Скачать 47.78 Kb.
|
Н. М. Овсянникова учитель географии МОУ СОШ № 95 г. Краснодара Урок географии в 10-м классе «МГТР и мировое хозяйство» Цель урока: сформировать представление о международном географическом разделении труда, показать его значение и особенности, рассмотреть влияние международного географического разделении труда на мировое хозяйство, рассмотреть в международной экономической интеграции региональные и отраслевые группировки, раскрыть понятия «отрасль международной специализации», «глобализация хозяйственной жизни». Оборудование: политическая карта мира, интерактивная доска, мультимедийная презентация «МГТР и мировое хозяйство», учебники географии, атласы, рабочие тетради. Ход урока I. Организационный момент II. Объяснение учителя 1. Формы разделения труда. Слайд № 1. В нашей жизни каждый член коллектива выполняет свой вид работы или ее часть. Тоже происходит и в семье. Это простейшее разделение труда. Рассмотрим рис. 70. Как распределяется труд в первобытном обществе? По мере развития человеческого общества появляются новые трудовые отношения. Так возникает общественное разделение труда. Оно требует большого количества профессий, которые обеспечивают нас всем необходимым. Слайд № 2. Особенности природных условий влияли на специализацию производства отдельных территорий, т. е. развивается территориальное географическое разделение труда. Переход производства от ремесленной к промышленной стадии привёл к различию в уровне развития стран, в их способности организовать производство качественных товаров. И постепенно территориальное разделение труда переходит к международному географическому разделению труда. Международное географическое разделение труда (МГРТ) — это специализация отдельных стран на производстве определенной продукции и последующий обмен этой продукцией. Слайд № 3. Специализированная продукция становится «визитной карточкой» страны, которая ее производит. Отрасль, производящая эту отрасль, называется отраслью международной специализации страны. 2. Формирование и развитие мирового хозяйства. Существуют страны с определенной ролью в МГРТ. Слайд № 4. Это сырьевые страны, которые на мировом рынке выступают в качестве поставщиков различных видов природных ресурсов. Слайд № 5. Аграрные страны выходят на мировой рынок с продукцией сельского хозяйства. Слайд № 6. Промышленные страны выделяются продукцией различных отраслей обрабатывающей промышленности. Слайд № 7. Специализация возможна и на оказании определенного вида услуг. Есть страны-курорты, финансовые центры. Вопрос. Какие условия необходимы для развития МГРТ? Найти ответ в учебнике на стр. 141. Развитие МГРТ возможно при выполнении трех условий: — наличие стран, имеющих преимущество и способность в производстве большого количества продукции; — наличие стран, нуждающихся в этой продукции; — достаточный уровень развития транспорта. Сочетание этих условий было достигнуто на рубеже XIX—XX веков, что способствовало сближению стран, становится основой мирного сосуществования государств. Поэтому с развитием МГРТ национальные хозяйства мира объединяются в единое мировое хозяйство. Слайд № 8. Слайд № 9. Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Окончательно мировое хозяйство сложилось на рубеже XIX—XX веков в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка. 3. Глобализация. Слайд № 10. Развитие мировой экономики привело к глобализации хозяйственной жизни, т. е. превращению отдельных национальных хозяйств в элементы единого мирового хозяйства. Это проявляется в возникновении и развитии транснациональных корпораций и экономической интеграции. Слайд № 11. Крупнейшими ТНК являются компании, специализирующиеся на нефтяной промышленности, обрабатывающей — машиностроительные, пищевой промышленности. Более трети мирового промышленного производства приходится на долю ТНК, которые стали главной движущей силой процесса глобализации. Слайд № 12. Экономическая интеграция представлена региональными и отраслевыми группировками. Слайд № 13. Региональные группировки: — Европейский Союз; — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); — Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА); — Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ); — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Слайд № 14. Отраслевые группировки: — Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК); — Общий рынок Южного конуса; — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Рассмотрим рис. 73. Интеграционные объединения современного мира. Выписать в тетрадь названия и состав группировок. Слайд № 15. Экономическая глобализация привела к возникновению политической и культурной глобализации. Политическая глобализация объединяет страны и международные организации в поиске проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных стран, но и всего человечества. Смысл культурной глобализации состоит в сближении национальных культур, формировании общемировых ценностей. Положительное значение глобализации сочетается с негативными последствиями: — рост международной преступности и терроризма; — распространение коммерческой массовой культуры; — мировые экономические и финансовые кризисы. По этой причине во многих странах мира возникло и набирает силу движение антиглобалистов, выступающих за ограничение развития глобализации. Слайд № 16. Выводы: — по мере развития общества возникают новые формы труда, но и старые не исчезают; — МГРТ возникло на рубеже XIX—XX веков, что привело к формированию мирового хозяйства; — дальнейшее развитие МГРТ стало причиной возникновения транснациональных корпораций и интеграционных объединений. 4. Домашнее задание. Слайд № 17. Домашнее задание: — параграф 21, на стр. 144 ответить на вопросы; — в тетрадях выписать и выучить группировки стран. Урок проведён в рамках мастер-класса «Применение новых УМК по географии» в СОШ № 95 г. Краснодара 21 февраля 2009 года. Фрагмент презентации к уроку размещён на сайте Краснодарского научно-методического центра (http://knmc.kubannet.ru). |
Урок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ | ||
Урок географии в 8 классе по теме «Кабардинская равнина. Малая Кабарда» Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель... Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ | ||
Урок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии» Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мальцева Елена Александровна учитель географии первой квалификационной категории провела открытый урок по географии в 6а классе.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по географии в 8 классе по теме «Классификация химических элементов» (урок – закрепление) | Урок географии в 6 классе. Тема: Географические координаты Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с... | ||
Урок географии в 11 классе «Геоурбанистика» Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глубокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа составлена на основе Программы по географии Е. М. Домогацких, примерной программы по географии, в соответствии... | Составители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана... Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего... | ||
Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... | Урок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | ||
Урок географии в 8 классе по теме: «Дальний Восток край контрастов» Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? | Рабочая программа учебного курса географии в 7 классе Рассмотрено Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... |