Учитель: Маринина М.В.
Урок литературы в 6 классе
Родная природа в стихотворениях Сергея Есенина
Цели урока: 1) познакомить учащихся с биографией поэта; 2) развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся; 3) отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; 4) привитие чувства любви к природе родного края, к Родине; 5) воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству С.А.Есенина и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, речь, навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, интеллект. 3.Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.
Тип урока
| изложение нового материала, урок развития речи
| Методы обучения
| | Формы работы
| фронтальная работа,индивидульные сообщения учащихся о творчестве Сергея Есенина)
| Оборудование: портрет С. А. Есенина, компьютер, учебник, выставка книг С. А. Есенина, рисунки учащихся
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие.
Постановка целей урока.
3.Стадия вызова. Работа с эпиграфом (Слайд)
Эпиграф урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
(Слайды «Природа» под музыку)
3. Вопросы учителя:
- Какие чувства вы испытали при просмотре картин и прослушивании музыки?
- так что же такое природа? (ВЕРНЁМСЯ К ЭПИГРАФУ)
4. Написание синквейна
Предлагаю вам поработать В ПАРАХ и написать синквейн «Природа» (СЛАЙД)
Дети пишут синквейн, зачитывают его
Давайте посмотрим определение понятия «природа» в Толковом словаре
5. Работа со словарём (читает уч-ся лексическое значение слова)
-а вы любите бывать на природе? Какие ощущения у вас возникают?
6. Ребята нарисовали дома рисунки о природе, дадим им слово
- как вы думаете, какие люди могут любить природу?
Вот и сегодня мы будем говорить о замечательном русском поэте – Сергее Александровиче Есенине (слайд)
- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.
В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Поэт не любит говорить вообще о растениях. Для него каждое дерево и цветок имеют свое обличье, свой характер «как метель, черемуха машет рукавом»,«лепестками роза расплескалась», «плачут вербы, шепчут тополя», «зеленокосая, в юбчонке белой, стоит береза над прудом». Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.
Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным. Вот перед вами его портрет. (СЛАЙД)
«На фоне окружавших меня людей привлекали внимание его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельная», - писала о нем поэтесса Мальвина Марьянова.
Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет, Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт,
- писал С. Есенин и стал им.
Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.
7. Выступление учащихся. (ДОКЛАДЫ)
Вывод (делают дети)
8. Следующий этап нашего урока – работа с учебником
Мы рассмотрим замечательное стихотворение С. А. Есенина «Пороша»
-что означает данное слово?
9. Работа со словарём (уч-ся читает лексическое значение слова по словарю) (СЛАЙД) Читает ученик
10.Поработаем над стихотворением:
- какие чувства вы испытали при прослушивании этого стихотворения?
Предлагаю вам поработать в ГРУППАХ и ответить на вопрос:
- какие изобразительно-выразительные средства вы здесь увидели?
(4 группы по 4 строчки)
(СЛАЙД)
Дети зачитывают ответы, комментируют
11. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ОПЕРЛАСЯ, КЛЮКА И Т.Д
12.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
13.ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ
С. А. Есенин написал очень много стихотворений о родной природе. Ребята дома приготовили выразительное чтение некоторых отрывков из стихотворений.
ВЫВОД
3аключительное слово учителя.
«Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.
Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не
могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
Вот и дома вам предстоит выполнить творческое задание
14. Домашнее задание
- выучить наизусть одно стихотворение С. Есенина; - написать сочинение о родном доме, любимом уголке природы; - дополнительно: рефераты об отдельных годах жизни С. Есенина;
-написать памятку «Правила поведения на природе»
15.Итоги урока:
Предлагаю вам поработать В ПАРАХ и подвести итоги нашего урока:
Что особенно понравилось на уроке
Что нового вы узнали
16.Поставьте себе оценку за урок
Закончить наш урок я хотела бы стихотворением, которое написала сама.
17.СТИХОТВОРЕНИЕ. |