Урок "Природные зоны Южной Америки"
Цели урока: углубить понятие природной зоны; познакомить с природными зонами Южной Америки, уметь фиксировать основные шаги учебной деятельности, работать в парах, оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудование урока: физическая, климатическая карты Южной Америки, карта природных зон Южной Америки, рисунки с изображением природных зон Южной Америки, карточки с текстом о природных зонах.
ХОД УРОКА Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельности учащихся
| I. Начало урока. Организационный момент. | Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой
| Готовятся работать в группах
| Сообщение плана урока.
Прием “Кластер”
| Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по материку Южная Америка.
Какие темы изучили на материке Южная Америка?
– Что по плану нужно изучать после внутренних вод материка?
Назовите тему нашего урока?
Пишет на доске словосочетание “природная зона”, назовите ассоциации, которые возникли у вас с этим словосочетанием.
Ребята, скажите, что же такое природная зона?
Зная, что такое “ природная зона”, давайте сформулируем цель урока?
Называет цели и задачи урока.
| ГП, история исследования материка, климат, внутренние воды.
Природные зоны
Природные зоны Южной Америки.
Дети называют и записывают слова на доске
Природная зона – это крупная территория суши, где сложились определённые взаимосвязи компонентов природы: растений, животных, почв, климата, и т.д.
Предполагаемый ответ – мы должны узнать, как располагаются природные зоны на материке Южная Америка, какие произрастают растения и какие обитают животные ит.д.
| Работа с атласом.
| По карте атласа (с.31) определите, в каких природных зонах расположен материк Южная Америка?
Какие из них наибольшие по площади? Чем это объяснить?
| Работают с атласом, называют природные зоны.
Большая часть материка лежит в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах, это область пониженного давления (в субэкваториальном – летом), где преобладает жаркий и влажный климат, поэтому большую часть занимают влажные экваториальные леса.
| II. Основная часть урока. Стадия осмысления
Прием “Зигзаг”
| На этом этапе урока происходит самостоятельное знакомство учащихся с материалами урока, его восприятие и осмысление.
Сегодня мы будем работать в 4 группах. 1 группа получает задание изучить особенности природной зоны – влажные экваториальные леса (сельва), 2 группа – зона саванн (кампос), 3 группа – зона степей (пампа), 4 группа– зона полупустынь(Патагония). Заполняют таблицу “Природные зоны Южной Америки” (приложение 1)
Каждый работающий в группе работает со своим текстом (использует текст учебника, атлас, дополнительную информацию). Знакомится, анализирует и выписывает в тетрадь ключевые положения данной природной зоны.
Физкультминутка
Из разных групп вместе собираются ученики, работавшие с одинаковыми источниками. Затем создается группа экспертов В каждой оказываются специалисты по одной теме, н-р, географы или биологи. Делятся друг с другом полученной информацией, вносят дополнения, записывают в таблицу данные, которых у них нет. Затем все возвращаются в свои исходные группы. Обсуждение происходит внутри группы: каждый делится с участниками своей группы той информацией, которую он узнал. Группа составляет единую схему – конспект “Природные зоны Южной Америки”. Выбирают одного представителя от группы, который будет представлять составленную схему перед всей аудиторией (второе слушание).
| Учащиеся объединяются в группы.
Ученики читают стихотворение вместе с учителем и повторяют за ним упражнения.
Во время выступления все остальные учащиеся класса вносят данные в таблицу “Природные зоны Южной Америки”, дополняют.
| III. Подведение итогов урока Игра “Крестики – нолики”
Рефлексия
| – В каких природных зонах расположен материк Южная Америка?
– С какими новыми понятиями мы познакомились?
Что они означают?
Приложение 2 презентация “Крестики– нолики” (природные зоны Южной Америки
Физкультминутка (упражнения для глаз)
– Довольны ли вы тем, как прошел урок?
– Было ли интересно?
– Были ли вы активны?
– Сумели ли вы показать свои знания?
Оцените свою работу.
Выставление отметок.
| Сельва, пампа, льянос, кампос, Патагония.
Учащиеся дают понятия новым определениям.
Учащиеся отвечают на вопросы
| Сообщение домашнего задания
| Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.
Спасибо за урок!
|
| |