Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе





Скачать 167.32 Kb.
НазваниеКонспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе
Дата публикации17.10.2013
Размер167.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Федотова Л. А.

Остапова Г.А.

МОБУ СОШ № 6

г. Таганрога

План – конспект

интегрированного урока географии и литературы

в 9 классе

Тема четверти: «Экономика Ростовской области». Урок № 2.
Тема урока: «Предпосылки экономического развития Ростовской области. Отражение природы Донского края и истории казачества в произведениях литературы и песенного фольклора».
Цели и задачи урока:

  • Расширить знания учащихся о природе Донского края, его истории, традициях и обычаях Донского казачества;

  • Проследить взаимосвязи природы – истории – литературы – культуры – экономики Подонья;

  • Закрепить практические навыки работы с картой и текстом художественного произведения;

  • Формировать навыки логического мышления, расширять кругозор;

  • Способствовать формированию познавательного интереса у школьников;

  • Способствовать воспитанию чувства гордости за свой край, за талантливых людей, взращенных на Донской земле;

  • Развивать способность видеть прекрасное в окружающем мире.


Оборудование: карта России, карта Ростовской области, картины природы Донского края, портрет М.А. Шолохова, а также выставка книг писателей Дона и о Донском крае, рисунки печатей Войска Донского и казачьих костюмов разных времен, гербарий степных растений.
На столах учащихся: конверты с заданиями, к/к Ростовской области, цветные и простой карандаши, чистые листы для заметок.
План урока:

  1. Введение.

Объяснение хода урока, постановка проблемных вопросов.


  1. Изучение нового материала.

1. Повторение ЭГП Ростовской области. Общие сведения об области.

2. Природные условия и ресурсы (работа с картой).

3. История казачества (сообщения ученика).

4. Население Дона (обобщение учителя географии).

5. Писатели Дона и фольклор (учитель литературы).

III. Выводы (решение проблемных вопросов и постановка новых).
IV. Викторина и задание на дом.
Ход урока.
Мой край, степное Приазовье,

Воспетый Шолоховым Дон,

Сыновей, трепетной любовью

Я навсегда в тебя влюблён.

И. Ковалевский.

На доске записано: Площадь Ростовской области 100,8 км2;

Население – 4,2 млн. человек.
Учитель географии: Каждый человек должен не только любить, но и знать свою Малую Родину, ее природу, историю, культуру. Основным предметом изучения экономической географии являются особенности хозяйства и его размещение. Чтобы понять, почему на Дону сложилась определенная специализация экономики необходимо проанализировать предпосылки экономического развития (обратить внимание на плакат, где записаны пункты плана характеристики экономического района).

Такими предпосылками,объясняющими структуру экономики, являются: ЭГП, природные условия и природные ресурсы, особенности населения и ход исторического развития.

Вопрос к классу: Охарактеризуйте ЭГП Ростовской области. Сделайте вывод: выгодно ли это положение или нет?

Ученик: (кто-то из обучающихся отвечает).

Учитель географии: В процессе урока мы с вами попытаемся ответить на вопрос: «Каким образом географическое положение нашей области, ход исторического развития, природа Донского края, повлияли на уклад жизни, проживающих здесь людей, на их традиции, обычаи, на появление на Донской земле такого огромного количества талантливых людей, воспевших её?» (этот вопрос записан на доске).

Природа Дона. (На выдвижной доске (или интерактивной доске) нарисованы контуры Ростовской области, аналогичные карты у учащихся на столе. По ходу объяснения учитель различной штриховкой, окраской, условными знаками наносит особенности природы области на карту, учащиеся подобную работу проводят на своих контурных картах).

Рельеф. В рельефе области преобладают равнины, изрезанные балками и оврагами. Макс. Высота 253 м находятся в пределах Донецкого кряжа. Минимальная высота – Манычская низина много раз заливаемая водами моря и превращаемая в солёное озеро. Частые пыльные бури в открытой степи создают «котлы» выдувания в несколько десятков метров. Хозяйственная деятельность человека тоже оставила свои следы на поверхности земли в виде огромных терриконов (отвалов пустой породы), котловин, связанных с медленными проседаниями или мгновенными провалами грунта.

П/и. Донская земля богата каменным углем (4 угленосных района) газовых месторождений мало, но они обеспечивают значительную долю потребностей Дона в газе. Много в области строительного материала: кварцита, флюсовых известняков, формовочных песков, огнеупорной глины, мергеля, фосфоритов.

Климат. Степной, умеренно – континентальный., а на юго – востоке переходный к полупустынному. Жаркое лето с частыми суховеями, неустойчивая зима, когда морозные дни сменяются частыми оттепелями.

Воды. Поверхностными водами область не богата, т.к. Кувл. < 1. Главная река области – Дон («вода – река» с аланского) её длина по области 420 км (общая 1870 км). Из других рек наиболее крупными являются Северский Донец, Сал, Калитва, Маныч. В 1952 г. закончилось сооружение Волго – Донского канала и Цимлянского водохранилища (максимальная глубина - 35 м., размеры: 360 км × 18 км). Есть в области и озера: пойменные, лиманные, озёра-блюдца (в Ергенях), 2300 рукотворных прудов.

Почвы. Настоящим богатством области являются ее плодородные мощные черноземные почвы, 25% территории заняты каштановыми почвами (юго - восток). Большая часть поверхности области распахана, но из – за нарушения агротехники и севооборота произошло значительное ухудшение плодородия почв.

Растительность. Вся область лежит в степной зоне – распахана, а неудобья вытоптаны скотом, поэтому естественной растительности почти нет. Раньше в степи первостепенное значение имела разнотравно – типчаково-ковыльная растительность. Вдоль русел рек и дельте Дона встречаются пойменные леса, а по балкам – байрачные леса.

Животный мир. Животный мир области богат и разнообразен. Более 60 видов млекопитающихся представлены в нем – это лисы, волки, заяц-русак, на юго-востоке области обитают сайгаки, в лесах встречаются лоси, много в степи грызунов – мышей полевок, сусликов, кротов. Из птиц еще можно встретить занесенную в Красную Книгу исчезающую дрофу, по берегам рек живет цапля и журавль – красавка, в небе парят степные орлы, выискивая себе жертву. Пресмыкающиеся представлены 18 видами это – степная гадюка, желтобрюхий полоз, степная черепаха, ящерицы. Далеко прославился Тихий Дон своими рыбными богатствами – судаком, лещом, осетрами, азовской тюлькой, линями и таранью.

Итак, подведем итог.

Вопрос к классу: Какие особенности природы Донского Края в первую очередь скажутся на его хозяйстве?

Ученик: (указывает на равнинный рельеф, теплый, но засушенный климат, плодородные почвы и малый набор полезных ископаемых, главным из которых является каменный уголь).

Учитель географии: А как же складывалась история нашего края?

Ученик: (сообщение по истории казачества)

История. Диким полем, Великим лугом называли 5 веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные отряды татар и ногайцев и совершали опустошительные набеги на русские земли. С конца ХV в. спасаясь от крепостничества на Дон бежали смелые решительные люди. Смельчаки объеди­нялись в отряды и вели жизнь, полную тревог и опасностей. За ними закрепилось тюрское название - казаки - вольные, свободные люди, легковооруженные воины. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они так же становились каза­ками. Вооруженные отряды казаков - станицы - выбирали себе атаманов и ставили свои станы (убежища) в неприметных местах на островах, поросших камышом, в дремучих лесах. (В поисках мест богатых дичью и рыбой, они редко останав­ливались на одном месте более 2-3-х месяцев).

Природа Донского края, высокие травы, в которых всадник утопал, как в зеленом море, дремучие леса, скрывавшие многочисленных диких зверей, несметные рыбные богатства в реках располагали к мирным занятиям - охоте и рыболов­ству. Собравшись человек по 100, казаки уходили от вольных станов в степи, где 2-3 месяца охотились на коз, оленей, зайцев, лисиц, тарпанов, дроф, гусей. Но прежде всего казак был воин.

В первой половине 18 в. у донских казаков сложилась военно-политическая организация - Войско Донское. Для ре­шения своих дел казаки собирались на общий сбор - Войско­вой Круг, на котором решали вопросы войны и мира, прини­мали послов, оглашали царские грамоты, выбирали атамана, судили за воровство и измену. В своих решениях Круг при­держивался обычая - как раньше было.

Ловкость, находчивость, быстрый конь, летучий аркан, меткая стрела и пуля спасали казаков в бескрайних про­сторах степи. По лошадиному следу, примятой траве опре­деляли они куда, когда и на скольких лошадях прошёл неприятель. Не были им препятствием ни широкие реки ни глубокие моря. На легких весельных стругах ходили казаки за "зипунами" в Азовское, Черное и Каспийское моря. Между Войском Донским и русским правительством сложились определенные взаимоотношения. Вольное казачество на южных русских границах всегда было головной болью для самодер­жавия как очаг недовольства и бунтарства народного, и ис­тория говорит о том, что все крестьянские войны начинались с Дона, достаточно вспомнить Степана Разина, Кондратия Булавина, да и Емельян Пугачев опирался на казачество. Поэтому долгое время царизм заигрывал с казачеством, пре­доставляя им большие вольности и льготы. Грамоты царей на Дон и "отписки" казаков в Москву раскрывают нам характер их взаимоотношений. В грамоте Ивана Грозного в 1570 г. присланной на Дон, сказано: "Мы вас за вашу службу жало­вать хотим" Что же за служба? Казаки должны были встречать и проводить русских послов, оберегать их от нападения. Ведя непрерывную борьбу с врагами русского государства, донские казаки охраняли южнорусские границы и считали это важным патриотическим долгом. Московское правительство, заинте­ресованное в защите южных рубежей, вынуждено было считать­ся с донским казачеством, хотя его и беспокоили вольнолю­бивые настроения этого народа. За военную службу русскому царю, казаки из Москвы получали обозы с самыми необходимы­ми для них товарами - порох, оружие, хлеб, ткани и много другое, платили казакам и деньги - все это делилось на Войсковом Круге по справедливости.

По мере того, как росло население Дона, казаки обзаво­дились семьями, а царское жалованье с годами становилось все скуднее и часто запаздывало - возникала настоятельная потребность в занятии земледелием, однако, долгое время таким занятиям мешали непрерывные набеги кочевников, уничтожавших посевы. Круг даже запрещал занятие земледе­лием "чтобы вольным промыслам помехи не было. А если станут пахать и сеять, и того бить до смерти и грабить" (1690). Об источниках своего существования казаки гово­рили: "Кормит нас, молодцов небесный царь в степи своеймилостью, зверем диким, да морской рыбою. Питаемся словно птицы небесные: не сеем, не пашем, не собираем житницы. Так питаемся подле моря синего. А серебро и золото у вас находим (у турок). А жен себе красных любых выбираючи от вас же уводим".

Но проходили десятилетия, русское государство крепло, расши­ряло свои границы, жизнь становилась спокойнее и донские казаки, сохранив свои военные традиции и основное предназ­начение - службу отечеству, занялись земледелием, освоили ремесла.

Учитель географии: Таким образом, из исторического очерка мы видим, что население Дона складывалось в течение несколь­ких веков. И состояло в основном из беглых крестьян - русских, украинцев, позднее прослышав о донской вольнице, бежали сюда и из более отдаленных мест - из Польши, При­балтики, много было людей южных и восточных нацио­нальностей – татар, калмыков, ногайцев, осетин, турок. Бежали в Донские степи в основном мужчины, а жен, как правило, брали полонянок - из турок, калмыков, черкесов - такое смешение наций и народов и послужило возникновению очень колоритного, своеобразного, яркого насе­ления Дона. Произошло не только смешение внешних черт присущих той или иной нации, произошло взаимовлияние язы­ков, обычаев, традиций. Вся эта смесь, претерпев видоизме­нения дала начало ни на кого не похожему сословию - казаков с самобытным языком, культурой, характером и яркой колоритной внешностью.

В настоящее время в Ростовской области проживает около 4,2 млн. человек (по переписи 2010г.), более чем ста национальностей ( русские, украинцы, армяне, греки, евреи, татары, калмыки.) Один млн. из них - в г. Ростове. В области преобладает городское население. Характерной особенностью населения области является высокий уровень образования и квалификации как промышленных, так и сельско­хозяйственных кадров.

Живем мы с вами в краю богатом не только дарами природы, но и талантами, которые в веках прославили Донской край.

