№
| Этап урока
| Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1
| Актуализация
| ЭОР ФЦИОР
Типы климатов.
| Предлагает сформулировать учащимся тему урока.
| Формулируют тему, записывают в тетрадь.
|
2
| Изучение нового материала.
| 1. Практическое задание
Проанализировать календари погоды за 3 последних года и заполните таблицу Приложение № 1
Вопросы:
-Одинаковы ли показатели температуры воздуха в такие дни каждого года (1,15, 31)
-Какие выпадали осадки 1,15,30
-Каково давление воздуха в эти дни?
-Рассчитайте среднесуточную температуру октября
-А можно ли с точностью утверждать какая будет погода например, 15 октября через 5 лет? (нет)
- Почему? ( погода переменчива)
- Но почему мы можем определить, что будет именно осень?
| Организует работу обучающихся в парах
Формулирует вопросы и корректирует ответы.
| Анализируют календари погоды Записывают в таблицу характеристики Анализируют данные таблицы и делают выводы
и отвечают на вопросы.
Воспринимают информацию и отвечают на вопросы.
|
|
| 2. Создание проблемной ситуации
- Маша сказала: Чем южнее, тем теплее. Права ли Маша?
(варианты ответов детей фиксируются на левой стороне доски)
Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам.
| Создаёт проблемную ситуацию
Корректирует предложенные определения
Формулирует вопросы и корректирует ответы обучающихся
| Выдвигают версии, предположения.. Следят за записью на доске
Анализируют схему
Выполняют практическое задание
Практические задания.
|
|
| - Итак, что такое климат?
- Какую самую главную отличительную черту между погодой и климатом мы сейчас выделили
- Как вы думаете, на всей ли территории земного шара происходит смена сезонов года?
| Организует работу по поиску необходимой информации в учебнике
Формулирует вопросы и корректирует ответы
| Находят в учебнике определение понятия «Климат» и записывают его в тетрадь
|
|
| - Перед вами лежат словари, найдите в них определение « климат
- Как вы думаете что может быть общего между понятиями климат и наклон? (варианты фиксируются на левой стороне доски)
| Организует работу по поиску необходимой информации в учебнике
Формулирует проблемный вопрос и корректирует ответы
| Находят в словарях определение понятия «Климат» и записывают его в тетрадь
|
|
| Сравнительный анализ записи на доске до изучения нового материала и после
| Совместно с обучающимися сравнивают тезисы , что знали о климате «до» и «после» ознакомления с ним
| Анализируют свои ответы
|
|
| Работа с демонстрационным пособием «Теллурий»
- Так какая главная причина влияет на формирование климата? (запись на доске с правой стороны (географическая широта места)
| Демонстрирует работу теллурия
| Делают выводы о неравномерности освещения поверхности Земли
|
3
| Первичная проверка понимания
| Практическая работа
Заполнить бланки «Сравнительная таблица характеристик погоды и климата». Приложение № 2
- Что общего между погодой и климатом?
- В чём отличие?
| Объясняя задание, предлагает работу в парах. Раздает и предлагает учащимся заполнить таблицу. (Приложение 1)
Анализирует и корректирует результаты работы.
| Объясняя задание, предлагает работу в парах. Раздает и предлагает учащимся заполнить таблицу. (Приложение 1)
Анализирует и корректирует результаты работы.
|
4
| Закрепление знаний и способов действий
| - Подумайте, можно ли наблюдая за погодой (в неизвестной вам местности) около 1-2 недель определить в каком климатическом поясе вы находитесь?
Как называется климатический пояс, в котором мы с вами проживаем? (стр 165 учебника – картосхема)
- Какова главная особенность умеренного пояса? (4 сезона) Давайте сформулируем определение понятия «Умеренный климат»
| Формулирует проблемный вопрос. Корректирует ответы
| Выдвигают версии, предположения, аргументируют свои ответы
Называют и анализируют признаки умеренного климата
По схеме дают определение понятию
Что такое
|
| Ближайший род (частью чего является)
|
| Существенные признаки
| Умеренный климат
|
| Тип климата
|
| Характеризуется наличием 4-х сезонов года
|
|
5.
| Формулировка учителем задания для закрепления.
| Работа по атласам Волгоградской области в группах
- Используя те знания, которые вы получили сегодня на уроке составьте характеристику климата Волгоградской области .Запишите эту характеристику в таблицу Приложение № 3
| Объясняя задание, предлагает работу в парах. Раздает и предлагает учащимся заполнить таблицу. (Приложение 1)
Анализирует и корректирует результаты работы.
| Составление характеристики климата ВО и последующая запись в таблицу
Климат Земли. Контрольные задания.
|
6.
| Обобщение и систематизация знаний
| Вопросы
- Что такое климат
-Что общего между понятиями погода и климат
-Чем отличаются друг от друга погода и климат
- Какие климатические пояса находятся в жарком, умеренном и холодном поясах освещённости
| Формулирует вопросы и корректирует ответы
| Отвечают на вопросы
|
7
| Контроль и самопроверка знаний
| ЭОР ФЦИОР Движение Земли. Практические задания.
| Комментирует выполнение задания
| Выполняют индивидуальную работу
Климат Земли. Контрольные задания.
|
8.
| Подведение итогов урока. Выводы и оценки.
Домашнее задание
|
| Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке.
| Фиксируют выводы
Записывают задание в дневник.
|
9
| Домашнее задание
|
| Задает домашнее задание
| Записывают задание в дневник.
|