Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации24.10.2013
Размер0.87 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим объединением образовательных

учреждений Архангельской области по направлению

подготовки «Безопасность жизнедеятельности»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению «Дня защиты детей» в общеобразовательных учебных заведениях и «Дня гражданской обороны» в учреждениях начально­го и среднего профессионального образования Архангельской области

г. Архангельск

2007 год

Настоящие методические рекомендации разработаны специалистами Главного управления МЧС России по Архангельской области, Учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуа­циям и пожарной безопасности Архангельской области, в соответствии с тре­бованиями Постановления Российской Федерации от 04.09.2003г. № 547 «О по­рядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера».

Составители: Ефимчик А.В., Копнин В.В., Ушаков А.Н., Голоушкин А.В.

Рецензент: Директор департамента образования и науки Архангельской области

Мигунов В.М.

Под общей редакцией начальника Главного управления МЧС России по Архангельской области генерал-майора внутренней службы Бусина М.В.

Введение

  1. Общие положения

  2. Цели и задачи «Дня зашиты детей»

  3. Организация подготовки и проведения «Дня защиты детей»

  4. Подготовка и проведение «Дня защиты детей»

Приложения:

Приложение 1. Рекомендации по составлению сценария проведения «Дня защиты детей»

Приложение 2. Приказ директора «О подготовке и проведении «Дня защиты детей»

Приложение 3. План подготовки и проведения «Дня защиты детей»

Приложение 4. Протокол результатов соревнований на участке

Приложение 5. Маршрутный лист

Приложение 6. Приказ директора «Об итогах проведения «Дня защиты детей»

Приложение 7. Материалы для проведения эстафет, конкурсов, викторин.

Приложение 8. Итоговая таблица результатов проведения «Дня защиты детей»

ВВЕДЕНИЕ

В методических рекомендациях приведена методика подготовки и прове­дения «Дня защиты детей» и «Дня гражданской обороны» (далее «Дня защиты детей») на основе рекомендаций Северо-Западного регионального цен­тра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий материалов журналов «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы безопасности жизни», информационного сборника Фонда национальной и меж­дународной безопасности «Безопасность», сборника приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации «Вестник образова­ния России», научно-информационного сборника «Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций», опыта работы учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ образовательных учреждений Архангельской области.

Методические рекомендации предназначены для руководителей граждан­ской обороной школ, профессиональных училищ, колледжей, техникумов, учи­телей и преподавателей-организаторов ОБЖ, а также для начальников управле­ний (отделов) по делам ГО и ЧС городов (районов), начальников, преподавате­лей, мастеров производственного обучения курсов гражданской обороны муни­ципальных образований, преподавателей высших и средних образовательных учреждений, имеющих лицензию на образовательную деятельность в указанной области.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В системе подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизне­деятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» важное значе­ние имеет хорошая организация проведения «Дня защиты детей» и «Дня граж­данской обороны» (далее «Дня защиты детей»), которые, согласно Постановле­нию Правительства Российской Федерации от 04.09.2003г. N 547, ежегодно проводится в общеобразовательных учебных заведениях и учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Одновременно «День защиты детей» является объектовой тренировкой по гражданской обороне. При этом отрабатываются положения Плана действий по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций и второго раздела Плана гражданской обороны. «День защиты детей» организуется и проводится руководством учебного заве­дения во главе с директором - руководителем гражданской обороной учебного заведения.

Практическая направленность и соревновательный характер «Дня защиты детей» способствуют формированию у учащихся и студентов (далее учащихся) навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экс­тремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь.

Вместе с тем «День защиты детей» призван служить развитию Всерос­сийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

Исходя из требований, предъявляемым к уровню подготовки обучающихся, основными целями проведения «Дня защиты детей» являются;

• всесторонняя проверка и повышение уровня готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности учащихся и работающего персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; выработка у руководящего состава учебного заведения практических навыков по оценке обстановки, по принятию решения и умению осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и работающего персонала, а также действиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • совершенствование учащимися теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

  • формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям, пожарам и чрезвычайным ситуациям, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и к безопасности окружающих;

  • воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров, аварий и катастроф и убежденности в необходимости принимать в них посильное участие;

