Министерство образования Пензенской области ГКОУ Детский дом г. Пензы
«Детский дом – школа здоровья»
Разработали:
воспитатели Орлова С.А
Синева И.А.
2011 г.
«Детский дом – школа здоровья» Цель: знакомить с практическими приемами оздоровления Задачи:
формировать стремление к здоровому образу жизни;
познакомить с традициями русской бани;
учить простейшим приемам массажа при помощи мочалки и веника;
познакомить с понятием аромотерапии;
развивать коммуникативные умения и навыки: умение слушать друг друга, работать в парах;
развивать речь: умение формировать свое мнение, высказывать его, слушать мнение товарищей;
корректировать развитие памяти, внимания, мышления.
Оборудование:
Карта страны болезней
Щиты со способами защиты от болезней
Волшебный сундучок с банными принадлежностями:
банный камень;
шапочка;
мочалка;
веники;
эфирные масла;
варежки по количеству детей.
Рисунки для рефлексии «Выбери аромат»:
больной ребенок;
спящий ребенок;
улыбающийся ребенок.
Ход занятия
I. Мотивация. Постановка цели
Цель: заинтересовать детей темой предстоящего занятия
| Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Вы хотите, чтобы занятие началось как обычно или необычно, со сказки?
Ответы детей.
Тогда вставайте поудобнее и послушайте сказку про страну Болезней.
Далеко-далеко за лесами и пустынями лежит страна, где живут болезни: Грипп, Простуда, Ангина, Дизентерия, Скарлатина. Вся страна окружена неприступными горами и только в 1 месте болезни могли выходить из нее и нападать на людей.
Тогда люди решили открыть повсюду «Школы здоровья», чтобы учиться защищаться не от врага-богатыря, а от болезней-невидимок.
А вы хотели бы поучиться в такой школе. И узнать новые способы защиты от болезней.
Ответы детей.
Тогда давайте встанем в круг и произнесем девиз:
В путь-дорогу собирайся За здоровьем отправляйся!
Дети хором произносят девиз.
| II. Основная часть. Изучение нового. «Построй щит» (активная беседа).
Цель: закрепить знания, полученные ранее о методах профилактики заболеваний. Познакомить с новым методом – посещением бани.
| Занимайте места за партами в школе здоровья.
Первое, чему учат в «Школе здоровья» строить щит здоровья. Что нам помогает защищаться от невидимых врагов-микробов, бактерий, вызывающих болезни?
Дети поднимают руки, отвечают, находят соответствующий рисунок, прикрепляют его к карте.
лекарства
мыло
марлевая повязка
мытье рук
чистка зубов
проветривание помещений
витамины
зарядка
физкультура, спорт
Молодцы! Как много способов защиты в ы знаете. А хотите узнать еще один надежный способ?
(Выносится сундук): Все для этого способа есть в волшебном сундучке.
Давайте его откроем, посмотрим, что в нем хранится.
В сундучке лежат:
мочалка
шапочка
веник
эфирные масла
камень из парильни
мыло
шампунь
Где все это может пригодиться? (в бане)
Дети поднимают руки, отвечают.
Все эти предметы нужны в бане.
| Рассказ.
Цель: познакомить детей с историей бани, ее устройством, назначением. Объяснить оздоравливающий механизм бани.
| Бани появились в древние времена в разных странах. Обычай ходить в баню на Руси тое возник давным-давно, когда не было еще ванны и душа. Ах, как любили баню наши прадеды и деды, прабабушки и бабушки. В парилке на высокой полке до изнеможения стегали они себя вениками. Распарившись, бросались в снег или студеную воду. Затем снова – в жар и пар.
Для русского человека баня не просто средство поддержания чистоты. Она давала отдых натруженному телу, улучшала настроение, а главное помогает укрепить здоровье.
Недаром в народе говорят: «Баня болезнь гонит», «Помылся, как вновь народился», «Который день паришься, тот день не старишься».
Ребята, как понимаете смысл пословицы «Баня болезни гонит».
Дети поднимают руки, отвечают.
| Фото бань, детей в парной.
| Старинная русская баня – это бревенчатое строение, которое является и парной и баней. В бане моются, а парной парятся. Обогревается баня от печки. Бревенчатые стены хорошо сохраняют тепло и жаркий воздух. Вы уже поняли, что в бане очень жарко.
Что происходит с нами, когда жарко?
Дети поднимают руки, отвечают.
Мы потеем. Сердце стучит сильнее, кровь бежит быстрее, приносит к органам больше кислорода, питательных веществ. Сосуды расширяются . это можно увидеть: кожа становится розовой, даже красной. А вместе с потом выходят вредные вещества. Она очищается от жира, пыли. Становится гладкой, шелковистой.
А когда мы выходим из жаркой парной в прохладный предбанник, то сосуды, по которым течет кровь, сужаются. Так они тренируются. Вот так жар помогает организму становиться здоровым.
| Презентация банных предметов.
