Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.10.2013
Размер94.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Учитель: Букина Ирина Васильевна, г. Пермь, МОУ «Гимназия №4 им.братьев Каменских»

Тема: Органы чувств насекомых.

Урок № 3 в теме «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»

Тип урока: Изучение нового материала.

Актуальность темы: Тема «Органы чувств насекомых» не входит в обязательные программы по биологии. Но на протяжении множества лет я провожу этот урок при изучении темы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», так как он помогает показать удивительный мир существ, окружающих нас повсеместно. Строение насекомых в школьном курсе изучается на примере таракана, майского жука или мухи. Часто это вызывает брезгливость и неприятие со стороны учащихся. А представляемый урок способствует формированию интереса ребят к этому классу животного мира, вызывает эмоциональный подъем в восприятии природы, повышает интерес к изучению всего раздела «Насекомые».
План урока




Этап урока

Приемы и методы

Время (мин)

1.

Целеполагание и мотивация

Просмотр видеофрагмента. Беседа «Для кого цветы такие?»

Постановка проблемы «Как насекомые воспринимают мир?»

Составление логической цепочки.

Постановка целей урока.

Составление таблицы.


5-7

2.

Изучение нового материала

1. Зрение.

Работа со слайдом. Постановка проблемы.

Маркировка текста.

Разрешение противоречий.

Обращение к личному опыту учащихся в общении с природой.

Заполнение таблицы.

2. Обоняние и осязание

Работа со слайдом. Постановка проблемы.

Анализ предложенной текстовой ситуации.

Беседа. Разрешение противоречий.

Игра «Верю-не верю»

Заполнение таблицы.

3. Слух.

Чтение и анализ схемы. Постановка проблемы.

Обращение к личностному опыту общения с природой.

Анализ информации, предложенной на слайде.

Работа с печатным текстом. Разрешение противоречий.

Рассматривание микропрепарата «Волоски на теле насекомого» с помощью цифрового микроскопа.

Заполнение таблицы.

4. Вкус

Анализ текста.

Обращение к личному опыту. Беседа.

Заполнение таблицы.



25-27

3.

Закрепление знаний

Анализ предложенной ситуации.

Ответы на вопросы.



5

4.

Подведение итогов.

Сопоставление данных заполненной таблицы с исходной логической схемой.

Формулировка вывода по уроку.


3

5.

Рефлексия.

Беседа, обмен мнениями. Подарки.



2

Домашнее задание: Используя ресурсы Интернет, электронных и печатных изданий, подготовить сообщения о том, как конкретные насекомые ориентируются в окружающем мире.


Ход урока




Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Целеполагание и мотивация

  • Начинает урок музыкальным видеофрагментом «Вальс цветов» (слайд № 1)

  • Читает стихи:

Вершина формы строгой и чеканной

Земной цветок – тюльпан, жасмин, горлец…

…Любой из них сорви среди поляны –

Тончайшего искусства образец.

  • Задает вопросы: Какие они, цветы? Что помогает вам это почувствовать? Для кого цветы такие?



  • Подтверждает цитатой Д.Эттенборо (слайд №2) (из книги «Жизнь на Земле»)

  • Демонстрирует слайд «Шершень» (слайд №3)

Ставит проблему: Неужели такие маленькие существа тоже способны чувствовать? Как?

  • Предлагает сравнить свои предположения с текстом слайда № 4

  • Задает вопрос: Сходны ли чувства, помогающие ориентироваться в окружающем мире у человека и насекомых?

  • Предлагает составить логическую цепочку


  • Спрашивает: Что надо сделать, чтобы узнать, схожие или нет?




  • Смотрят видеофрагмент слайда 1, отвечают на вопросы.




  • Предполагают, что цветы красивые, ароматные и т.д. – для насекомых.




  • Предполагают, что у насекомых, как и у человека есть органы чувств.

  • Сравнивают свои предположения с текстом слайда 4.



  • Рассуждают. Составляют логическую цепочку

Сходные чувства – сходные органы – Сходное (чем могут быть сходными?) строение, расположение, восприятие)


  • Предлагают действия, ставят цель урока.

  • Строят таблицу «Органы чувств человека и насекомых»

2. Изучение

нового

материала

  • Демонстрирует слайд «Видение мира»: (слайд № 5 )

1 картинка – мир глазами человека.

