Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории)





Скачать 119.17 Kb.
НазваниеКонспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории)
Дата публикации12.10.2013
Размер119.17 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Клипова Ирина Александровна, учитель истории, и

Куверзанова Марина Александровна, учитель русского языка и литературы,

муниципального общеобразовательного учреждения

«Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»

Владимирская область

Конспект интегрированного урока в 9 классе

(интеграция литературы и истории)

Тема «Кто прав? Кто виноват?»

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Данное мероприятие проведено в связи с возникшими у восьмиклассников вопросами о процессе раскулачивания. Этот учебный материал рассматривается в рамках предмета «История» в 9 классе, но так как у школьников появилось желание познакомиться с темой в этом учебном году, то и было разработано это внеклассное мероприятие с опорой на художественную литературу, так как на примерах жизней литературных героев ребятам проще представить и понять процессы коллективизации и раскулачивания.

Методический замысел занятия – познакомить школьников с процессом коллективизации в стране и, как следствие, рассмотреть процесс раскулачивания, способствовать воспитанию чувств патриотизма, любви к своей Родине, понимания.

Благодаря большой подготовительной работе, опоре на литературные произведения, изучение жизненного опыта односельчан, занятие носит высокое нравственное значение. Занятие нацеливает ребят не только на изучение истории родной страны, но и способствует формированию собственного мнения по данному историческому процессу, формирует интерес к рассматриваемой проблеме.
Тип занятия: занятие комплексного применения, систематизации и обобщения знаний, осмысления и понимания исторических процессов.

Форма занятия: занятие-размышление с презентацией результатов исследовательской деятельности школьников.

Цели занятия:

  1. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям, жившим в тяжёлые годы коллективизации;

  2. Познакомить уч-ся с понятиями «коллективизация, раскулачивание»; раскрыть цели и задачи этого исторического события.

  3. Расширить знания об истории родного посёлка и его жителях;

  4. Прививать интерес к чтению худ .литературы;

  5. Учить формулировать своё мнение о происходящем, слушать собеседников.

  6. Способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков школьников.

Методы и технологии обучения:

- исследовательский;

- оценка исторических событий;

- ИКТ;

- метод презентации исследовательских работ учащихся.
Приёмы деятельности учителя:
- обобщение;

- эвристическая беседа;

- работа в группах.
Оборудование:

- ноутбуки, проектор, экран;

-мультимедийные презентации к уроку;

- фрагмент видеоролика из репортажа «7 дней истории – коллективизация в СССР»

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организация начала занятия:

- Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Мы объединим на нём наши знания по литературе и истории и поразмышляем над очень интересной и одновременно сложной темой: «Проблемы коллективизации и раскулачивания»

  1. Вступительное слово учителя :

- В СМИ последнее время часто можно услышать дискуссии, передачи, видео об этом историческом событии. Многие из вас смотрели фильм «Поднятая целина», снятый по произведению М. Шолохова, смотрели документальные фильмы, корреспондентские часы. Тема нашего занятия сегодня неслучайна. Она «родилась» благодаря вашим вопросам и интересу к столь важному, но, пока ещё нам незнакомому, событию. Затронув этот вопрос, вы уже узнали много новой для вас информации. Оказалось, в нашем классе есть ребята, родственники которых подверглись в то тяжёлое время раскулачиванию. Проводя исследовательскую работу, ребята даже нашли сохранившиеся в их семьях подлинники документов, которые являются ценнейшими источниками информации для современников.

Чтобы немного погрузиться в ту далёкую для нас эпоху, вам было предложено прочитать несколько произведений художественной литературы, в которых раскрывается проблема коллективизации и как следствие - раскулачивание, а некоторым ребятам - самостоятельно познакомиться , изучить и подготовить для нас небольшие сообщения по этой теме.

Но прежде, чем мы начнём работу, давайте представим нашего оператора, который будет внимательно следить за ходом наших мыслей, рассказов и обсуждений и помогать нам , обобщая все это с помощью современной техники.

(ученик в ходе занятия работает за компьютером и в конце занятия из представленных материалов собирает общую работу)

2. Работа по теме занятия:

- Скажите, прочитав книги, просмотрев фильм, изучив исторические документы, которые предоставили нам родственники раскулаченных жителей слободы Мстёра, на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы? Что вас больше всего заинтересовало? О чём вы задумались, прочитав рекомендованную вам литературу?

(оператор выводит вопросы на экран) - КЛАСТЕР

Примерные вопросы:

-Кто подвергался раскулачиванию?

- Как проходило раскулачивание?

- Кто проводил его?

- Зачем это было нужно?

- Какие положительные и отрицательные стороны были у этого процесса?

- Каков же итог раскулачивания?

- Итак, начать нашу беседу нам необходимо с рассмотрения тех исторических событий, которые имели место в то время. Сам процесс раскулачивания является неотъемлемой частью коллективизации с/х в стране.

Материал, рассказывающий нам об этом историческом событии, подготовила группа ребят, которая увлекается историей
Презентация, подготовленная уч-ся «Коллективизация в СССР» (Носов Е.)

см. приложение 1

- Какие мысли у вас возникли после просмотра презентации и прослушивания полученной информации?

(С одной стороны власти хотели улучшить экономическое положение страны , но с другой – было нанесено много вреда, прежде всего трудолюбивым крестьянам, тем, кто много работал и благодаря своему труду и труду своей семьи жил в достатке)
Учитель: Обратимся к произведениям художественной литературы, в которых авторы описывают этот процесс.

- Какие произведения вы прочитали? (Ф. Абрамов «2 зимы и 3 лета»

В. Быков «Облава»

В. Солоухин «Владимирские просёлки»

М. Шолохов «Поднятая целина»)
(беседа по пониманию текстов, выделение основной мысли, позиции авторов, высказывание своего впечатления о прочитанном)

- Так как большинство из вас прочитали произведение «Облава», давайте немного поговорим о нём.

-Кто главный герой произведения? (Хведор Робва)

- О чём это произведение? (о тяжёлой жизни крестьян в ходе раскулачивания, о потере смысла жизни честного и порядочного крестьянина)

- За что пострадал Хведор? (за то, что был трудящимся человеком, хотел жить хорошо, приобрёл молотилку…)

-Какие вопросы мучают Хведора? (…За что это навалилось на меня?...;

Кто же обманул его? Обманул так жестоко,

безжалостно, на всю жизнь?... Только за что?...)

- Получил ли он ответы на свои вопросы?

- Как вы думаете, почему? (он верил людям, никогда не желал зла другим, а поэтому не мог представить, что люди могут быть жестоки, злы, завистливы) Хведор не понимал смысла коллективизации, хотя верил и был предан советской власти.

-Кто нанес решающий удар жизни и всем надеждам Робвы? (собственный сын, который из доброго, трудолюбивого сына Миколки превратился в начальника - “зверугу”)

- Каково ваше впечатление от прочитанного произведения?
Краткий анализ сцен раскулачивания в произведении М. Шолохова «Поднятая целина»
- Какие еще произведения, статьи, книги о раскулачивании вы нашли? (выступление группы литераторов) (Горбунова Е.)

Ф. Абрамов «2 зимы и 3 лета»

Д. Гойченко «Сквозь раскулачивание и голодомор»

Н. Тепцов «В дни великого перелома»

В. Солоухин «Владимирские просёлки»

М. Шолохов «Поднятая целина» и др.
- Кто подвергался раскулачиванию? (зажиточные, богатые люди)

- Кто и по каким критериям определял состоятельность семей?
Учитель:

- Государство не дало точного определения, кого считать кулаком. В числе раскулаченных нередко оказывались и середняки.

Вспомните произведение Быкова «Облава» Какой вопрос на протяжении всего произведения задавал себе главный герой?

В некоторых районах количество раскулаченных достигало 20 процентов от общего числа индивидуальных хозяйств, хотя официальная норма раскулачивания составляла 5-7 процентов.

О том, как проходило раскулачивание в Вязниковском районе расскажет 2 группа
Презентация «Раскулачивание в Вязниковском районе» (Уткина А.)

см. приложение 2

Учитель:

- В нашем классе есть ученики, которые являются родственниками раскулаченных семей.

Выступление А. Клипова , Е. Некосовой (презентации)

см. приложение 3, 4,

Пока наш оператор работает над объединением всех материалов и созданием так называемого нашего проекта по теме, для полноты восприятия давайте просмотрим небольшой видеоролик из репортажа «7 дней истории – коллективизация в СССР»

3.Обобщение полученных сведений:

- Давайте с помощью оператора обобщим полученную информацию.

(слайд оператора)

- Скажите, получили ли вы ответы на поставленные в начале занятия вопросы?

(слайд оператора)

- Сформировалось ли у вас представление об этом сложном, тяжелом времени?

Выскажите свое мнение

- Я предлагаю вам высказать мнение несколько необычным способом - при помощи 6 шляп. Каждая группа получает шляпу определённого цвета, на которой написан вопрос. Попробуйте в своей группе ответить на него.

Красная – мои впечатления, чувства, мысли

Синяя – я понял

желтая – мне понравилось

Зелёная- я удивлен

Белая – я узнал

Чёрная – что мне не понравилось

- Подводя итог нашего занятия ответьте пожалуйста на вопрос

«Раскулачивание – это польза или вред?»