Цель: знакомство с банными атрибутами, обогащение социально-бытового опыта.
| А теперь давайте подробнее рассмотрим вещи из волшебного сундучка.
Дети поднимают руки, отвечают.
Камень.
В бане есть печка, ее обкладывают вот такими камнями. Камни нагреваются от печки, на них льют воду, она шипит и превращается в пар.
Шапочка.
Для чего в бане нужна шапочка? Потрогайте, какая она толстая. Ведь мы говорили, что в бане жарко.
Дети поднимают руки, отвечают.
Шапочка сделана из мягкого материала, не сдавливает голову. Где жарче – вверху у головы или у ног? А нужна она для того, чтобы голова не перегревалась. А еще она служит для защиты волос. От сильного жара они пересохнут и станут ломкими, перестанут блестеть. (Раздаются шапочки).
Мочалки и мыло.
Для чего нужна мочалка?
Я думаю, вы все знаете.
Дети отвечают хором.
А как вы думаете, тереться нужно до парной или после?
Дети поднимают руки, отвечают.
Натираться мочалкой с мылом нужно после парной, потому что мы смываем с кожи жир, который защищает ее от жжения.
| Урок массажа (физ. минутка)
| А еще с помощью мочалки мы делаем себе массаж. Как его делать вам покажет старшая медсестра Рябова Н.Н.
|
| Веник. Надеть рукавицы.
Что делают веником в бане?
А про веник говорят: «В бане веник – господин», «В бане веник дороже денег».
Как вы понимаете смысл пословицы: «В бане веник - господин».
Дети поднимают руки, отвечают.
Веники для бани делают из различных растений. Сможете по листочку угадать из каких?
Игра «Угадай по листочку».
береза
дуб
хвойные
крапива
эвкалипт
Сначала веник замачивают в горячей воде, чтобы он стал мягким, не царапал кожу. Похлестывание веником тела – это тоже массаж. Есть разные способы пользования веником.
Дети берут веники и пробуют действовать веником.
Хотите узнать эти способы?
| Динамическая пауза.
Цель: профилактика остео-невротических состояний.
| Опахивание: слегка взмахивая веником, не прикасайся к телу, несколько раз пройди вдоль тела от ног до головы и обратно. При этом ощущается приятный горячий ветерок.
Поглаживание: неторопливо проведи веником вдоль тела до шеи и обратно несколько раз.
Потряхивание: если требуется прогреть тело сильнее, периодически поднимай веник вверх и потряхивай им. Нагретый веник прижимай на 2-3 сек. то к пояснице, то к лопаткам, к стопам.
Компресс: при этом веник поднимается вверх и делают компресс. Прижимают веник к телу.
Растяжка: на поясницу кладут два веника и, прижимая их к телу, разводят в разные стороны (к голове и стопам).
Урок Ароматерапии.
А что это за пузыречки лежат в волшебном сундучке?
Это эфирные масла – душистые вещества, которые содержатся в различных частях растения: корнях, листьях, цветах, стеблях.
Помните камень, который используют для получения пара. Пар поднимается вверх, мы его вдыхаем. А чтобы он стал целебным в воду добавляют капельки эфирных масел (4 капли масла на 1 л воды).
|
| Сейчас мы их понюхаем.
Узнаем, какую пользу они приносят.
Апельсин – бодрит, помогает тем, кто плохо засыпает, часто просыпается.
Мята – улучшает настроение, успокаивает. Помогает тем, кто чем-то расстроен.
Эвкалипт – он убивает большое количество микробов. Помогает тем, у кого часто бывает насморк.
| Цель: развивать ассоциативное мышление, самоанализ
| Теперь пусть каждый из вас выберет аромат, который вам понравился.
Рефлексия «Выбери аромат».
| III. Закрепление изученного.
Игра «Собери куклу в баню».
Цель: закрепить полученные знания.
| Вот какой урок был у нас сегодня в школе здоровья. А теперь вам предстоит сдать экзамен. А проведем мы его в форме игры «Собери куклу в баню».
Дети делятся на пары: «мамы» и «папы». Каждой паре выдается «дочка», ее нужно собрать в баню. А потом рассказать, что же собрали.
(5 полотенец, 5 мочалок, 5 веников, 5 кусков мыла, 5 флаконов шампуня).
Для этого мальчики возьмут фигурку папы, а девочки – мамы.
Вашей дочке нужно помочь собрать вещи в баню.
| Рефлексия.
Цель: учить анализировать происходящее, формировать свое отношение к происходящему.
| Наше занятие подходит к концу.
Давайте встанем в круг, возьмем шапочку и вы расскажете, что же вам понравилось.
Ответы детей.
Итак, какой же новый способ вы узнали?
А что лучше всего сделать после бани?
Попить чаю с травами.
| |