Скачать 377.72 Kb.
|
Нормативные документы Класс – 7 Предмет – география Количество часов в неделю – 2 часа Всего на изучение программы – 70 часов, т.к в учебном плане МКОУ ООШ с. Кукелево 34 учебные недели, то на изучение программы отводится 68 часов. При планировании использованы: Примерная программа Министерства образования РФ. Базовый уровень (М.: Дрофа, 2007г.) и программа А.П.Кузнецова, Л.Е. Савельевой, В.П. Дронова. (М.: Просвещение, 2008г.). Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г. Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта на основании следующих документов: 1. Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями. 2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089). 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312» 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 5. Приказ Комитета образования Еврейской автономной области от 21.05.2012 г. № 321 «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области». 6. Приказ отдела образования администрации Ленинского муниципального района от 22.05.2012 г. № 176 «О реализации учебного плана общеобразовательными учреждениями в 2012-2013 учебном году». 7. Приказ МКОУ «Основной общеобразовательной школы с. Кукелево» от 06.06.2012 г. № 78 «Об утверждении учебного плана на 2012-2013 учебный год». Пояснительная записка Актуальность курса: география материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со страна ми и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура. Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. По этому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты. Цели и задачи курса: главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи: расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального); создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности; усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность; способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры; на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории; Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности. Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания. Планируемые результаты обучения: - владеть компетенциями: коммуникативной, учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой. - оценивать и прогнозировать: по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем; изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках; природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран. - объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; особенности расового и этнического состава населения; различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран; различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде; особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах; основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке; понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания. - описывать: основные источники географической информации; географическое положение объектов (по карте); существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам); компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов матери ков и крупнейших стран мира; объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ; особенности материальной и духовной культуры крупных народностей. Определять (измерять): географическую информацию по картам различно го содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.); вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации. Называть и (или) показывать: важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран; типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории; факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере; крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира; основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города; ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности; природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: чтения карт различного содержания; проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий; понимания географической специфики регионов и стран мира. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета. Содержание программы 68 ч (2 ч/н) ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Практическая работа. «Составление характеристик комплексных карт материков». (о) Раздел 1 Общая характеристика природы(21 ч) Летоисчисление Земли. Геологические эры. Формирование земной коры материков. Географическое положение и размеры материков. Различия в строении земной коры материков и океанов. Определение возраста горных пород . Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Пангея, Лавразия и Гондвана. Эпохи складчатости. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Распределение суши и океана между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Платформы, их строение и возраст. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Распределение суши и океана между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Платформы, их строение и возраст. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Воздушные массы, их типы и свойства. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры. Муссоны. Главные климатообразующие факторы: угол падения солнечных лучей на земную поверхность, циркуляция атмосферы, характер земной поверхности, океанические течения, абсолютные высоты и рельеф местности. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Климатическая карта. Классификация климатов. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристика климатических поясов. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. Сток поверхностных вод. Зависимость вод суши от количества тепла, осадков, испаряемости, рельефа. Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Различия в водообеспеченности материков. Озера, ледники, их распространение в зависимости от климата. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей. Основные причины формирования природных зон. Преобразование природных комплексов в природно- антропогенные и антропогенные. Закономерности размещения природных зон. Широтная зональность. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия: национальные парки, заповедники, памятники природы. Раздел 2 Население (4 ч) Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры. Человеческие расы и этнос, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас. Переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков и стран. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города. |