Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Магнит и разные материалы» Воспитатель: Дикарёва Л.П. Цели:
Познакомить детей со способностью магнита притягивать некоторые предметы.
Учить детей ставить опыты и составлять предметно-схематическую модель.
Расширять представление детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости.
Учить различать широко распространённые в быту материалы на основе существенных признаков и рассказать об этом.
Оборудование и материалы:
Столики с разными материалами – предметами из дерева, стекла, резины, пластмассы, железа, некоторые пищевые продукты под салфеткой; магниты на каждого ребенка; удочки с магнитами, рыбки; баночка с вареньем, схема, конверт; картинка-силуэт Золушки; игрушки медведя и лисы. Ход занятия:
I. Дети входят в группу и обращают внимание на театральную ширму. В «лесу» появляются медведь и лиса, ведут между собой разговор.
Лиса: Миша, смотри, солнышко светит, тепло становится. Скоро весна наступит. А ты что-то задумался. Что с тобой?
Медведь: Малину я люблю, Лисонька. Да уж очень она мелкая! А лапы то у меня громадные, никак эту мелочь не ухватят. Вот, я и думаю, что же делать? Слышал я, что есть такая штука – магнитом называется. Все-все к себе притягивает. Приставлю я его к кусту малины, и все ягодки к этому магниту притянутся. Вот тогда я наемся!
Лиса: Вот это да! И я такую штуку хочу! Как она называется? Гимнит?
Медведь: Магнит! Магнит!
Лиса: Я бы с этим магнитом к речке отправилась, опустила бы в воду и всю рыбку к нему притянула. Вкуснота!.. Да нет, Медведь, не бывает такого предмета, чтобы все к себе притягивал. Сказки это!
Медведь: Смотри-ка, Лиса, мы на опушку вышли. Вон детский сад виден, а вон и ребята сидят. Может они помогут? Расскажут, правда ли магнитом что угодно к себе притянуть можно? Ау, ребята, вы слышите? Помогите!
Лиса: Медведь-медведь, боюсь я здесь оставаться. Как бы собаки не набежали. Пойдем-ка, скорее обратно в лес (уходят). – Ну как, ребята, поможем медведю? Узнаем, правда ли, что магнит к себе все притягивает? Ещё говорят – примагничивает. Это трудное слово, повторим его еще раз вместе. II. Здесь на столиках – предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем опыты и попробуем узнать, проверить, исследовать, что притягивает магнит. 1. – Что мы видим на этом столике? (пирамидка, кубики и т.д.)
– Из чего сделаны эти предметы? (из дерева)
– Кто расскажет по схеме о свойствах дерева?
– Проверим: притягивает ли магнит деревянные предметы? (манипуляции с магнитом) Вывод: дерево магнит не притягивает. 2. столик со стеклянным предметом
3. столик с пластмассовым предметом
4. столик с бумагой
5. столик с металлическим предметом – Мы с вами чуть не забыли про самое главное: нужно проверить, не притягивает ли малину магнит. Специально для медведя. Вот только малины-то у нас нет. Почему? (она поспеет только летом).
– Но зато у нас есть малиновое варенье.
– Какие ещё продукты есть на столе?
– Притягивает ли магнит продукты?
– Что ж! Как не жаль, а придется сообщить Медведю и Лисе: магнит малину не притягивает. И рыбу тоже. Только писать мы ещё не научились. Давайте-ка для них схему нарисуем, из которой будет ясно, магнит притягивает, а что нет. (Воспитатель вывешивает на доске плакат с изображением предметов, символизирующих разные материалы. В середине схемы магнит. Дети находят значок, изображающий металлические предметы, и соединяют их с магнитом стрелочкой. Схему сворачивают трубочкой и отправляют в «лес»)
– Ох, грустно Медведю будет такое сообщение получить. Не поесть ему малины всласть… А может, мы ему вместе с письмом малиновое варенье в лес отправим? У меня и коробочка для посылки есть.
– Только Лиса варенье не любит. Вспомните, что ей хотелось?
– А вон в озере рыбка плавает. Наловим рыбки для Лисы!
– А теперь объясните, почему мы смогли удочкой поймать пластмассовых рыбок? (на удочке крючок железный, а у каждой рыбки есть маленький магнитик) Воспитатель с ребятами собирают посылку, пишут адрес. Просят няню отнести посылку на почту. III. Игра « Магнит и шарик»
Воспитатель по очереди примагничивает мальчиков, девочек, кто в колготках, шортах и т.д. IV. – Устали? Отдохните, а я вам сказку расскажу. Угадайте про кого?
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола»
(Золушка)
«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у неё падчерица-Золушка. Мачеха Золушку не любила, ругала, бранила, работать заставляла. Однажды король этой страны устроил бал. И пригласил на него и мачеху с Золушкой. Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом. А Золушка спросила тихонько: «Можно я тоже поеду на бал?»
– Куда? – закричала злая мачеха – Ты ещё не все дела переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
– Да я уже все сделала, – сказала Золушка
– Ах, так! Так вот тебе ещё дело. Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе.
– Вот разберешь, тогда и пойдешь. Села в карету и уехала. Заплакала Золушка да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать.
– Ребята, как мы можем помочь Золушке? (Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притягивает все железные предметы, а горох останется) Обрадовалась Золушка и поспешила на бал. (Берется коробка, ставится донышком вверх. В одной из боковых граней – отверстие, чтобы туда входила рука с магнитом. На донышко ставится фигурка Золушки на железной подставке. Фигурка «оживает» под действием магнита – движется в разных направлениях.)
– Ребята, объясните, почему движется Золушка?
– Если на железную подставку поставить героев любой любимой сказки – сказка может «ожить».
V. Фокусы с магнитом.
1. Два магнита притягиваются и отталкиваются (полюсность)
2. Сила магнита: на большой магнит притягивается больше предметов, чем на маленький.
3. Рисунки с помощью железных опилок и магнита. VI. Сувениры – магнитики. (Дети по желанию выбирают картинку и крепят к ней с помощью двойного скотча магнитики). Сувениры дарят гостям. |