Восклицает: Ребята, посмотрите, какое красивое поле из синих васильков! А что здесь изображено?

  • 2 картинка – та же картинка глазами пчелы.

Задает вопрос: Какой цвет пчела не видит или видит иначе?

  • Выход текста. Просит прочитать текст на слайде, сравнить с тем, что высказали сами.

  • Задает вопрос: Только ли цветом отличаются картинки?

  • Задает вопрос: Почему видение картинки у пчелы мозаичное? Предлагает работу с текстом.

  • Демонстрирует слайд «Строение глаза насекомого» (слайд № 6 ). Мышкой показывает глаз и просит объяснить, что это такое?

  • Задает вопрос: Как легче поймать бабочку: бегая за ней с сачком, или лучше медленно подойти к ней? Почему?

  • Демонстрирует слайд « Сколько глаз у насекомого?» (слайд № 7)

  • Рассматривают 1-ю картинку слайда 5, отвечают на вопросы.


  • Рассматривают 2-ю картинку слайда 5. Отвечают на вопрос. Работают в парах.


  • Отвечают, что видение у человека целостное, а у пчелы мозаичное.

  • Работают с текстом. Отвечают на вопрос.




  • По слайду № 6 объясняют строение глаза насекомого.



  • Выдвигают предположения, обращаются к личному опыту общения с природой.




  • Задает вопрос: Предположите, зависит ли количество омматидиев от того, где обитает насекомое? У кого должно быть больше омматидиев – у муравья или стрекозы? Почему?

  • Предлагает учащимся заполнить графу «Зрение» в таблице




  • Демонстрирует слайд «Усики-антенны…» (слайд №8) , не показывая название слайда. Обращает внимание на красоту и изящество представленных насекомых. Просит вспомнить, как они называются.

  • Указывает мышкой на антенны и просит ответить, что это за органы и какое отношение они имеют к теме урока. Какие ощущения получают насекомые с помощью этих органов?

  • Демонстрирует слайд «Муравей» (слайд №9), вызывая удивление у учеников.

  • Предлагает объяснить ситуацию. Ответить на вопросы:

«Феромоны шелкопрядов» ( из книги «И у крокодила есть друзья»)

…У самок шелкопрядов в небольшом карманчике на брюшке есть душистая железа. Экспериментаторы вырезали у бабочки пахучую железу и положили недалеко от нее. Вскоре к месту слетелось множество самцов шелкопрядов.».

Куда подлетели самцы шелкопрядов? Какова роль пахучего вещества?

  • Объясняет, что существуют ароматы привлекающие – феромоны и отталкивающие – репелленты. Демонстрирует крем от комаров. Просит объяснить, каким образом крем будет действовать на комаров? Какими органами они будут воспринимать его?




  • Спрашивает: Ребята, а вы чувствуете запах моих духов?

  • Демонстрирует слайд «Шелкопряд» (слайд №10 )А на каком расстоянии, на ваш взгляд, могут почувствовать запахи насекомые?

  • Предлагает игру «Верю-не верю». Прочитывает ситуации. Просит дать ответ, верят или нет ученики в возможность такой ситуации.

  • Предлагает заполнить таблицу.


Демонстрирует слайд «Мир полон звуков»(слайд № 11 )

  • Предлагает сравнить диапазон восприятия звуков человеком и насекомыми.

  • Демонстрирует слайд «Как и чем слышат насекомые» (слайд 12) )

  • Просит ответить на вопросы: А у насекомых есть уши? Где они расположены? Какие органы выполняют роль «ушей»? Будет ли верна поговорка «Слушай ухом, а не брюхом» для короткоусого кузнечика?

  • Для чего кузнечики издают звуки? Закончите фразу: «Пою, стрекочу – значит, …»

  • Добавляет к фразе частице НЕ, получает: «НЕ пою, НЕ стрекочу – значит, НЕ слышу?». Предлагает ученикам поразмышлять, насколько это верно.

  • Демонстрирует слайд «Пчела» (слайд № 13)

  • Предлагает работу с текстом №2. Ответить на вопросы: Какую роль, помимо летательного аппарата, играют крылья насекомых? Отчего возникает звук? (помашите на себя руками).

  • Демонстрирует микропрепарат (или слайд 14, если нет микроскопа)с помощью цифрового микроскопа «Волоски на теле насекомого». Какую роль выполняют эти волоски?

  • Предлагает заполнить таблицу




  • Демонстрирует слайд «Орган вкуса» (слайд №15). Дает задание проанализировать текст на слайде.

  • Предлагает заполнить таблицу.




  • Рассматривают слайд 7. Отвечают на вопрос. Сравнивают с ответом, который появляется на слайде после обсуждения ответа.




  • Заполняют таблицу «Зрение». Отмечают, чем отличается зрение насекомых от зрения человека.


  • Называют насекомых, изображенныхна слайде 8. Отвечают на вопросы, проверяют свои ответы по тексту слайда (ответы на слайде появляются после высказываний учеников).



  • Отвечают на вопросы. Делают вывод о том, что насекомые общаются с помощью обонятельных химических средств.



  • Участвуют в обсуждении.


  • Предполагают, сравнивают свои ответы с ответом, всплывающим на слайде 10.




  • Заслушивают ситуации. Определяют, верно это или нет. Участвуют в обсуждении.



  • Заполняют таблицу «Обоняниеи осязание»



  • Читают схему слайда 11. Участвуют в беседе.


  • Анализируют рисунки слайда 12.Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.



  • Предполагают, сравнивают свои предположения с выплывающим ответом на слайде 12.


  • Участвуют в обсуждении.



  • Работают с текстом и слайдом 13, предполагают, что звук – колебания воздуха.


  • Рассматривают препарат (или слайд 14), определяют роль волосков на теле насекомого.


  • Заполняют таблицу «Слух»




  • Анализируют текст слайда 15 (по вариантам), участвуют в беседе




  • Заполняют таблицу «Вкус».




3. Закрепление

знаний




  • Демонстрирует слайд «Опыты Н.Тинбергена» (слайд №16) Предлагает ответить на вопросы.




  • Выполняют задания слайда 16, отвечают на вопросы.

4. Подведение

итогов.

Домашнее задание.

  • Предлагает сопоставить заполненную таблицу с логической схемой, составленной в начале урока и сделать выводы.

  • Сопоставляют данные таблицы с исходной логической схемой.

  • Формулируют выводы по уроку.

5. Рефлексия

  • Подводит итоги урока. Делится впечатлениями. Дарит семена, из которых ученики смогут вырастить садовые цветы. На цветы будут прилетать насекомые, и ребята вспомнят, что насекомые – тоже чувствуют. И что человек может быть не только потребителем природы, но и ее созидателем.

  • Делятся впечатлениями от урока.


Используемая литература:

  1. А.А.Яхонтов. Зоология для учителя. Стр. 207-210.

  2. И.Акимушкин. И у крокодила есть друзья.

  3. Кошкаров. Удивительное в мире животных.

  4. В.А.Алексеев. 300 вопросов и ответов о насекомых.

  5. Д.Эттенборо. Жизнь на Земле.

  6. А.Теремов, В.Рохлов. Занимательная зоология.

Приложение к мультимедийной презентации
Слайд 1. Вальс цветов. Материал взят из презентации, выполненной учеником 7 класса гимназии №4 Юргановым А.

Слайд 2. Текст взят из книги «Жизнь на Земле» Д.Эттенборо. Изд. «Мир», М., 1984.

Слайд 3. Рисунок – Электронное учебное издание «Лабораторный практикум.Биология 6-11 класс» Республиканский мультимедиацентр, 2004,

Слайд 4.

Слайд 5. Рисунки из книги: «Зоология для учителя»А. Яхонтова, М., Просвещение, 1982.

Слайд 6. Рисунки из книги: «Зоология для учителя» А.Яхонтова, М., Просвещение, 1982.

Слайд 7-10, 12, 13, 15. Рисунки – из электронного учебного издания «Лабораторный практикум.Биология 6-11 класс». Республиканский мультимедиацентр, 2004.

Слайд 11. Текст из книги «З00 вопросов и ответов о насекомых»В.Алексеева.

Слайд 14. Из электронного учебного пособия «1С:Репетитор. Биология.» Фирма «1С», Москва, а\я 64.

Слайд 16 – из печатной тетради по естествознанию . Авторы Е.НБукварева, А.В.Чудинова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск