это моё право»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconКонспект занятия у бабушки в гостях
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconЛекции про лыжное снаряжение
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) icon«Путешествие в город маленьких велосипедистов»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) icon«Мурманский дошкольный детский дом «светлячок»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconИ пластилинографии на тему: «правила безопасности дорожного движения»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Занятие \"В гости к осени\" (экскурсия в лес) iconE-learning Потенциал дистанционного обучения в развитии информационного общества
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск