Скачать 33.77 Kb.
|
Цель урока: - познакомить с частями реки. Задачи:
Оборудование: физическая карта России, презентация. Ход урока Организационный момент. Проверка домашнего задания. Слушание вариантов «Сказки о рыбаке и рыбке» на новый лад. Работа над темой урока - Ребята, послушайте загадку: На свете нет ее сильней, На свете нет ее вольней. В руках ее не удержать И на коне не обогнать. (Река) - Сегодня на уроке мы будем говорить о реках. Узнаем, чем река отличается от других водоемов, из каких частей она состоит. Каждая река имеет свое начало. Начало реки – это исток. Обычно истоком служат подземные воды, выбивающиеся на поверхность маленькими фонтанчиками – родниками. Крупные реки берут свое начало от множества более мелких рек, речек и ручейков. Более мелкие реки, вливающиеся в крупные,- это притоки. Углубление, по которому течет река, называется руслом. (Слайд №2) В зависимости от местности, по которой протекают реки, их можно разделить на несколько типов. В горных районах реки очень быстрые.(Слайд №3) В равнинной местности их течение более спокойное.(Слайд №4) Большинство рек завершает свой путь, впадая в море. Место, где река встречается с морем, называется устьем. Здесь пресная речная вода смешивается с соленой морской водой. Разветвленное устье еще называют дельтой. Движущаяся вода всегда выбирает себе путь наименьшего сопротивления. Прокладывает русло по мягким горным породам и избегает твердые. Поэтому многие реки извилисты. Водопад возникает, когда вода подходит к слою твердой породы на вершине мягкой скалы. Постепенно мягкая порода вымывается, оставляя твердую, с которой вода и ниспадает каскадами. Пороги – это серии водопадов.(Слайд №5,6) - Есть в природе удивительное явление, связанное с подземными водами. Это гейзер – фонтан горячей воды, бьющий из-под земли. Чаще всего гейзеры бывают в районах, где есть вулканы. (Слайд №7) Местные климатические условия влияют на животный и растительный мир реки. В реках большое разнообразие рыб. Встречаются и крупные речные животные. Это бобры, ондатры. Реки и их берега богаты растительностью. С давних времен люди селились по берегам рек, так как живя около воды, они имели возможность выращивать хлеб и другие культурные растения. Здесь было достаточно воды для полива. Если вы посмотрите на карту, то, конечно, заметите, что все крупные города расположены по берегам рек.(Слайд №8 ) Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. И сегодня по рекам перевозится огромное количество людей и грузов. Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) Чтение текста на стр.44 учебника . Работа со схемой (задание №2, с.45). Укажи на схеме стрелками, куда текут реки и их притоки. - Назови истоки и устья рек. - Укажи буквами левые и правые берега рек. Работа с текстом с.46 № 3. - Что нового вы узнали о реках из текста? Работа с кроссвордом (Слайд №9) Вопросы к кроссворду
По диагонали прочтите название части речной долины. (Русло) Физкультминутка (Релаксация под звуки природы) Чтение стихотворения (задание №6, с.48). - Расскажи, чем важны реки? (Ответы детей) -Ребята, мы с вами сделали выставку. На этом стенде представлены энциклопедии, художественные книги. В них вы можете найти много интересного о реках. Домашнее задание -Подготовь рассказ о том, что может загрязнять реку. Раскрась рисунок на с 48 №7. Итог урока. -Что нового узнали на уроке? -Что вам понравилось? |