РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Иркутская область ,Эхирит-Булагатский район.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Харатская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на
методическом объединении
Протокол №_1____от «_7_»_09____20 12_г.
| Согласована
Зам.директора по УВР
| «Утверждаю»
Директор школы
_______________
Приказ № 122а от
«__12__»___10___20 12 г.
|
Рабочая программа
По географии России Хозяйство и географические районы
9 класс
на 2012-2013 учебный год
Количество часов:
Всего 68 ч; в неделю 2ч
Составитель: Макарова Антонина Яковлевна
учитель первой квалификационной категории
Учебник: . География России Хозяйство и географические районыА.И Алексеев М.: Дрофа 2010
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Рабочая программа по географии России для 8- 9 класса включает разделы: «Пояснительная записка» с требованиями к результатам обучения;
«Содержание курса» с перечнем практических работ;
«Распределение материала по содержательным линиям в курсе географии России»
Примерное календарно-тематическое планирование в 9 классе».
«Учебно-методический комплекс»;
«Понятия, определения и номенклатура», которые изучаются в курсе «География России»
8. «Критерии оценки учебной деятельности по географии»
Устный ответ
Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Критерии оценки презентации
Критерии оценивания эссе
Критерии оценивания буклета
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-, 9-ых классов составлена на основе примерной программы:
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
1.Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
2.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2008 г. № 1089).
3.Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2010.
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержден приказом МО РФ №2885 от 28.12.2011
5. Письмо Минобрнауки России от 21.02.2012 №23290 «О перечне учебного компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» ( Вестник образования, №6 2012 г.)
6. Программа развития образования МОУ Харатская СОШ
Программа разработана на основании федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ плана № 1312 от 09. 03. 2010 ,Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2008 г. № 1089, примерной программы по географии среднего полного образования (базовый уровень) и авторской программы Используемые программы:
География России (7 – 9 класс): Примерная программа основного общего образования по географии.
Авторская программа по географии. 6 – 10 классы/ Под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Методическая литература: поурочные разработки по учебнику А.И. Алексеева (автор-составитель В.В. Николина. «Просвещение»
Программа курса география России для 8-9 классов образовательных учреждений, допущенная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику А.И. Алексеев, География России: природа и население 8 класс (издательство «Дрофа»)
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что ,помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.
Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений о жизни своей семьи, своих родственников, своего района или города.
Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время, сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому , с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и д)
Цель:
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи:
Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;
Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения:
учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.),
организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Практические работы
9 класс
№ 1: Определение по картам районов выращивания зерновых, технических культур, главных районов животноводства.
№ 2: Составление характеристики одного из угольных бассейнов по карте и стат. материалам
№3 Характеристика одной из металлургических баз по карте и статистическим материалам
№4: Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам
№5 Размещение народных промыслов, изучение внешних территориально- производственных связей Центральной России
№6 Составить описание одного из промышленных узлов Волго-Вятского района
№ 7: Составить сравнительную характеристику двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга
№ 8: Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Поволжья и Северного Кавказа
№ 9: Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение решения экологических проблем
№ 10: Выделение этапов освоения Сибири, связав их с направлениями хозяйственной деятельности и формированием сибирских городов
№ 11: Изучение и оценка Западно - Сибирского района для жизни и быта человека
№ 12: Характеристика одного из нефтяных месторождений по картам и статистическим материалам
№ 13: Составление характеристики Норильского промышленного узла
№14: Выделение на карте индустриальных, финансовых, транспортных, научных. Деловых. Центров Дальнего Востока
|