  1. Результатом нашей с вами деятельности я предлагаю оформление наших наработок в виде презентации и написание творческой работы по литературе (сочинение – рассуждение) вот по таким темам:

«Моё мнение о раскулачивании»

«Кто прав? Кто виноват?»

«Чем удивил меня процесс коллективизации и раскулачивания?» и т.д.

5. Подведение итогов занятия

Выскажите свое впечатление о занятии.

Приложение 1

Коллективизация в СССР. Раскулачивание.

30 января 1930 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», с которого в СССР началась коллективизация.

Одной из важнейших задач партийно-государственного руководства на рубеже 20-30-х гг. стало вовлечение в процесс индустриализации сельского населения страны. Это предполагало насыщение рынка промышленными товарами, в которых нуждалось крестьянство, и получение в обмен на них необходимого сырья и хлеба.

Сталин и его окружение пошли по пути более простому для него, но по трудному и мучительному для деревни. Решено было форсировать коллективизацию с целью безвозмездного получения хлеба, но не путем продналога, а через обязательные поставки.

Тон этой кампании был задан сталинской поездкой по Сибири в январе-феврале 1928 г. Во время его инспекции были сняты с работы, исключены из партии десятки местных работников за "мягкотелость", "примиренчество", "срастание с кулаком" и т. д. "Теоретическим" обоснованием форсирования коллективизации явилась статья Сталина "Год великого перелома", опубликованная 7 ноября 1929 г. В ней утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные, середняцкие массы крестьянства, что в социалистическом преобразовании сельского хозяйства уже одержана "решающая победа" (на самом деле в колхозах тогда состояло 6-7% крестьянских хозяйств, при том, что свыше 1/3 части деревни составляла беднота).

Нарушение законности, произвол, насилие в ходе проведения коллективизации вызывали открытые протесты крестьян вплоть до вооруженных восстаний. В 1929 г. было зарегистрировано до 1300 "кулацких" мятежей. 0 "кулацких" мятежей.

30 января 1930г. Политбюро утвердило постановление "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации", в соответствии с которым предписывалось производить у кулаков конфискацию имущества, а их самих делить на три категории - "контрреволюционный актив", "крупные кулаки и бывшие полупомещики", "остальная часть". В зависимости от категории кулаки должны были арестовываться, высылаться вместе с семьями в отдаленные районы либо расселяться специальными поселками в пределах территории своего прежнего проживания. Искусственное деление на группы, неопределенность их характеристик создавали почву для произвола на местах. Только за 1930-1931 гг. на Север, Урал, в Сибирь и Казахстан была выслана 381 тыс. крестьянских семей. Примерно 200-250 тыс. семей успели "самораскулачиться", т. е. распродать или бросить свое имущество, уйти в города и на стройки. Еще 400-500 тыс. семей должны были быть расселены отдельными поселками. Но в своей массе после конфискации имущества и раз-личных мытарств они также ушли из деревни, слившись с населением строек и городов. Таким образом, в ходе раскулачивания было ликвидировано свыше 1 млн крестьянских хозяйств, что составило 4-6 млн человек.

Приложение 2

Раскулачивание в Вязниковском крае

Одновременно с развёртыванием коллективизации началось наступление на зажиточные слои деревень с целью «ликвидации кулачества как класса». При этом местное руководство опиралось на положение секретного приказа ОГПУ от 22 февраля 1930 года, предписывающего действовать по двум основным направлениям: немедленная ликвидация «контрреволюционного кулацкого актива» (1-я категория) и массовое выселение наиболее богатых кулаков, к которым причисляли не только зажиточных крестьян, но и сельских священнослужителей (2-я категория). Кулаки 1-й категории приговаривались к высшей мере наказания или заключению в концлагерь, их имущество подвергалось конфискации, а семьи выселялись в северные районы страны. Кулаки 2-й категории выселялись на поселения вместе с семьями, их имущество подлежало описи и конфискации. Крестьяне, раскулаченные на территории Вязниковского района, в основном выселялись с семьями в Архангельскую область, на Урал или в Казахстан. Обычным явлением было причислению к кулачеству за наличие нескольких лошадей или коров, занятие в прошлом торговлей, ремеслом, порой – просто из-за личной неприязни.

Одним из средств в борьбе с кулачеством стали обязательные поставки сельскохозяйственного сырья и продуктов. В начале 1930 года были установлены минимальные нормы сдачи крестьянами сельскохозяйственной продукции. Главный упор при этом делался на зажиточные кулацкие хозяйства, для которых минимальный уровень сдачи продукции был в 1,5 – 2,5 раза выше, чем для бедняцких и середняцких хозяйств. Тем не менее к ноябрю 1930 года план хлебозаготовок был выполнен

лишь на 88%. В конце декабря 1930 года было принято постановление президиума областного исполкома о мероприятиях «по полному выявлению кулацких хозяйств для обложения сельхозналогом». В постановлении устанавливались признаки, по которым хозяйства относились к кулацким и в связи с этим облагались налогом в индивидуальном порядке: аренда земли с использованием наёмного труда, предоставление во временное пользование инвентаря и рабочего скота за отработку, содержание постоялых дворов, наличие ветряной мельницы, конной маслобойки, сыроваренного, колбасного, кожевенного, овчинно – шубного производства и др.

Всю работу по выявлению кулачества необходимо было провести до 15 января 1931 года.

Вязниковское райпо в начале января 1931 года опубликовал объявление о вознаграждении граждан, указавших «скрытое кулацкое имущество». Размер вознаграждения определялся в 10% от стоимости имущества после реализации. Кроме того граждане, указавшие на сокрытое имущество, получали 25% от суммы штрафа, налагавшегося райисполкомом на лицо, уклонявшееся от платежей.

В районе началась кампания по выявлению лиц , уклонившихся от выполнения твёрдого задания, скрывавших хлеб. Не выполняющие твёрдое задание суда подвергались заключению, высылке, конфискации имущества. Конфискованное движимое и недвижимое имущество переходило в собственность колхоза или продавалось с торгов. Принятые насильственные меры по изъятию хлеба привели к тому, что по итогам 1931 года план хлебозаготовок оказался перевыполненным. В результате политики раскулачивания к концу 1931 года в районе количество хозяйств, причисленных к кулацким, сократилось до 2,3%(327 хозяйств). Они были обложены разнообразными налогами, в общей сложности у них взымалось до 44% дохода. На следующий год процент изъятия увеличился до 55%. Насильственная коллективизация и массовое раскулачивание 1930 – 1931 годов вызывали сопротивление со стороны крестьянства.

За четыре года кулачество в районе было «ликвидировано как класс»: в 1934 году в районе было зафиксировано всего два кулацких хозяйства, что составило 0,02% от всех крестьянских хозяйств края. В это же время количество единоличных хозяйств сократилось до 16%. А к началу 1937 года в районе осталось всего 20 единоличных хозяйств.


Приложение 3

История раскулачивания семьи Белова ( фрагмент выступления Клипова А.)
22 июля 1931 года уполномоченный сельского совета Курбатов в присутствии понятых произвел опись и изъятие имущества. Белов И.В. обвинялся в неуплате в срок с/хозяйственного налога индивидуального обложения.

Демонстрация документов

Всего по недоимкам было предписано 375 рублей, но уполномоченные посчитали пени, перевозку и еще какие-то проценты и в итоге получилась сумма 653 рубля 25 копеек.

Дом Беловых – полукаменный, покрытый железом был оценен в 400 рублей.

Отобрали все, даже детскую одежду и обувь. Оставили 1 валенки и 2 пустые(без матрацев) кровати. Увезли даже детские кроватки, сняли даже занавески с окон.

Ивана Васильевича и его семью после раскулачивания выгнали за пределы посада Мстера. Куда бы не приезжал он, на работу его никуда не брали, гонения продолжались до 1936 г.

В 1936 году, после длительных и тяжелых переездов Белов И.В. ,коренной мстерянин, умер в г. Южа

Приложение 4

История раскулачивания семьи Крестьяниновых (фрагмент выступления Некосовой Е.)

Крестьянинов B. C.

Работал в конце XIX — начале XX века, владелец фабрики в с. Мстера, мастер по металлу.

Иконы в металлических окладах и бисерных «одежках». На окладах надпись: «Москва. В. С. Крестьянинов с сыновьями. Фабрика в с. Мстере Владимирской губернии».

«…возникают две большие фабрики с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу. Новейшее техническое достижение — гальванопластика используется в производстве «святых образов». 10 ризочеканных мастерских и 24 фольгоуборочных заведения работают по 10—14 часов.

К 1916 г. Фабрика вошла в созданный торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями». Полное название предприятия : «Фабрика икон, киот, лампад и медно-прокатный завод фольги». По этому названию можно судить о продукции выпускаемой на фабрике.

Советская власть не давала спокойной жизни Крестьяниновым. У Василия Семеновича и его сыновей были отобраны дома во Мстере.

(демонстрация документов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории...
План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект интегрированного урока географии и литературы в 9 классе
Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,...
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 а классе по повести М. Твена
Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги....
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект интегрированного урока чтения и музыкальной литературы в...
Педагог. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день, мы заканчиваем с вами программу 1-го года...
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание...
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект интегрированного урока в 9 классе (интеграция литературы и истории) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе по теме «Слово есть поступок.» (А. Н. Толстой) Особенности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск