Занятие "В гости к осени" (экскурсия в лес) Цель: формирование начал экологической культуры воспитанников, навыков экологически правильного поведения в лесу.
Программное содержание:
Дать детям знания о лесе, как экосистеме. В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу все нужны друг другу
Подготовить восприятие детей к выделению морфофункциональных признаков обитателей леса.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса, умение делать умозаключения.
Систематизировать знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, о простейших связях и взаимозависимостях, существующих в природе.
Развивать познавательную активность детей.
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Предварительная работа Цель: дать понятие «Лес – экосистема, в которой живут растения и животные, они нужны друг другу»
- Напомнить правила поведения в лесу.
Чтение художественной литературы: Н. Н. Павлова «Растения осенью»,
Г. Скребицкий «Как звери и птицы готовятся к зиме», «Осенние похождения крольчат» /кн. «Лес осенью».
Повторение пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстративного материала на темы «Какие бывают леса (смешанный, хвойный, ельник и т.д.)»
Чтение стихов, отгадывание загадок о лесе.
Подготовка материала к экскурсии: лупы, корзинка для сбора интересных находок.
Дидактическая игра «Что растёт в лесу». «Наблюдения на прогулке (деревья, птицы, насекомые).
ХОД ЭКСКУРСИИ
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
1. Сообщение темы и целей экскурсии.
Воспитатель.
Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес, Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою. Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться. Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи; Ребята, послушайте, какие времена Года описаны в этих отрывках? «Солнце светит, но уже не так греет». «Вечера все холоднее». «Желтеют листья, сохнут травы». «Улетают птицы».
Воспитатель: Какое время года описано?
Дети. Осень.
Воспитатель: Почему грустное это время года?
Дети. Прошло лето становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скора облетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.
Воспитатель: А чем прекрасно это время года?
Дети. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.
Воспитатель: Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
И так для чего мы идем на экскурсию?
Дети. Наблюдать за признаками осени.
III. Экскурсия.
1. Беседа
Воспитатель: Какая погода сегодня? Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.
Дети. Пожелтение листьев, похолодание.
Воспитатель: Сравните летнее и осеннее время.
Дети. Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.
Воспитатель: Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев?
Дети. Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые.
Воспитатель: Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.
Дети. Солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.
Воспитатель: Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод. Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить.
Дети. Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; Ель – хвойное, вечно зеленое дерево.
Ель
Ель является жемчужиной русского леса. У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.
Береза
В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Зацвела береза – началась настоящая весна.
Воспитатель: Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают)
А как изменились травяные растения?
Дети. Тоже пожелтели, засыхают.
Воспитатель: Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?
Дети. Да.
Воспитатель: Так ли их много, как летом?
Дети. Цветущих растений очень мало.
Воспитатель: А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?
Дети. Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.
Воспитатель: Обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?
Дети. Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.
Воспитатель:. Насекомые прячутся на зимнюю спячку. Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о не живой природе?
Дети. Меньше стало солнечного тепла, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.
2. Работа в группах
Воспитатель: Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.
Задание № 1
Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?
Задание № 2
Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.
Задание № 3
Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
Задание № 4
Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.
Задание № 5
Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.
Задание № 6
По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.
Ответы детей.
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Что мы узнали на экскурсии. За чем наблюдали?
Дети. Наблюдали за живой и неживой природой. Узнали, какие изменения происходят осенью в природе.
Работа после экскурсии.
Цель: закрепление полученных знаний о лесе и уточнение. Формирование основ осознания.
• Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишки домой спешили», рассказа О. Дмитриева «Что такое лес?»
• Подборка иллюстраций с изображением лесных обитателей и растений для оформления альбома «Лесное царство»
• Коллективное рисование «Наш лес»
• Придумывание загадок «Что нам осень подарила?»
• Дидактическая игра «Зоологическое лото», «Ботаническое лото»
• Засели северный лес животными»
- Составление творческих рассказов «О чём шептались деревья в лесу»
- Задание: обвести трафареты грибов, кустарников, деревьев, птиц, зверей, насекомые, и раскрасить.
- Беседа «Как звери и птицы, растения готовятся к зиме». |