Учительлитературы: Сплести воедино, объединить науку географию и искусство — литературу и музыку — непростая задача, но мы, учителя-единомышленники, пы­таемся ее сегодня решить, конечно, с вашей помощью ребята!

Почему так много необычных людей, неутомимых тружеников, незабываемых имен связано с ис­торией Донского края? И были ли какие-либо предпосылки для этого? Подумаем сегодня об этом вместе на уроке.

Богатая природными ресурсами Донская земля взрастила много талантов, и среди них мне хочется, прежде всего, назвать волшебников слова — наших писателей и поэтов.

Вопрос кклассу: Кого из писателей и поэтов, воспевавших Донской край, писавших о нем и его людях, вы знаете?

(учащиеся называют М.Шолохова, А.П.Чехова, В.Закруткина, К.Калинина, Б.Изюмского, П.Лебеденко, И.Василенко, В. Шестака, а также назы­вают известные им произведения этих авторов.)

Учитель литературы: Имя нашего великого земляка — А.П. Чехова, жившего и писав­шего на рубеже веков, конечно, известно всем. Мастер коротких рассказов, смешных и трагичных одновременно, автор новаторских пьес. Его перу принадлежат и повести о народной жизни, об исканиях и трагическом одиночестве интеллигенции. В повести "Степь" Чехов, описывая степные просторы, протянувшиеся вдоль Миуса, Таганрог­ского залива, Азовского моря, пишет: "Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скри­пачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку. Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла своя унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепене­вшими от тоски..."

Вопроск классу: Найдите в этом отрывке образные средстваязыка, помогающие писателю создать картину степи?

Ответыучащихся: ("омытое росою и обласканное солнцем","плакали чибисы", "скрипучую монотонную му­зыку", "обманутая степь", "опрокинутое небо", "оцепеневшими от тоски" и т.д.)

Учительлитературы: Среда наших современников — писатель Виталий Зак­руткин. Повесть "Матерь человеческая" — о трагической судьбе женщины-матери в годы Великой Отечественной войны. На страницах этой книги — нелегкие человеческие пути ирядом — родная степь, донская природа, воспе­тая писателем: «Только что отгремела первая весенняя гроза. Деревья в негустом дубовом перелеске, зеленое займище, серо-голубые кус­ты молодой полыни по обочинам проселочной до­роги сверкали радужными дождевыми каплями, и все вокруг сияло, переливалось, пахло свежо и молодо, как всегда бывает после буйной майской грозы».

Вопрос кклассу: Какова, по-вашему, роль изобразительно-вырази­тельных средств в этом отрывке?

Ответ ученика: Возвращение к мирной жизни, радость победы,чувство молодости и возрождения в душах людей — все это подчеркивают изобразительно-выразитель­ные средства языка в этом небольшом, но важном отрывке.

Учитель литературы: Но самое, по-моему, непосредственное отношение к Донскому краю, к теме нашего урока имеет творчество М.А.Шолохова.

Вопрос к классу: Какие произведения Шолохова вы знаете?

Ответ учащихся: (уч-ся называют "Тихий Дон", "Поднятую целину", "Донские рассказы", "Нахаленок", "Они сражались за Родину").

Учитель литературы: В книге, посвященной жизни и творчеству Шоло­хова, читаем: "На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская... вся в засыпи желто-песков...Там, где Дон, выгинаясь уходит от станицы к Базкам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера кончается и станица..."

(учитель обращает внимание на фотографии (видео ряд) род­ных мест Шолохова).

Здесь среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую он воспел, среди людей, которым он посвятил свои книги, долгие годы жил и работал великий писатель XX века М.А.Шо­лохов, автор "Донских рассказов", "Поднятой целины", автор романа-эпопеи "Тихий Дон". Для многих почитателей его таланта книга "Тихий Дон" стала любимой, знакомой построчно, пережи­той, как собственная судьба. Да и какая другая книга прошлых лет, так непос­редственно, как "Тихий Дон", отзывается сегодня на многие наши беды и поиски - связаны ли они с кровавыми межнациональными распрями, с вопро­сами земли и собственности, судьбой и возрожде­нием казачества, с естественным течением народ­ной жизни, с тем, что называется "правами чело­века" (и кто знает, что еще сокрыто в его глу­бинах, относительно завтрашнего, пока неведомо­го нам!) Описание природы Донского края, столь любимого писателем переплетается с повествова­нием о трудной судьбе героев романа с казачьими песнями, органично вплетающимися в повествование. Вот часть первого эпиграфа к роману:

"Не сохами-то славная землюшка наша распахана...

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна наша землюшка казацкими головами..."

(Так поется в старинной казачьей песне).

Несколько десятилетий назад замечательным режис­сером нашего кино С.А.Герасимовым был поставлен фильм по роману Шолохова "Тихий Дон". Актеры, так далекие от жизни, быта и тревог казаков, несколько месяцев жили среди них, в казачьих станицах и хуторах, пытаясь приблизиться духовно к прототипам шолоховских героев. И им это в пол­ной мере удалось!

Ученик: (Рассказ-обзор одного из учащихся по (презентации) стенду с фотографиям из фильма. Колоритен Григорий Мелехов в исполнении Петра Глебова, убедитель­на и незабываема Аксинья в исполнении Элины Быстрицкой. Посмотришь такой фильм, и вновь возвращаешься к книге.

Учитель литературы: Перелистываешь страницы и не перестаешь удивлять­ся образности шолоховской речи, где все кажет­ся одновременно и простым, и ярким, и неповто­римым: "К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон взлохмачен ветром, кидал на берега гребнистые частые волны, За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. Под тучей, раскрылатившись, колесил коршун, его с криком преследовали вороны. Туча дышала холодком, шла вдоль по Дону с запада..."

Вопрос к классу: Какие словосочетания вам запомнились? (учащиеся называют)

Учитель литературы: И опять о науке, вторгающейся в искусство сло­ва. Нашлись деятели, которые оспаривали ав­торство "Тихого Дона", дескать, не смог бы Шолохов, будучи молодым неопытным еще писа­телем, создать такой роман! На помощь пришла ЭВМ: проанализировав язык и стиль других шо­лоховских произведений и сопоставив их а язы­ком "Тихого Дона" машина сделала вывод: "Роман - эпопея "Тихий Дон" написан М.А.Шоло­ховым!"

Я по-хорошему завидую вам: вы еще будете чи­тать роман, будете знакомиться с его героями. И как здорово, если бы не просто читали роман, но и чувствовали бы его художественность,жизненную правду, очарование характеров, воль­ную и вечную донскую степь. Чувствовали бы, никогда, может быть и не си­девшие в седле, как храпит под вами, поводит взмыленными боками запалившийся конь, как немеет рука от врезавшихся поводьев и как стонет воздух, рассекаемый саблей. Благодаря шолоховскому таланту, взращенному Донским краем мы, может быть, сможем почувствовать едва уловимый запах цветения, долетев­ший от зеленого облака полузатопленных верб на донском берегу, наверняка, поймем от чего зашелся в неудержимых слезах суровый человек Григорий Мелехов, услышав в ночи старую казачью песню о донской вольнице... Роман заставит нас почувствовать, что человеческая жизнь — един­ственно достойная мера для всего происходящего на земле.

(Звучат песни в исполнении школьного фоль­клорного ансамбля "Перепёлушки") "Скажи о чем казачка плачешь", "Дон, ты мой"...

Живые воспоминания о бурной и самобытной исто­рии казачества отразились в своеобразном и многожанровом донском фольклоре. В переводе с английского это слово означает народная мудрость, знание. Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были и остаются песни. Казаки любили петь, и были очень певучи. Особенно хорошо распевали они протяжные ста­ринные песни, песни тоски и удали казаков, поливших своей кровью родную землю. Их распева­ли на майдане, на свадьбах, на встречах и проводах и просто собирались поиграть песни до утра. Слагая песни, казаки вкладывали в них душу, любовно хранили и передавали из рода в род.

(звучит песня "Трава, моя травушка...")

А вот, что писал о казачьей песне Н.Ф.Пого­дин: "Самобытный старинный мотив плывет, как плывут вам навстречу ковылевые думающие степи, Этот мотив грустен, как грустны, быва­ют степи в недвижные летние вечера, и без­брежен, зовущий к чему-то далекому, как степи... Каждый голос знает свое место в песне. Каждый поет с "душой", заливаясь, лаская любимые слова... Казаки поют, как поэты, отдавая песне все искорки лучших чувств человека".

(звучит песня)

Кроме песен на Дону бытовало много пословиц и поговорок, в которых отражались неписанные законы казачьей вольницы. (Учитель обращает внимание учащихся на пла­кат с пословицами и поговорками Дона).

- Казак донской, как ерш морской.

- Была бы булава, будет и голова.

- Казак без коня, что солдат без ружья.

- Без коня казак кругом сирота.

- Где наше казачье не пропадало: жизнь собачья, да слава казачья.

- Казак в пути не скучает, он песни играет.

- Казачьи песни слушать - мед ложкой кушать.

- Дон тихий, а берега песенные.

Вопрос к классу: А известны ли вам, ребята, еще какие-либо поговорки или пословицы Дона?

Ученик: (называют известные им поговорки):

- Терпи, казак, - атаманом будешь.

- Напекли, наварили, как на Меланьину свадь­бу.

- Добыть, или дома не быть.

Учитель литературы: Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы, живущие много веков. С полным основанием можем ска­зать, что автор фольклора - гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт - народ.

Учитель географии: В последние годы в России и, конечно, у нас на Дону ведется разговор о казачестве, его возрождении. Видели мы одетых в казачью форму людей и у нас в Таганроге. Возможно, слышали вы из теле- и радиопередач о воссоздании на Дону Воскового Круга, об избрании Войскового и станичных атаманов, об открытии в области казачьих лицеев, о создании казачьих войсковых отрядов, которые по решение Войско­вого атамана принимали участие в военных действиях в Приднестровье и на Северном Кав­казе. Одно время поднимался вопрос о создании Донской Республики в составе России. У меня, в связи с этим, к вам вопрос, ребята.

Вопрос к классу: Есть ли необходимость возрождения казачества в наше время как военного привилегированного сословия с присущим ему своеобразным укладом жизни, культурой, традициями?

Ученик:(мнения ребят и гостей почти единодушны в том, что казачество, его уклад жизни, его культуру нужно помнить и возрождать.)

Учитель литературы: (Обращаясь к проблемному вопросу) Конечно, трудно решить точно и определенно, почему наш край так богат талантами, почему Донская земля привлекала многие годы и даже сотни лет назад людей сильных, вольных духом, свободолюбивых. Вероятно, это вопрос не одного урока. Пусть этот вопрос останется в вашей памяти и, хоть иногда, будет тревожить ваше спокойствие, заставляя вас, то заглянуть в книгу, то послушать, а то и спеть самим казачью песню.

Учительгеографии: Однако, подводя итог сегодняшнего урока, мы можем с полной уверенностью сказать, что именно Донская природа является тем неисчер­паемым источником, который питает и душу, и разум человека, вдохновляя его на бранные и трудовые подвиги, окрыляя творческую фан­тазию писателей, поэтов и художников.
Викторина.

Далее учащимся предлагается раскрыть конверты и решить ребусы и кроссворды по теме урока. Задания не должны быть объемными, засчитан­ными на 15-20 минут, но обязательно не менее 4 вариантов, можно предложить и 5-й вариант повышенной сложности для сильных учеников.



Д/3.

Отредактировать контурные карты, заполненные на уроке. В тетрадях выписать в первом столбце факторы, способствующие экономическому развитию облас­ти, а во втором столбце, факторы сдерживающие это развитие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconКонспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер"
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconКонспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории)
Рецензенты: Беличенко Е. А., к ф н., доцент зав каф англ языка и английской филологии мгпу
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconКонспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена
Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги....
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconСинергетика – теория самоорганизации
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconРеферат Славянская мифология
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconТопонимика янао цель
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconОтчет о мероприятиях, проведенных
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconПавел солоненко технология бессмертия
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconПримерные темы контрольных работ
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconЯнуш Корчак Как любить ребенка
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconТехническое творчество: Творческое объединение «Юный конструктор»
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconД. И. Менделеев 20 21 мая 2013 года в рамках международного проекта
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconРешает ли проблемы развития общества теория самоогранизации синергетики
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Конспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе iconУрок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск