Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.10.2013
Размер73.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок


МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 2»


Разработка урока русского языка в 7-ом

классе

по теме «Причастие» (обобщение)

Выполнила Кузьмина Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

Горьковское - 2007
Тип урока. Совершенствование знаний, умений и навыков.

Цель урока. Обобщение и систематизация знаний по причастию: образование причастий, определение разряда, выделение причастного оборота; написание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, не с причастиями, синтаксическая роль; выделение

причастий из предложенного материала; умение правильного определения

изученных орфограмм, роль причастий в речи; природа и человек – это еди-

ное целое.
Д/З: мини-сочинение о природе с использованием причастий.

Ход урока:

  1. Организация урока – слово учителя.

Ребята, сегодняшний наш урок имеет такое необыкновенное название. «Месяц белых троп». Всякий ли человек даст такое определение? Даже не нужно ждать ответа на этот вопрос: он известен. А вот Виталий Бианки, чьи произведения о природе Вы читали в раннем детстве, так определял название месяца в «Лесной газете». В обыкновенных газетах больше пишут про людей, про их дела. Но и в природе тоже идёт работа. Там есть свои герои и новости… Бианки и природа – это единое целое.

Мне хочется, чтобы наш урок стал отправным моментом для создания такого же целого. Вам надо знать жизнь природы, чтобы вместо пользы не наделать непоправимого вреда, надо горячо полюбить и хорошо узнать родную землю. А поможет Вам «Книга зимы», «Лесные происшествия», деревенские новости, радиоперекличка.

И всё это связано с чем? Ну, конечно, с причастием.

  1. Обобщение и систематизация знаний – практические задания.

а) Учитель. Что такое причастие? Какие они бывают?

б) Ученик. Мы дали определение причастия, указали их разряды. Теперь прослушаем «Книгу зимы».

В суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких. Каждое дерево хитрит, чтобы сберечь в себе тепло, не допустить мороз глубоко внутрь себя.

Кормиться, расти, производить на свет потомство – всё это требует большого расхода сил, энергии, своего тепла. Поэтому они погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья. Деревья их сбрасывают с себя. Гниющие на земле листья сами выделяют тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

- Деревьям приходится выживать в суровых условиях, приспосабливаться.

А как? ( Ответ учащихся )

Обратим внимание на действия деревьев, выберем те, от которых можно образовать причастия. Работаем по группам.

в) Работа в группах.

1-я группа(с высоким уровнем обучения) работает по третьему абзацу: образует причастия действительные и страдательные настоящего времени.

Остальные делятся на варианты.

1-й вариант – по 1-му абзацу – действительные причастия насто-

ящего времени

2-й вариант – по 2-му абзацу – страдательные причастия настояще-

го времени

г) Ученик. Проверим работу.

1-я группа: выдыхающий, сбрасывающий, выделяющий, предохра-

няющий; выдыхаемый, сбрасываемый, выделяемый,

предохраняемый.

1-й вариант: погибающий, хитрящий.

2-й вариант: требуемый, погружаемый.

- Назовите суффиксы причастий (1-я гр. и 1-й вар.) действительных

наст. врем.

- Чем Вы можете объяснить написание гласной в суффиксе?

- 2-й вариант, назовите суффиксы образованных Вами причастий.

Почему пишется такая гласная?

д) Учитель. Разрешите мне.

Стало известно, что наши ребята смогли прочесть два лесных происшествия по белотропу. Вы послушайте их: в жизни животных тоже, как и у человека, случаются курьёзы. Не забывайте и о том, над чем работаем, – причастие.

I Шла по лесу косуля, беды не чуяла. Была замечена волком, который кинулся наперерез. У большого поваленного дерева они встретились. Косуля через вывороченный ствол перенеслась на своих воздушных ногах и дальше помчалась. А волк со ствола дерева бух в снег – да и провалился всеми четырьмя в медвежью берлогу. Мишка вскочил и бегом в лес (думал охотники ). Волк, как увидал такую тушу, про косулю забыл. Косуля спасена.

II Вот ещё одно происшествие…

Скакал заяц по болоту. Да – бух! – и сорвался в снег по самые уши. Чувствует: под ногами что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
-- Интересно? Ещё интересней станет, если мы найдём причастия.

III Работа у доски. Выписать причастия, определить вид орфограммы.

( Замечена, поваленного, вывороченный, спасена, перепуганный; н—нн в суффиксах страдательных причастий )

-- Какие случаи написания взяты? ( Если образовано с помощью приставки, кроме не; краткие стр. прич.)

-- Какие случаи написания н—нн не взяты? ( Если слово оканчивается на –ова-ева, если к ним относятся зависимые слова, если образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый )

- Приведите примеры таких причастий, но…условие: отношение к животным, оказавшимся в подобных ситуациях ( полированные рожки, изуродованные лапки, кормленный лесником, похищенная лисой, пойманный ястребом…). Запишите их, укажите условия выбора написания н—нн.

IY Самостоятельная работа. Спишите строки деревенских новостей, раскрывая скобки и обозначая орфограмму.

-- Над деревней поднялось (не)греющее солнце.

-- На снег, (не)тронутый никем, легли прозрачные тени.

--В сумке мальчика лежала (не)убитая дичь, а пойманный в ловушку зверёк.

1-ая группа называет причастия с не;

2-ая группа объясняет их написание;

3-ья группа указывает случаи слитного написания не с причастиями;

Всем – найти предложение с причастным оборотом, объяснить постановку

знаков препинания, составить его схему. Перестроить предложение так, чтобы не было обособления.

е) Ученик. Мы уже столько времени работаем, а никто из нас даже не поинтересовался: что же это за месяц, есть ли причины называть его так (декабрь). Вот как описывается он В.Бианки.

Декабрь

Декабрь-студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончит, а зиму начинает.

С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растёт.

Сколько мёртвых тел погребено под снегом!

-- Вы согласны с тем, что мёртвые тела погребены? ( Нет, конечно).

Читаем дальше.

Но растениями оставлены семена, животными отложены яички. Солнце поцелуем разбудит их к жизни. Заново создаст из земли живые тела.

С солнцем возродится жизнь.

ё) Учитель. Определите тип речи. Что автор использовал для выразительности?

Игра «Эстафета»

С задней парты по памяти восстановить то, с помощью чего автор придал описанию декабрю особую выразительность ( это делается на полоске бумаги, которая быстро передаётся). Лидирующий ряд зачитывает причастия

и рассказывает о них всё, что знают.

--А какова синтаксическая функция этих причастий? Покажите

( выписывается предложение: Земля и лес укутаны снежным одеялом. Производится синтаксический разбор).

ж) Ученик. Слушайте! Слушайте! Слушайте! И записывайте по такой форме: 1/д; 2/с. ( Работа в парах )

Говорит Новосибирская тайга

Глубже, глубже снег в тайге. Охотники, помогающие государству, артелями уходят в тайгу, Впереди их всевидящие и всеслышащие собаки-лайки. Много в тайге голубой белки, прячущейся в своих домиках, дорогого тёмного всегда хитрящего соболя, зайца-беляка, пугавшегося любого шороха, огромного лося, прятавшегося в густых кустах. Много рыжей огнёвки, заметающей свои следы. Давно спит в своей потайной берлоге медведь.

Месяцами не выходят любящие своё дело охотники, ночуют там в маленьких избушках-зимовьях.

А рыщущие по тайге лайки вынюхивают, высматривают, выслушивают глухаря и белку, колонка и лося или самого засоню-медведя.

Возвращаются артели домой, тащат за собой нагруженные добычей нарты.

1/д; 2/д; 3/д; 4/д;5/д; 6/д; 7/д; 8/д; 9/д; 10/д; 11/с.

Говорит Чёрное море

Да, сегодня тихо плещет в берега Чёрное море, на берегу сонно рокочет омываемая ласковой волной галька, и в тёмной глади воды отражается желтеющий серп луны.

Давно пронеслись над нами сметающие всё с пути бури. А зимой редко налетают ветры, беспокоящие нас. Настоящей зимы Чёрное море не знает. Немного похолодеет синеющая его вода. Круглый год гуляет наше море, весёлые дельфины, играющие в нём, ныряют и всплывают на поверхность.

Прилетают сюда зимовать обеспокоенные гагары, утка разная нырковая…

И в нашем море зимой не скучней, чем летом.

1/с; 2/д; 3/д; 4/д; 5/д;6/д;7/с.

( Учащиеся проверяют работу по ключу, который записан на доске, допустивший ошибку объясняет правильность выбора )

Лексическая работа. Объясните лексическое значение слов: артель, огнёвка, избушка-зимовье, нарты, рокочет.

з) Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок «Месяц белых троп». Я надеюсь, что Вы поняли основную мысль его, что заключалась и в обобщении знаний по причастию, и в приобщении Вас к жизни природы. Чтобы заметить её дыхание, её ритм и использовались причастия, которые способны не только образно описывать предмет, явление, но и представлять его признак в развитии, в изменении. Чем это объясняется? «Объясняется это, конечно, тем, что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную выразительность прилагательного».

3. Итог: Не сеяно, не молочено, в воду обмочено, камнем пригнетено, к зиме приблюдено. ( Солёные грибы )

Что является лишним? ( Солёные – это отглагольное прилагательное )

4.Оценки.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск