Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Лексина Светлана Николаевна
Предмет Окружающий мир (человек, природа, общество) Класс 3
Тема урока: «Кто что ест? »
Тип урока: “Изучение нового материала”.
Учебник: “Мир вокруг нас” , 3 класс 1 часть (авт. А.А. Плешаков).
Цель: ввести и раскрыть понятие “цепи питания”.
Задачи:
Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями, между природой и человеком). Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
Развивать коммуникативные умения, навыки самооценки, речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание ее охранять.
Оборудование:
рабочая тетрадь (автор А.А. Плешаков к учебнику для 3 класса “Мир вокруг нас” 1 часть);
запись на доске домашнего задания;
видеофильм “Природные сообщества”;
листы со стрелками; скрепки;
5 наборов по 4 картинки
презентация по теме урока
| Этапы работы
| Содержание этапа
| 1.
| Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
| Организационный момент.
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Приветствие гостей У.: Сегодня у нас на уроке гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся. Будем надеяться, что они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Психологический настрой. У.: Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
У вас на столах оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки: зеленым - усвоил материал хорошо, настроение хорошее; желтым - что-то не понял; красным – усвоил материал плохо, настроение плохое.
Итак, оцените с каким же вы настроением пришли сегодня на урок. Как мы его начинаем? Закрасьте кружочек около цифры 1. Уберите листочки в сторону.
Сообщение темы урока и постановка проблемы.
( слайд 1)
У.: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Кто по данному слайду определит тему нашего урока?
Дети: Мы будем говорить о том, кто как питается.
У.: Правильно! Если внимательно посмотреть на слайд, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.
( слайд 2)
В конце урока нам надо ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания.
Если вы будете внимательно слушать и активно работать в течение урока, то получите хорошие оценки.
| 2.
| Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
| 2. Проверка домашнего задания.
Цель: повторить материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.
У.: Мы с вами знаем, что живая природа делится на несколько царств. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. О каком царстве мы говорили с вами на прошлом уроке? ( О царстве животных, разнообразном мире животных). Дома вы еще раз прочитали странички учебника об этом. Сейчас я хочу проверить как вы усвоили группы животных, с которыми мы знакомились. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, обведите кружочком.
Тест по теме «Разнообразие животных» https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFZnem0zTFphMVphWk44RVd0eUtsbVE6MQ
Самооценка (закрасить кружочек 2).
Мы не зря сейчас повторяли прошлый материал. Знания о животных помогут нам при составлении цепей питания.
| 3.
| Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
| Актуализация знаний.
У.: Чтобы проследить разные цепи питания, нужно попробовать их составить самим.
У.: Прежде давайте подумаем, на какие группы по способу питания можно разделить животных и чем они отличаются друг от друга. Как вы думаете, животные, которые питаются растительной пищей, как называются? ( Растительноядные)
У.: Правильно. Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.
( слайд 4)
У.: Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради № 1, с. 43.
У.: Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов ( мотивация) и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.
( слайд 5)
У.: Где вам придется трудиться, решит жеребьевка.
От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.
У.: А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.
По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки.
( слайд 6)
Все готовые цепи развешиваются на доске.
Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.
Например:
Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.
У.: Давайте проверим работу ребят.
( слайд 7)
Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.
Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).
( слайд 8)
Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).
( слайд 9)
Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).
( слайд 10)
Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).
(слайд 11)
У.: Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице?
Д.: Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.
Самооценка (закрасить кружочек 3).
| 4.
| Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
| 4. Первичное закрепление знаний. Цель: повторить звенья цепей питания
У.: А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.
– Какие цепи питания приведены в учебнике?
Д.: Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.
У.: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
Д.: I звено – растения;
II звено – растительноядные животные;
III звено – остальные животные.
(слайд 12)
Физминутка
Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения. По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пещком пойдем.
Решение экологических задач.
У.: Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.
Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили. Посмотрите на свои цепочки.
Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например:
Д.: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д.
У.: Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. Трое наших экологов побывали в Китае, и вот какое сообщение они нам оттуда привезли.
( слайд 13)
Трое детей читают стихотворение:
Хулиганы воробьишки – Превосходные воришки. Им зерно лишь подавай – Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, Сколько зерен потеряли, И издали свой декрет – Воробьев свести на нет.
Перебили всех подряд, Ждут – каков же результат? Поначалу, в самом деле Закрома их пополнели,
А потом пришла беда – Отворяйте ворота! Все посевы, урожаи Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе Прежде не было нигде. Оказалось, воробьята Не едят совсем зерна–то:
Им родители с полей Тащат мошек и червей. Стало тут властям понятно – Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев Из чужих возить краев. Если все сплеча рубить, Можно дело загубить.
У.: Какая цепь питания в Китае была нарушена?
Д.: Пшеница – насекомые – воробьи.
У.: А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.
(слайд 14)
Д.: У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.
У.: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
А вот какую загадку подготовила для нас Катя:
Однажды англичане Заметили в тумане – Известно, что у англичан На островах всегда туман, – Но, несмотря на это, Заметили, что летом Растет пшеница гуще там, Где проживает больше дам, Почтенных старых леди, Что больше всех на свете Заботятся о кошках...
У.: Цепочку разглядишь не сразу. На то наука есть и разум.
Какую же цепь питания поддерживают пожилые леди Англии?
Д.: Зерно – мыши – кот.
У.:
И вот загадка решена. Ответ – у ловкого кота: Мышей переловил давно, А мыши что едят? – Зерно.
Обобщение изученного.
У.: Давайте посмотрим видеофильм и обобщим то, о чем мы сегодня говорили.
Просмотр фрагмента видеофильма “Природные сообщества” (3 мин.).
– Так какое же звено в цепи питания первое?
Д.: Растение.
У.: А второе?
Д.: Растительноядное животное.
У.: Третье
Д.: Хищные, всеядные.
У.: В фильме говорилось, что есть еще конечное звено в цепи питания . Это грибы и бактерии. Более подробно мы поговорим об этом на следующих уроках.
У.: Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания?
(слайд 15)
Д.: Для того, чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.
У.:
Теперь напишем резюме, А это значит, братцы, Что обговорено сейчас, Мы подытожим вкратце.
( слайд 16)
Наука экология показывает нам, Что в мире все завязано по четырем углам. Растения, животные, земля и человек Не могут друг без друга существовать вовек.
( слайд 17)
Земля вкруг Солнца вертится, И жизнь идет по кругу, А “стол” наш тем и держится, Что мы “едим” друг друга. Чтоб в мире не было беды, Не рви больших кусков. Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов. Самооценка (закрасить кружочек 4).
| 5.
| Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
| 6 Итог урока. Рефлексия.
У.: Кому понравился урок? Что именно понравилось? Что нового для себя узнали?
Мне тоже было приятно работать с вами, наблюдать за вашим тесным сотрудничеством в группах
Инструктаж домашнего задания.
У.: Дома еще раз прочитайте статью (с. 96–98). В рабочей тетради выполните задания № 3–4, с. 44–45.
На доске: д/з с. 96–98.; рабочая тетрадь № 3–4, с. 44–45.
Дети записывают задание в дневник. Затем убирают учебники, дневники, тетради
Самооценка (закрасить кружочек 5).
Оценки за урок.
| Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
| Авторский медиапродукт
| Microsoft Office Power Point 2007
| Презентация «Кто что ест? Цепи питания»
|
|
| Фрагмент видеофильма “Природные сообщества” (3 мин.).
| flash
мультимедиа
| Видеофрагмент
|
|
| Тест "Разнообразие животных"
| сервис web 2.0
| Тест с помощью форм Google
| https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFZnem0zTFphMVphWk44RVd0eUtsbVE6MQ
| |