  • совершенствование форм и методов учебного процесса, дальнейшего слаживания педагогического коллектива и учащихся в решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для достижения поставленных целей в ходе проведения «Дня защи­ты детей» в школах и других образовательных учреждениях целесообразно в основу планирования и проведения занятий положить решение следующих задач:

  • углубление теоретических знаний и практических навыков у обучаемых в умении оказывать первую медицинскую помощь (перевязка ран, наложение шин при переломах и жгутов для остановки кровотечения, переноска по­страдавших) и т.д.;

  • выработка практических навыков у обучаемых по действиям при пожарах;

  • отработка практических навыков у обучаемых по ориентированию в лесу, движению по азимуту, разведению костра, установки палатки преодоления водных преград;

  • углубление у обучаемых знаний правил дорожного движения и основ безопасности поведения на улице;

  • выработка практических навыков у обучаемых по изготовлению ватно-марлевых повязок для защиты от инфекционных заболеваний;

  • обучение правилам одевания средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаза, респиратора, дыхательных аппаратов) и кожи (защитного легкого костюма Л-1, общевойскового защитного комплекта ОЗК);

  • отработка единого порядка действий всего работающего персонала и учащихся учреждения при разливе ртути;

  • систематизация знаний у учащихся основ здорового образа жизни и умения применять эти знания в повседневной деятельности;

  • выполнение учащимися нормативов спортивных соревнований и мероприятий военизированных игр;

  • повышение учащимися теоретического уровня знаний по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и другим предметам обучения в ходе проведения викторин и конкурсов.

Для качественного проведения «Дня защиты детей», исходя из указанных целей и задач, необходимо заранее определить задания, составить программу соревнований, эстафет, конкурсов, викторин и других вопросов, которые могут отрабатываться при проведении «Дня защиты детей».

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

«День защиты детей» проводится в соответствии с планом основных ме­роприятий школы (апрель-май) в один из учебных дней, но не позже, чем за три дня до начала экзаменов у учащихся.

Место проведения «Дня защиты детей»:

  • здание школы;

  • вспомогательные здания и сооружения на территории школы; . спортивная база школы и прилегающая территория;

  • допускается использование учебно-материальной базы пожарной части, спасательного отряда, других учреждений находящихся рядом со школой.

В течение дня в учебном заведении во всех классах (группах) прово­дятся занятия согласно общему расписанию и проводятся мероприятия:

Викторины. По своему содержанию они должны быть тематическими. Все вопросы викторины не превышают объема программы соответствующего класса (группы). Для ее организации назначается жюри из трех человек (учи­тель, медицинский работник, активист-старшеклассник), а класс (группа) раз­деляется на команды. По окончании викторины объявляются команды-победители, им вручаются призы, памятные подарки, сувениры или грамоты.

Открытые уроки. Занятия по курсу «Основы безопасности жизнедея­тельности» в третьей возрастной группе в этот день проводятся открытыми. На них, как правило, присутствуют работники органов народного образования и МЧС, приглашенные гости. Уроки ведут опытные преподаватели, прошедшие подготовку в Учебно-методическом центре по гражданской обороне, чрезвы­чайным ситуациям и пожарной безопасности Архангельской области.

Тренировки. Тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» проводятся с учащимися первой возрастной группы на уроках, предусмотренных расписанием, или во внеурочное время методом практических занятий. На тренировках под руководством преподавателей уча­щимися отрабатываются навыки пользования простейшими средствами защиты органов дыхания и принимаются зачеты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Учащиеся третьей возрастной группы сдают нормативы гражданской обороны, в соответствии с программой.

Соревнования. Соревнования по оказанию первой медицинской помощи позволяют совершенствовать ученикам приобретенные теоретические навыки. Они проводятся, как правило, во внеурочное время. Для учащихся третьей воз­растной группы устанавливаются следующие этапы:

• оказание первой медицинской помощи при различных видах травм;

  • оказание первой медицинской помощи при массовых поражениях;

  • оказание помощи «утопающему»;

  • оказание первой помощи при ожогах, отморожениях, солнечных и теп­ловых ударах.

Соревнования по прикладной физической культуре - действенная часть мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и развитию выносливо­сти у учащейся молодежи. Во внеурочное время проводится комбинированная эстафета с элементами выполнения различных упражнений программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Во внеурочное время могут проводиться смотры художественной самодеятельности, строевые песни, тематические встречи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Для качественного проведения «Дня защиты детей», необходимо заранее определить вопросы (составить сценарий проведения «Дня защиты детей» (Приложение 1), которые будут отрабатываться в ходе ее проведения.

Перечень вопросов, по которым рекомендуется проводить викторины, открытые уроки, тренировки и соревнования, сгруппирован таким образом, чтобы судьи с помощниками могли оценить действия команд на этапах и участках.

Рекомендуется, при наличии соответствующей базы, или возможности оборудования отдельных элементов контрольного маршрута включать специальные задания, предусматриваемые при проведении Всероссийского слета-соревнования учащихся «Школа безопасности» (письмо Министерства образования РФ от 06.03.1996г. № 06/33).

Программа соревнований не должна ограничивается перечнем соревно­ваний, эстафет и конкурсов. Рекомендуется также проводить соревнования и по приобретенным в школе навыкам трудового воспитания.

Проведение «Дня защиты детей» рекомендуется проводить в два этапа:

на 1-ом этапе проводится практическая тренировка по выполнению отдельных мероприятий планов гражданской обороны. Принимают участие преподавательский состав и все учащиеся образовательного учреждения;

на 2-ом этапе проводятся соревнования, конкурсы, викторины и т.д.
Мероприятия проводится как соревнования между командами. Команды формируются от каждого класса (группы). Состав команды - 6-8 учеников (3-4 девочки, 3-4 мальчика) и один - два запасных игрока.

Всех учащихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1-4, 5-8, 9-11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.

Мероприятия для первой возрастной группы:


  • викторина «Условия безопасного поведения учащихся»;

  • тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

  • плановые (по расписанию) тренировки в выполнении практических нормативов по эвакуации из здания при пожаре.

Мероприятия для второй возрастной группы:

  • викторина по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»;

  • показное практическое занятие по действиям учащихся в чрезвычайных ситуациях;

  • соревнования по оказанию первой медицинской помощи.

  • экскурсии в учебные пункты гражданской обороны и защитные сооружения.

Мероприятия для третьей возрастной группы:

    • уроки мужества;

    • открытые и показательные уроки по разделам «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» и «Основы подготовки к военной служ­бе» курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    • соревнования по оказанию первой медицинской помощи;

  • действия учащихся по сигналам оповещения;

  • соревнования по прикладной физической культуре;

  • смотры нештатных аварийно-спасательных формирований и организация их действий по предназначению.

Исходя из местных условий и возможностей учебного заведения, могут проводиться и другие мероприятия. Основное условие состоит в том, что «День защиты детей» должен быть максимально насыщен практическими мероприя­тиями и проходить в духе соревнования за право называться лучшим классом или группой. При проведении мероприятий «Дня защиты детей» необходимо предусмотреть меры по обеспечению безопасности участников и осуществле­ние медицинского контроля. Мероприятия для каждой возрастной группы должны носить дифференцированный характер и без нарушения учебного про­цесса.

Для учащихся учебных заведений начального и среднего профессиональ­ного образования деление можно проводить по курсам обучения.

Главными условиями успешного проведения «Дня защиты детей» являются:

  • разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмо­сферы праздника;

  • максимальное насыщение практическими мероприятиями и состязатель­ный характер мероприятий;

  • борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу «Осно­вы безопасности жизнедеятельности», дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

  • все запланированные мероприятий должны проводиться без нарушения учебного процесса.

При проведении мероприятий «Дня защиты детей» обязательно пре­дусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащих­ся и медицинский контроль.

Исходя из местных условий и возможностей учебного заведения, могут проводиться и другие мероприятия. Подход в организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.

Для участия в проведении «Дня защиты детей» желательно приглашать сотрудников пожарных подразделений, работников профессиональных поиско­во-спасательных и аварийно-спасательных служб, офицеров военкоматов и во­инских частей, РОСТО (Российской оборонной спортивно-технической органи­зации), сотрудников правоохранительных органов, спортсменов, родителей.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск